В Питер, как всегда неожиданно, пришла весна. В 2025 году март оказался на удивление тёплым и солнечным: к двадцатым числам снег в городе стаял и лишь кое-где на газонах тоскливо лежали его серо-бурые кучки.
Конечно, я понимала, что в лесах Ленинградской области ещё слякотно, а, возможно, и снежно. Но душа уже давно рвалась на природу: хотелось гулять вдоль берега Финского залива, любоваться в лесах Карельского перешейка пробуждающейся после зимы природой, наслаждаться весенним солнцем.
Мы с мужем во второй половине марта 2025 года решили провести несколько дней вдали от Санкт-Петербурга, на территории Карельского перешейка, на берегу Финского залива Балтийского моря. Нас ждали города Приморск, Высоцк и Выборг, экологические тропы, фортификационные сооружения и великолепная северная природа.
Пятницу, 21 марта, мы безбожно прогуляли. Хотелось побыстрей сбежать из суетного и шумного, хоть и бесконечно любимого, мегаполиса.
Я заранее разработала маршрут, сняла номера в отелях Приморска и Высоцка. Планировалось по вечерам готовить на мангале, поэтому муж в пятницу утром колдовал над мясом, а я судорожно собирала сумки. С вечера, по причине природной лени, ничего не подготовила.
День первый. Приморск и окрестности:
Выехали часов в 12, так как утром пришлось немного поработать.
Купила кофе в любимой кофейне: раф малина-кокос:
Настроение великолепное! На улице солнечно и безветренно. Навигатор показывает два часа пути до нашей первой цели - экологического маршрута «На берегах Бьёркёзунда».
Но я решила сделать остановку-сюрприз сразу после посёлка Озерки Выборгского района Ленинградской области.
Меня интересовал объект, расположенный на территории базы отдыха " Окунёвая" - часовня Николая Чудотворца.
Оставляем машину на удобном съезде с шоссе и направляемся в сторону входа на территорию базы:
Я уже прочитала в Интернете, что на территорию "Окунёвой" без проблем пускают туристов, желающих осмотреть часовню.
Для нас с мужем база отдыха "Окунёвая" - это не рядовой объект туристической инфраструктуры на территории Ленинградской области. Дело в том, что почти 20 лет назад мы отмечали на ней с компанией друзей свой второй день свадьбы, плавно перешедший в третий.
С тех пор многое на территории базы изменилось: появился банный комплекс, отстроились новые корпуса и коттеджи, облагородилась территория.
Часовня Святителя Николая Чудотворца находится на территории базы отдыха «Окунёвая» в конце каменной насыпи с деревянным настилом:
Часовня выполнена в 2011 году (освящена в 2012 году) из уникальной Алтайской лиственницы и ели по канонам древнерусского зодчества XV века:
На этой части Финского залива возле береговой линии ещё стоит лёд:
Часовня скрывается в бухте Дубковая, между сёлами Озерки и Лужки:
Часовня открыта для посетителей ежедневно с 09:00 до 22:00, а по значимым христианским праздникам в ней проводятся службы:
Возвращаемся в машину и продолжаем движение по Приморскому шоссе. В один прекрасный момент дорога начинает проходить совсем близко от воды, и мы не справляемся с соблазном немного прогуляться по берегу:
Виды завораживают:
Два неба с облаками: одно над головой, а второе под ногами:
Серьёзных торосов на берегах Финского залива в этом году нет, ведь зима выдалось слишком тёплой и короткой:
Возле воды, на пустынном берегу залива, хорошо и спокойно. Умиротворённо. Но нам надо двигаться дальше.
Примерно в 14.30 мы прибыли на начало маршрута, на окраину города Приморска, и начали прогулку по новой экологической тропе "На берегах Бьёркёзунда".
Маршрут был создан по инициативе местных жителей, чтобы защитить лесопарк "Малые сопки" от вырубки и застройки. Среди достопримечательностей маршрута — прибрежный сосновый лес, древние песчаные дюны и ледниковые валуны.
