Киноальманах по произведениям Эдгара Аллана По. Три эпизода – три рассказа. Именно в этом альманахе, от которого я ровным счетом ничего не ждал, мне удалось обнаружить лучшую экранизацию Эдгара По.
Кстати, средний метр идеально подходит к коротким рассказам Эдгара По с их отнюдь не ветвистыми сюжетами. Эпизод "Тоби Даммит" снял Федерико Феллини, и это гораздо лучше, чем знаменитые экранизации Кормана, которые выходили в начале 1960-х. Правда, от По в фильме нет ровным счетом ничего, — все, что мы видим на экране, это стопроцентный Феллини, входящий к тому же в режим творческой стагнации.
Впрочем, обо всем по порядку.
Эпизод I: "Метценгерштейн"
Режиссер Роже Вадим. Оценка: 5/10.
Принцип составления большинства кинематографических и литературных альманахов таков, что напоминает обед. Сперва идет салат, потом первое блюдо, потом второе и только в конце – лакомство, десерт.
Француз Роже Вадим отвечал за салат. Яство получилось пресное и скучное, — не такого мы ждали от французской кухни.
"Метценгерштейн" – это костюмная история о распутной графине с тираническими наклонностями, Фредерике Метценгерштейн, которая вдруг влюбляется в своего кузена, живущего по соседству.
Парень увлекается охотой, лошадьми и презирает жизнь, которую ведет развязная соседка. Он сходу отвергает графиню, и та, не привыкшая к столь дерзким отказам, решает отомстить.
Она подсылает людей, чтобы те подожгли его конюшню. Парень гибнет в огне, — чего Фредерика уж точно не желала и не ожидала.
Вскоре на ее дворе появляется диковатый черный конь вполне адского вида, с красными ноздрями (это совпадает с моментом таинственного вандализма: с гобелена, висящего в зале замка Фредерики, вырван кусок, на котором был изображен черный конь).
Приблудшее животное слушается только Фредерику. Покуда гобелен восстанавливают, она скачет на новом четвероногом друге по полям и весям, тоскует по сгоревшей зазнобе и в конце концов сама, по доброй воле, несется прямиком в эпицентр пожара, случившегося после буйной грозы.
Действие фильма развивается довольно вяло. В общем-то, это и не фильм, а сплошное любование. Home Video, влетевшее в копеечку. Роже Вадим любуется тем, как его обожаемая супруга Джейн Фонда уверенно держится в седле и щеголяет в диковинных средневековых костюмах (в каждом кадре — разных).
Зевнув пару раз и полюбовавшись вместе с Вадимом на молодую Фонду, мы переходим к следующему пункту.
Эпизод II: "Вильям Вилсон",
Режиссер Луи Маль. Оценка: 6,5/10.
Уверенная, лаконичная режиссура, отточенная операторская работа Тонино Делли Колли (снимавшего спагетти-вестерны Леоне и философско-социальные фантазии Пазолини). Фильм сделан мастерски, довольно увлекательно, но саспенса и сюра нет и в помине.
Между тем, если бы продюсерская идея реализовалась полностью, — планировалось, что три эпизода снимут Орсон Уэллс, Луис Бунюэль и Федерико Феллини, — это было бы гораздо интереснее.
Особенно жаль, что в проекте отказался участвовать Бунюэль. Впрочем, и фильм Маля вполне неплох. Он значительно лучше беспредельно сновиденческой, сюрреалистической, но размазанной, как манная каша по тарелке, "Черной луны", которую Маль снимет в следующем десятилетии.
Ален Делон играет редкостного подонка по имени Вильям Вилсон, чья склонность к садизму начала проявляться с раннего детства.
Сейчас Вилсону под тридцатник. Он врывается в церковь и, спотыкаясь, спешит исповедоваться, чего не делал никогда...
Каждый раз, когда Вилсон на протяжении своей мерзопакостной биографии пытался сотворить какую-нибудь особо гнусную подлость, появлялся его двойник и пресекал безобразие.
Последний случай навлек на Вилсона ужасный позор, — его изгнали из кавалерийского батальона, — и тогда Вилсон убил двойника.
"Зря ты так, дружище, – говорит ему мертвый двойник, — теперь ты сам умрешь".
Луи Маль в своем позднем фильме "До свидания, дети" хорошо показал "детский мир", видимо, ему нравится работать с юными актерами. Сцены из детства Вилсона впечатляют в этом эпизоде более всего. Кроме того, Малю удалось затащить в проект Бриджит Бардо, поэтому ей уделяется немало внимания. Затяжная сцена карточной игры между ее персонажем и Вилсоном, больше напоминающая дуэль, сильно выбивается по хронометражу из прочих сцен.
Эпизод III: "Тоби Даммит" (по рассказу "Не закладывай дьяволу свою голову")
Режиссер Федерико Феллини. Оценка: 8,5/10.
А вот и десерт. Мистическое "8,5" в цвете, Рим, залитый расплавленным золотом заката. Свободно движущаяся камера Джузеппе Ротунно, изощренный монтаж. Фильм Феллини — злая сатира на нравы шоу-бизнеса, убийственно смешной взгляд на кухню кинобизнеса, телевидение и церемонию вручения "итальянского Оскара".
На экране — паноптикум безумных от собственной известности и суетливости публичных персонажей.
В центре этого декадентского мира – английская кинозвезда Тоби Даммит, которая, соблазнившись гонораром в виде новенького "феррари", прибыла в Италию для съемок "католического вестерна".
Теренс Стамп в роли усталого алкоголика, узревшего дьявола в виде маленькой светловолосой девочки с беззвучно прыгающим белым мячом, совершенно бесподобен.
Глядя на сокрушительную тоску Даммита, автоматическое фиглярство профессионального паяца, его отчаянное движение по краю ночи, приходишь к крамольной мысли: а, часом, не этот ли образ Джек Николсон копировал, играя в кубриковском "Сиянии"?
Бунюэль в "Симеоне-столпнике" вывел дьявола в образе "лоли", Феллини повторил этот очевидный и броский ход. Но для того, чтобы дьявольские девочки заполонили экран, понадобилось чисто японское усердие…
Фильм фееричен (отметим также как всегда великолепную музыку Нино Рота), в нем даже есть что-то цинично-годаровское. Дискотека окончена, дальше – несколько скриншотов.
Общая оценка: 7,0 из 10.
Читайте также на моем канале: