Найти в Дзене
Летописец Спасск

Что ели? — кашку. Что пили? — бражку. (пища рязанских крестьян)

В 1860 году была издана уникальная книга, которую по праву можно назвать летописью первой половины 19 века. Книга называется «Материалы для географии и статистики России, собранные офицерами Генерального штаба», она состоит из нескольких томов, описание Рязанской губернии вы найдете в 18 томе, составитель М. Баранович. Материалы собирались в период с 1837 по 1858 год, каждые три года исправлялись и дополнялись, и по сегодняшний день считаются самыми достоверными и полными. Поскольку Рязанская губерния более, чем на 80% процентов была крестьянской, то описание крестьянского быта здесь встречается чаще всего, вот что написано про еду. «Обыкновенно пища крестьянина весьма проста и однообразна: ржаной хлеб, щи и каша составляют вседневный обеденный и ужинный их стол, с тем только различием, что последний часто не бывает. Ржаной хлеб отличается хорошим качеством. В праздники пекут из ржаной муки с примесью пшеничной так называемые пироги и лепешки. Щи, как в постные, так и в скоромные дни
В 1860 году была издана уникальная книга, которую по праву можно назвать летописью первой половины 19 века. Книга называется «Материалы для географии и статистики России, собранные офицерами Генерального штаба», она состоит из нескольких томов, описание Рязанской губернии вы найдете в 18 томе, составитель М. Баранович.

Материалы собирались в период с 1837 по 1858 год, каждые три года исправлялись и дополнялись, и по сегодняшний день считаются самыми достоверными и полными. Поскольку Рязанская губерния более, чем на 80% процентов была крестьянской, то описание крестьянского быта здесь встречается чаще всего, вот что написано про еду.

За общим столом еда вкуснее
За общим столом еда вкуснее

«Обыкновенно пища крестьянина весьма проста и однообразна: ржаной хлеб, щи и каша составляют вседневный обеденный и ужинный их стол, с тем только различием, что последний часто не бывает. Ржаной хлеб отличается хорошим качеством. В праздники пекут из ржаной муки с примесью пшеничной так называемые пироги и лепешки. Щи, как в постные, так и в скоромные дни варят из квашеной капусты без всего, с тем различием, что в скоромные прибавляют в них иногда сала, или сметаны. или просто молока. Каша бывает гречневая, пшенная и просяная, молочная и с постным маслом или толченым конопляным семенем во время постов; употребление каши уже служит признаком некоторого довольства; что же касается до мясной пищи, то это большая редкость крестьянского стола и допускается только в важные праздники. Рыба употребляется соленая и свежая: плотица, окунь, ерш, пескарь, язь, карась, иногда щука и лещ, вообще породы мелких рыб, которыми изобилуют озера и реки губернии. 

Овощи в малом употреблении по причине отсутствия у крестьян хороших огородов; картофель, который мог бы служить весьма питательной и вкусной принадлежностью крестьянского стола, еще не в общем употреблении; его не везде разводят и при том в количестве недостаточном; еще менее можно встретить горох, свеклу и огурцы; только капуста в большом ходу, а также лук и редька в постные дни. Других овощей крестьяне почти не знают; фрукты идут в продажу. Грибы в большом употреблении, без них трудно обойтись крестьянину в постные дни.

Молочная пища употребляется мало; молоко и сметана служат более для приправы щей и каши; кислое молоко едят иногда, но более делают из него творог, который так же, как и яичница подаются к столу более по праздникам. С другим приготовлением пищи крестьяне не знакомы, разве блины делают в этом случае исключение; их едят обыкновенно на масленице, иногда же и в другие дни в большие праздники.

Вообще пища крестьянская свежа и потому здорова; она достаточно сытна, но не имеет надлежащей питательности, потому что вся почти состоит из продуктов растительного царства, что и служит главною причиной сильного развития золотушных болезней. 

Для питья служит вода колодезная, ключевая и речная, но главное питье составляет квас; он обыкновенно бывает белый, сырой и не всегда хорошего качества, особенно в летнее время, когда быстро скисает. В дни праздничные или чем-нибудь замечательные крестьяне заваривают из густого отвара солода, разной муки и хмеля брагу – напиток очень питательный, приятный на вкус и весьма полезный для здоровья; к сожалению, питье это по дороговизне употребляют мало и при том не столько для утоления жажды, сколько для возбуждения веселого расположения духа; от чего оно часто делается вредным от неумеренного употребления во имя праздника. Хлебное вино, несмотря на дороговизну, во всегдашнем употреблении, особенно во время базарных дней, всякая продажа и покупка сопровождается угощением в штофной лавке.»

(Баранович М. Материалы для географии и статистики России, собранные офицерами Генерального штаба. Рязанская губерния. СПб., 1860)

Книгу можно найти в электронном виде и даже скачать по ссылке https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_002885315/

Мы с вами, дорогие читатели, конечно не офицеры Генерального штаба, но вполне можем по своим воспоминаниям и по рассказам наших бабушек создать подобный труд, в котором опишем прошлое, которое мы видели своими глазами. И начать предлагаю с самой легкой темы «Забытая еда».

Вот, например, в Панино был такой десерт под названием «Калина» (не путать с Сасовским пирогом Калинник). Панинская Калина представляла собой кисло-сладкий соус коричневого цвета, который заваривался из ржаной муки и в который можно было макать хлеб, пышку, лепешку, блин… Ягода калина туда не добавлялась совсем, но вкус соуса напоминал её. В послевоенные годы, да и в 50-е тоже, когда конфеты и другие сладости были редкостью на столе, дети очень радовались этому блюду и просили: «Бабушка, завари Калину!» Рецепт этой Калины возможно утерян, а может кто-то из читателей и вспомнит его?!

Щи да каша – пища наша. В семье моей бабушки эта поговорка как раз описывает обед. Воспоминание относится тоже к 50 – 60 годам прошлого теперь уже века, когда с бабушкой и дедушкой жили внуки во время каникул и их родители во время отпуска. Рано утром бабушка топила печь, варила щи и кашу, которые потом томились до самого обеда. В обед семья садилась за общий стол, ставились щи в общей чашке, забеленные молоком. У каждого была своя деревянная ложка. Первым начинал дед, глава семьи, если кто раньше него запускал ложку в чашку, тот получал по лбу. Есть из общей чашки надо быстро, иначе не достанется. А до ужина никаких перекусов! После щей на стол подавалась каша, обычно пшенная, густая, тоже в общей чашке. В середине делалось углубление, и в него выливался горшочек простокваши. Ложкой цепляли кашу и немного простокваши. Я думаю, что бабушка кормила нас так, как было принято раньше и в её семье, и порядки за столом тоже шли из прошлого.

Семейная реликвия - ложка из бабушкиного дома
Семейная реликвия - ложка из бабушкиного дома

Конечно, на просторах интернета сейчас много воспоминаний можно найти, и про еду в том числе. Но они часто обобщенные, не привязанные ни к времени, ни к местности. Читаешь и думаешь: как же раньше вкусно и сытно ели, и пища была здоровая, и все было прекрасно. И только прочитав книгу М. Барановича понимаешь: не имела пища надлежащей питательности, и смертность детская была повышена, потому что ослабленные детские организмы не могли сопротивляться болезням. 

Если вы захотите поделиться своими воспоминаниями по данной теме, пишите в комментариях, не забывайте указывать, к какому промежутку времени и к какой местности относится ваше описание, хотя бы приблизительно.