Тропа начинается у пересечения Приморского шоссе и Комсомольской улицы и сразу уходит к лес:
Далее тропа выводит пеших туристов на берег Финского залива, к соснам и песчаному пляжу:
Можно пройтись вдоль берега и полюбоваться последними осколками льдин возле кромки воды:
Экомаршрут назван по проливу Бьёркёзунд, вдоль которого она частично проходит.
Расположен пролив между материком с полуостровом Киперорт и Берёзовыми островами (островами Бьёркского архипелага).
В разные исторические эпохи по берегам пролива существовало поселение, которое по очереди принадлежало Новгородским землям, Шведскому королевству, Российской империи, независимой Финляндии и в 1940-х годах вошло в состав СССР, получив современное название — Приморск.
Название проливов, островов и населенных пунктов в этой местности очень часто звучат явно не по-русски. Они имеют шведские или финские корни. И это неудивительно, ведь много веков Карельский перешеек был предметов ожесточенной борьбы Швеции и России.
Для примера: битва при Бьёркёзунде (Выборгское морское сражение) произошла 2–3 июля 1790 года во время русско-шведской войны (1788–1790) между Швецией и Российской империей.
В результате сражения недалеко от современного Приморска шведы потеряли 7 линейных кораблей, 3 фрегата, 54 других корабля и свыше 7 тысяч убитыми и пленными. Потери русского флота составили около 280 человек.
Но об истории Карельского перешейка поговорим чуть позже.
А пока вернемся на наш пятничный маршрут...
В какой-то момент экотропа уходит от берега Финского залива направо и через лес по дороге ведёт обратно к Приморскому шоссе:
Вторая часть маршрута проходит по другую сторону автомобильной дороги, по великолепному сосновому лесу.
Везде снег. Сюда весна ещё не добралась.
Наша цель - огромный ледниковый валун - камень "Мамонт".
Без труда нашли его на маршруте:
А что такое вообще ледниковые валуны и как они образовались?
Ледниковые валуны — это натуральные камни округлой или неправильной формы, сформированные в результате движения ледников.
Около 10 тысяч лет назад территория современной Ленинградской области была покрыта ледником, который, растаяв, образовал так называемое Иольдиево море. Около 3,5 тысячи лет назад море отступило, произошло поднятие суши и образовались современные формы рельефа.
В процессе выветривания в выступающих на поверхность земли горных породах образовывались трещины, которые заполнялись водой атмосферных осадков. Замерзая, она раскалывала эти породы на отдельные глыбы. В результате движения ледника ледниковые валуны распространились на значительные территории и остались на них, когда ледники окончательно растаяли.
Причины движения ледников до конца не установлены. На этот счёт было выдвинуто много теорий, но наука пока не пришла в единой концепции.
Ну а теперь через лес возвращаемся к машине, закольцовывая маршрут.
До автомобиля идём ещё примерно 30 минут.
Экологический маршрут "На берегах Бьеркезунда" лёгкий, приятный, живописный и неутомительный. Мы прошли всего шесть километров и были на маршруте около 2 часов: шли так долго только потому, что часто останавливались в живописный местах и долго любовались природными красотами.
После прогулки по экологическому маршруту мы решили немного прогуляться по Приморску, вернее не по самому городу, а по молу - каменному пирсу.
Но сначала несколько слов о городе:
Его история начинается с поселения Берёзовское, которое впервые упоминается в летописях в 1268 году.
В IX–X веках возле современного Приморска, на острове Равица, появился торговый пост, а к XII веку через эти места уже шла бойкая торговля. На близлежащих Берёзовых островах были построены склады, принадлежащие не только новгородским купцам, но и Ганзейскому союзу.
По Ореховскому миру 1323 года эта территория отошла к Швеции, название местности с тех времён стало Бьёрке (швед. Björkö), что было дословным переводом русского названия.
После победы России в Северной войне в 1721 году район Берёзовых островов вновь отошёл к России.
В 1812 году поселение оказалось на территории Великого княжества Финляндского в составе Российской империи.
После 1917 года посёлок перешёл в состав независимой Финляндии и был переименован в Койвисто.
