В 1860 году была издана уникальная книга, которую по праву можно назвать летописью первой половины 19 века. Книга называется «Материалы для географии и статистики России, собранные офицерами Генерального штаба», она состоит из нескольких томов, описание Рязанской губернии вы найдете в 18 томе, составитель М. Баранович.
Материалы собирались в период с 1837 по 1858 год, каждые три года исправлялись и дополнялись, и по сегодняшний день считаются самыми достоверными и полными. Поскольку Рязанская губерния более, чем на 80% процентов была крестьянской, то описание крестьянского быта здесь встречается чаще всего, вот что написано про еду.
«Обыкновенно пища крестьянина весьма проста и однообразна: ржаной хлеб, щи и каша составляют вседневный обеденный и ужинный их стол, с тем только различием, что последний часто не бывает. Ржаной хлеб отличается хорошим качеством. В праздники пекут из ржаной муки с примесью пшеничной так называемые пироги и лепешки. Щи, как в постные, так и в скоромные дни варят из квашеной капусты без всего, с тем различием, что в скоромные прибавляют в них иногда сала, или сметаны. или просто молока. Каша бывает гречневая, пшенная и просяная, молочная и с постным маслом или толченым конопляным семенем во время постов; употребление каши уже служит признаком некоторого довольства; что же касается до мясной пищи, то это большая редкость крестьянского стола и допускается только в важные праздники. Рыба употребляется соленая и свежая: плотица, окунь, ерш, пескарь, язь, карась, иногда щука и лещ, вообще породы мелких рыб, которыми изобилуют озера и реки губернии.
Овощи в малом употреблении по причине отсутствия у крестьян хороших огородов; картофель, который мог бы служить весьма питательной и вкусной принадлежностью крестьянского стола, еще не в общем употреблении; его не везде разводят и при том в количестве недостаточном; еще менее можно встретить горох, свеклу и огурцы; только капуста в большом ходу, а также лук и редька в постные дни. Других овощей крестьяне почти не знают; фрукты идут в продажу. Грибы в большом употреблении, без них трудно обойтись крестьянину в постные дни.
Молочная пища употребляется мало; молоко и сметана служат более для приправы щей и каши; кислое молоко едят иногда, но более делают из него творог, который так же, как и яичница подаются к столу более по праздникам. С другим приготовлением пищи крестьяне не знакомы, разве блины делают в этом случае исключение; их едят обыкновенно на масленице, иногда же и в другие дни в большие праздники.
Вообще пища крестьянская свежа и потому здорова; она достаточно сытна, но не имеет надлежащей питательности, потому что вся почти состоит из продуктов растительного царства, что и служит главною причиной сильного развития золотушных болезней.
Для питья служит вода колодезная, ключевая и речная, но главное питье составляет квас; он обыкновенно бывает белый, сырой и не всегда хорошего качества, особенно в летнее время, когда быстро скисает. В дни праздничные или чем-нибудь замечательные крестьяне заваривают из густого отвара солода, разной муки и хмеля брагу – напиток очень питательный, приятный на вкус и весьма полезный для здоровья; к сожалению, питье это по дороговизне употребляют мало и при том не столько для утоления жажды, сколько для возбуждения веселого расположения духа; от чего оно часто делается вредным от неумеренного употребления во имя праздника. Хлебное вино, несмотря на дороговизну, во всегдашнем употреблении, особенно во время базарных дней, всякая продажа и покупка сопровождается угощением в штофной лавке.»
(Баранович М. Материалы для географии и статистики России, собранные офицерами Генерального штаба. Рязанская губерния. СПб., 1860)
Книгу можно найти в электронном виде и даже скачать по ссылке https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_002885315/
Мы с вами, дорогие читатели, конечно не офицеры Генерального штаба, но вполне можем по своим воспоминаниям и по рассказам наших бабушек создать подобный труд, в котором опишем прошлое, которое мы видели своими глазами. И начать предлагаю с самой легкой темы «Забытая еда».
Вот, например, в Панино был такой десерт под названием «Калина» (не путать с Сасовским пирогом Калинник). Панинская Калина представляла собой кисло-сладкий соус коричневого цвета, который заваривался из ржаной муки и в который можно было макать хлеб, пышку, лепешку, блин… Ягода калина туда не добавлялась совсем, но вкус соуса напоминал её. В послевоенные годы, да и в 50-е тоже, когда конфеты и другие сладости были редкостью на столе, дети очень радовались этому блюду и просили: «Бабушка, завари Калину!» Рецепт этой Калины возможно утерян, а может кто-то из читателей и вспомнит его?!
Щи да каша – пища наша. В семье моей бабушки эта поговорка как раз описывает обед. Воспоминание относится тоже к 50 – 60 годам прошлого теперь уже века, когда с бабушкой и дедушкой жили внуки во время каникул и их родители во время отпуска. Рано утром бабушка топила печь, варила щи и кашу, которые потом томились до самого обеда. В обед семья садилась за общий стол, ставились щи в общей чашке, забеленные молоком. У каждого была своя деревянная ложка. Первым начинал дед, глава семьи, если кто раньше него запускал ложку в чашку, тот получал по лбу. Есть из общей чашки надо быстро, иначе не достанется. А до ужина никаких перекусов! После щей на стол подавалась каша, обычно пшенная, густая, тоже в общей чашке. В середине делалось углубление, и в него выливался горшочек простокваши. Ложкой цепляли кашу и немного простокваши. Я думаю, что бабушка кормила нас так, как было принято раньше и в её семье, и порядки за столом тоже шли из прошлого.
Конечно, на просторах интернета сейчас много воспоминаний можно найти, и про еду в том числе. Но они часто обобщенные, не привязанные ни к времени, ни к местности. Читаешь и думаешь: как же раньше вкусно и сытно ели, и пища была здоровая, и все было прекрасно. И только прочитав книгу М. Барановича понимаешь: не имела пища надлежащей питательности, и смертность детская была повышена, потому что ослабленные детские организмы не могли сопротивляться болезням.
Если вы захотите поделиться своими воспоминаниями по данной теме, пишите в комментариях, не забывайте указывать, к какому промежутку времени и к какой местности относится ваше описание, хотя бы приблизительно.