Моё знакомство с творчеством этого художника началось с приведённой ниже репродукции. В разных источниках работа называется по-разному. Где-то — "Вид из окна", где-то — "На окне" или "На подоконнике". В принципе, все названия подходят: представлены и вид из окна, и то, что находится на подоконнике. Ну, а главный персонаж здесь, конечно же, весна. О её присутствии, о наступившем после зимы потеплении говорят и открытые внутренние рамы, и пейзаж за окном, его тёплые тона, и букетик первоцветов в стеклянной банке на подоконнике. А если вы присмотритесь к лежащему возле банки конверту, то заметите, что рисунок на нём посвящён 8 марта, первому весеннему празднику. И можно пофантазировать, поразмышлять, о чём говорится в письме, вынутом из этого конверта и тоже лежащем на подоконнике, сочинить-придумать какую-нибудь весеннюю историю.
Очень мне нравится эта, вроде бы простая, но такая душевная и тёплая, атомосферная работа.
И имя художника — Коммунар Савельевич — тоже обращает на себя внимание. Понятно, что родители, назвавшие сына столь необычно, были людьми, принявшими Великую Октябрьскую социалистическую революцию, искренно верящими в провозглашённые ею идеалы и мечтавшими о торжестве коммунизма, активно включившимися в его строительство, и надеющимися на то, что сын будет счастливее их, что ему доведётся жить в лучшем и более справедливом обществе.
К сожалению, сведений о родителях Коммунара и информации о том, как прошло его детство, найти не удалось. Известно лишь, что Коммунар Беркута родился 22 июля 1926 года в селе Григорьевка Хмельницкой области.
А в июне 1941 года началась Великая Отечественная. Коммунару тогда было неполных 15 лет. Информации о том, как и где он и его родители пережили первые месяцы и годы войны, я тоже найти не смогла. Но Коммунар Савельевич был участником Великой Отечественной и потерял в ходе боевых действий правую руку.
Награждён Орденом Славы III степени, Орденом Отечественной войны I степени и девятью медалями. И всё это при том, что когда закончилась война, ему было неполных девятнадцать лет.
И удивительно, что он, инвалид без правой руки, решил посвятить себя изобразительному искусству. Поступил в Днепропетровское художественное училище, которое окончил в 1949 году, затем обучался в Харьковском художественном институте, окончив его в 1955 году. И в этом же году вернулся в Днепропетровск и связал судьбу с родным художественным училищем имени Е.В. Вучетича — преподавал там до конца жизни, почти полвека, — с 1955 по 2003 год.
Многие ученики Коммунара Беркуты вспоминали и вспоминают учителя с теплом и любовью. Беркута не только обучал студентов художественному ремеслу, но также учил добру, человечности, верности, чести.
Он — прирождённый воспитатель, в личности которого так гармонично соединились две прекрасные ипостаси: художник и педагог.
Л. Богданова, искусствовед
Беркута был членом КПСС. Участвовал в выставках с 1955 года, в 1966 году стал членом Союза художников СССР.
Умер 26 декабря 2003 года. Работы хранятся в Днепропетровском художественном музее, а также в частных коллекциях в разных странах.
На сайте Артхив приведена краткая биография Коммунара Беркуты, в которой в качестве основных произведений художника указаны «В. Г. Короленко в тюрьме», «У дьяка в науке», «Сквозь огонь», «Связисты». Увы, из перечисленных произведений я смогла найти в сети лишь одну репродукцию, да и ту чёрно-белую. Зато удалось найти несколько репродукций других работ — пейзажных, портретных и жанровых. И я хочу показать здесь найденные репродукции, чтобы больше людей узнали об этом художнике и педагоге, о стойком и мужественном человеке, любившем жизнь и изображавшем разные её моменты на своих картинах.