После Зимней войны посёлок был присоединён к СССР и вошёл в состав Карело-Финской ССР. В том же году поселок получает статус города.
С 2 сентября 1941 по 18 июня 1944 года город находился под оккупацией финских войск.
1 октября 1948 года город был переименован в Приморск. До 1987 года он был режимной (закрытой) территорией, близ которой находился испытательный полигон «Энергия».
Я не знала про этот полигон, но всемогущий Интернет сразу же выдал интересную информацию:
В 1946 году было создано ОКБ-1 (опытно-конструкторского бюро) под руководством Сергея Павловича Королева. Цель проекта - разработка ракетной и космической техники.
В дальнейшем это предприятие получило название "Научно-производственное объединение "Энергия"" (сейчас это ОАО Ракетно-космическая корпорация (РКК) "Энергия" имени Королева). НПО "Энергия", совместно с НПО машиностроения (оно же ОКБ-52), занималось разработкой ракет-носителей, спутников, автоматических межпланетных станций, пилотируемых космических кораблей, военных ракет.
На территории бывшего Советкого Союза НПО "Энергия" создавало множество испытательных площадок, одна из которых - комплекс по испытаниям ракетных двигателей - была выстроена на побережье Финского залива, недалеко от Приморска (объект 891).
В 1953-1957 годах на территории Приморского научно-технического центра были построены первые четыре испытательных стенда и начаты работы по испытаниям модельных камер сгорания компонентов топлива.
В 1970-х годах был создан стенд для огневых испытаний объединенной двигательной установки орбитального корабля «Буран».
Приморский научно-технический центр сыграл решающую роль как единственная в стране база в отработке ракетного двигателя 11Д14, использующего в качестве окислителя фтор или моноокись фтора.
Охраняли испытательный комплекс вооруженные солдаты внутренних войск МВД СССР, а въезд в Приморск осуществлялся строго по пропускам.
Приморский филиал НПО «Энергия» официально прекратил своё существование в 2006 году.
Сейчас Приморск небольшой, тихий, провинциальный город.
Но, несмотря на малые размеры, он может удивить необычными достопримечательностями и природными красотами.
В Приморске мы с мужем уже бывали и посещали самую известную его достопримечательность - лютеранскую кирху Святой Марии Магдалины.
Сейчас в здании кирхи расположен краеведческий музей.
Оставляем машину возле кирхи и направляемся в сторону длинного пирса, по которому нам предстоит прогуляться.
Доминанта города - кирха Святой Марии Магдалины - была построена по проекту Йозефа Стенбека в 1902–1904 годах в стиле финского национального романтизма - северной разновидности модерна:
От кирхи до начала пирса идти не больше 10 минут:
Пирс-мол отделяет пролив Бьёркёзунд от бухты Катерлахти и защищает её от волн с Финского залива. Финны построили его перед началом Зимней войны в 1938 году, но не успели воспользоваться по назначению.
Сейчас пирс никак не используется, но в советское время на него было проведено электричество, освещение, был положен деревянный настил и установлены железные перила.
На конце пирса установлен поклонный крест:
Место очень атмосферное, с видом на кирху и местный яхт-клуб:
Возвращаемся на берег и после пирса сворачиваем направо, чтобы осмотреть ещё одну достопримечательность города - колокол Яхт-клуба "Койвисто":
Колокол был отлит в финском городе Тампере в 1922 году и до Великой Отечественной войны находился в одном из храмов Выборга. Есть версия, что он временно находился в кирхе Святой Марии Магдалины в Койвисто. Недавно колокол был подарен церковными служителями яхт-клубу Приморска "Койвисто".
Возвращаемся в машину и отправляемся заселяться в наш отель.
Я забронировала на сутки номер в отеле "Маяк" (наб. Юрия Гагарина, д. 144А).
На рецепшене нас встречали такие очаровательные жители отеля:
Котики - питомцы хозяйки гостиницы. Всего их пять, но мы смогли увидеть только четверых.
