Найти в Дзене
Кризистан

Туалетная бумага по 400 рублей. Почему выросла цена и как работает рынок продавца

Оглавление

Прошлый раз я точно такую же покупал по 170 рублей, а теперь она стоит 400:

Обычный Магнит-Косметика, приложение, скрин от 23 марта
Обычный Магнит-Косметика, приложение, скрин от 23 марта

Выходит по 50 рублей за рулон. И это «финальная цена»! И не какая-нибудь «Азбука вкуса», а обычный ритейл. «Магнит», который позиционирует себя дискаунтером, то бишь обещает доступные цены.

Эдак скоро станет выгоднее денежной массой гигиену наводить, а не бумагу специальную покупать.

Обратимся к цитате. Вот что говорит наш регулятор, объясняя оставленный на 21% ключ:

— Рост внутреннего спроса по-прежнему значительно опережает возможности расширения предложения товаров и услуг.

Про рынок продавца слыхали?

Он формируется в условиях, когда денег (они же платежеспособный спрос) много, а товаров (предложение чего-либо, на что эти деньги можно потратить) мало. Это вовсе не означает, что в магазинах пустые полки, по вечерам собирается очередь за хлебом, а для покупки телевизора нужно записаться и ждать несколько лет. Просто денежная масса больше товарной.

Противовес рынка продавца — рынок покупателя. Цену на таком рынке тоже диктует спрос, но на принципиально других условиях. На рынке покупателя товарная масса выше денежной: люди вокруг прилавков ходят, носом водят, но тратиться не спешат. Цены приходится снижать, чтобы обеспечить продажи.

Т/бумагу по 400 рублей можно считать лучшей иллюстрацией рынка продавца. Именно так он и выглядит: розничная торговля повышает цены без объективных причин, нащупывая потолок — уровень, на котором продажи сойдут на нет.

Если не покупать, цену снизят
Если не покупать, цену снизят

Я добросовестно искал объективные причины для роста стоимости

Проверил всё, от сырья и упаковки до логистики. Ни одного повода считать цену 400 рублей справедливой не нашел: бензин у нас в 3-4 раза не дорожал, а макулатуру (т/б производят из вторичного сырья) как принимали в соседнем дворе по 5 рублей за кило, так и принимают.

У людей соберут по 5 рублей, а потом оптом сдают по 10 — бизнес кажется на первый взгляд высокомаржинальным, но это не так. Бумажная продукция объемная и легкая, и минимум рубля 3 от оптовой десятки съест перевозка. В итоге доход пунктов сбора не превышает 2 рубля с килограмма, и с них еще нужно зарплату приемщику заплатить.

Исходя от розничной стоимости, работники на предприятиях по производству рулонов бумаги должны зарабатывать минимум тысяч по 300 в месяц. Но о многократном росте их заработка тоже никакой информации нет. Напротив, видел жалобы на недооцененный труд. Дескать — платят сильно ниже средней.

Цены полгода назад
Цены полгода назад

Почему же в разы подорожала бумага?

Есть продукция, на которую завышать цены от балды не получится. Торговцы тут же столкнутся с масштабной общественной реакцией, как это бывает при росте цен на сахар, гречку, молоко и другие незаменимые товары.

Ключевое слово тут — незаменимые. Вы не можете положить в чай крахмал вместо сахара, даже если стоить он будет в 5 раз дешевле. Или сварить манную кашу на газировке вместо молока. Можно сварить перловку вместо гречки, но это будет совсем другое блюдо. Аналогов нет.

Т/бумага в число незаменимых продуктов не входит. Всегда можно сказать, что «вот же рядом на полке по 15 рублей стоят рулончики для тех, у кого денег нет». И даже взять обязательство удерживать на прежнем уровне цены на и без того дешевые, не несущие высокой прибыли товары, как мы это видели на примере так называемых «соццен».

Что, по 15 рублей — тоже дорого?

-4

Ну вот вам редкая возможность получить бумагу по 8 рублей. Если найдете, потому что количество ограничено, а информацию о наличии нужно уточнять в магазине. Где в ответ на вопрос о бумаге по 8 рублей искренне посмеялись. «Где ж вы такие цены видели? Машинами времени не торгуем» — сказали.

За счет товаров с завышенной наценкой магазины компенсируют недополученную прибыль от продажи товаров из списка социально значимых, по которым они обещали поддерживать доступность продуктов малообеспеченным слоям населения.

По картошке, свекле, сахару, отдельным видам круп и хлеба они добровольно ограничили наценку на уровне от 5 до 20%. Кто будет разницу покрывать? Владелец сети? Нет, мы с вами. За счет более высоких торговых надбавок на других товарах, не входящих в списки. В итоге и о поддержке населения можно отчитаться, и прибыль растет.

Соццены - пример товаров с низкой наценкой
Соццены - пример товаров с низкой наценкой

И статистики возьмут дешевую бумагу для расчета роста уровня цен

Не потому, что выполняют заказ сверху, а потому что так удобнее и даже отчасти честнее и справедливее. Дорогие марки слишком сильно отличаются друг от друга. Придумали по 3-4 слоя и кучу ароматов. И даже — чудо-то какое! — смываемые втулки. Кидаешь ее по адресу, а она растворяется и отправляется в путешествие по канализационной трубе.

Ну и как прикажете этот «уникальный продукт» в расчете инфляции учесть? Посчитать среднюю цену с обычными рулонами по 8-15 рублей? Нет уж, такие товары остаются вне зоны внимания при срезе цен. Для него подойдет только самая обычная бумага — та самая, которую в прошлом веке по блату доставали и на веревочке из магазина несли. Она примерно одинакова по качеству и отличается лишь производителем.

Вот так и получается, что по реальному потреблению цены могут вырасти в разы, а инфляция получается 10 процентов. Фу.

Друзья, поддержите лайками — ваша поддержка незаменима в этом новом Дзене. Подписывайтесь и в телеграм ко мне заглядывайте, всем рад.