Быстро заносим в номер вещи и возвращаемся на улицу. В гостинице сидеть точно не хочетчя, ведь прямо напротив неё есть прекрасный песчаный пляж. Сначала мы хотели устроить пикник на берегу бухты, то потом передумали: лень было тащить через дорогу стулья, мангал и продукты. Поэтому решаем ещё немного прогуляться вдоль берега, а потом отправиться на территорию отеля и там приготовить ужин на мангале.
Теплый вечер, штиль и корабли, идущие в сторону Петербурга:
На берегу растут мощные высокие сосны:
Солнце клонится к закату, истекает тёплый весенний день:
Пора идти в отель. День был насыщенным. Впереди спокойный вечер у мангала и ранний отход ко сну. На следующий день нам предстоит ещё одна длительная прогулка по экомаршруту.
День второй. Полуостров Киперорт и Высоцк:
Утро бывает добрым, когда удаётся выспаться!
С вечера я договорилась с администратором отеля о завтраке. Быстро собираемся, прибираем номер и я опправляюсь на рецепшен отдавать ключ.
Новый администратор Семён без разговоров принимает ключ и мысленно желает нам счастливого пути:
А мы отправляемся на полуостров Киперорт: у нас по плану был поход по экологической тропе "Мыс Киперорт". Странное название маршрута, ведь идёт он не по мысу, а по полуострову Киперорт.
Киперорт — самый крупный полуостров в Выборгском заливе. Он находится к северо-западу от города Приморск и протяжён в направлении северо-северо-запад на расстояние около 18 километров.
Северную часть полуострова занимает особо охраняемая природная территория «Государственный природный комплексный заказник Выборгский».
По полуострову проложена экотропа «Мыс Киперорт» протяжённостью 19 км. Она проходит по западному каменистому берегу и восточному — песчаному, по сухим сосновым лесам и участкам широколиственных и черноольховых лесов. Тропа рассказывает об истории освоения Киперорта, сельском хозяйстве, знакомит с флорой и фауной местности, а также с остатками фортификационных сооружений.
Девятнадцать километров для нас многовато. Тем более, что в предыдущий день мы уже прошли шесть километров по экомаршруту "На берегах Бьеркезунда", а также гуляли по Приморску.
Поэтому я решила немного схитрить и сделать малый круг, включив в наш маршрут только кусочек экотропы.
Экологический маршрут «Мыс Киперорт» начинается севернее поселка Прибылово на восточной стороне полуострова. Я же решила, что мы поедем по западному побережью полуострова Киперорт до поселка Вязы, а дальше по грунтовой дороге проедем севернее около 5 километров, после чего свернем направо на лесную дорогу и оставим машину на второй развилке.
Начнем маршрут по лесной дороге в сторону берега залива, дальше повернем направо и пройдем вдоль воды до смотровой вышки, после чего повернем направо и дойдем до батареи Хяркяля, ну а дальше ещё один поворот направо - и мы закольцовываем маршрут.
Идея была хорошая, но вот реализация подкачала. Мы не знали, что примерно в середине посёлка Манола асфальтная дорога превратится в грунтовую. Да настолько разбитую, что проезд по ней представляет реальную угрозу для автомобиля: всюду ямы, колдобины и глубокие лужи. Едем со скоростью черепахи. Ближе к посёлку Вязы дорога превращается в направление.
Зато нас радуют виды. Они просто изумительные.
Пару раз выходим из машины, чтобы полюбоваться соснами и спокойными водами залива:
Тонкий слой льда ещё покрывает прибрежные воды:
Лед как хрусталь:
Проезжаем ещё несколько километров и сворачиваем в лес. Доезжаем до второй развилки, оставляем машину и начинаем наш пеший маршрут. По моим ощущениям прошли мы по импровизированному маршруту около пяти или шести километров. Я забыла посмотреть количество шагов.
Для начала встаем на широкую тропу и идём в сторону береговой линии:
Ну а далее, свернув направо, около двух километров идём по тропе вдоль берега.
Периодически выходим на берег и любуемся ледниковыми валунами и синими водами залива:
Дошли до стенда, рассказывающего о сосновых лесах заказника:
Сразу за стендом смотровая башня, с которой открывается такой изумительный вид:
Спускаемся с башни и вновь уходим вглубь леса, сворачивая направо с тропы, идущей вдоль берега.
На маршруте замечаем настилы, проложенные на топких участках маршрута:
А это огромный ледниковый валун и табличка, указывающая, что это действительно ледниковый валун:
Ну а мы продолжаем нашу прогулку по заснеженному лесу. В центр полуострова Киперорт весна ещё не добралась. Дальше по маршруту ничего интересного не было, ну разве что руины батареи Хяркяля (одной из четырёх, прикрывавших пролив Бьёркёзунд в начале XX века). Минут через 30 мы были уже возле машины.
На этом осмотр достопримечательностей и природных красот Карельского перешейка в этот день не закончился. Наш путь лежит в город Высоцк.
По пути проезжаем мимо небольшого острова, расположенного напротив моста, соединяющего материковую часть с островом Майским:
Это Ниемельская батарея на острове Ракосаари, построенное в 60-х годах XIX века. К 1868 году на батарее стояли 23 артиллерийских орудия. Сейчас на острове сохранились остатки фортификационных сооружений и подземные пороховые погреба.
А мы подъезжаем к первой дрстопримечательности, которую нам предстоит осмотреть в Высоцке, - крепости "Тронгзунд":
На северном мысу Высоцкого острова есть хорошо сохранившиеся руины крепости с непривычным нашему уху названием.
В 1532 году на месте современного города шведы основали укреплённое поселение Тронгзунд с таможенным постом.
В 1710 году по приказу Петра I в самом узком месте Выборгского залива были построены укрепления Тронгзунд (от них сейчас не осталось никаких следов).
В 1811–1917 годах город находился в составе Великого княжества Финляндского. Это место имело стратегически важное значение. Именно поэтому в 1864–1867 годах были возведены новые укрепления Тронгзундского редута, неплохо сохранившиеся до наших дней.
Название «Тронгзунд» (букв. — «узкий пролив») происходит от шведского названия пролива между Высоцким и Малым Высоцким островами, ширина которого в самом узком месте составляет около 180 м — это главный из трёх фарватеров, ведущих к Выборгу.
Новая крепость представляла собой мощный комплекс батарей, бастионов, казематов, вырубленных на побережье пролива прямо в гранитных скалах Высоцкого острова.
Но в связи с быстрым развитием огнестрельного оружия и артиллерии уже к 1880-м годам крепость морально устарела и считалась малоэффективной.
К началу XX века крепость была разоружена и в Первой мировой уже не участвовала. После 1917 года город Тронгзунд отошёл к вновь созданному государству - независимой Финляндии - и стал называться Уурас. С тех пор крепость Тронгзунд не используется и постепенно разрушается. В наше время видны зачатки начала консервации этого объекта культурного наследия России: со стен спилены деревья,во дворах ведётся расчистка.
Увы, во многих местах каменная облицовка валов начала осыпаться:
Гринитные блоки давно превратились в царство мхов и лишайников:
Бывший пороховой погреб:
На высшую точку крепости ведёт каменная лестница:
Красивых видов с вершины нет: деревья закрыли горизонт. По верху валов возвращаемся к машине.
Тронгзунд - очень хорошо сохранившееся фортификационное сооружение, расположенное в живописной месте Карельского перешейка. Жаль, что крепость постепенно разрушается, ведь пока ещё её можно восстановить. Очень надеюсь, что скоро это произойдёт.
Ну а наш осмотр достопримечательностей небольшого города Высоцка продолжается.
Недавно в городе создали новое общественное пространство со смотровыми площадками, настилами, местами для отдыха и необычным арт-объектом.
Речь идёт о смотровой площадке "Высоцкие Зори", уникальной благодаря своему особому рельефу – оригинальному природному ландшафту "бараньи лбы".
"Бараньи лбы" — скалы, сложенные из выступающих на поверхность коренных пород, сглаженные и отполированные движением ледника.
Строительство смотровой площадки началось в 2023 году в рамках реализации федеральной программы "Формирование комфортной городской среды". В 2024 году смотровая площадка «Высоцкие зори» открылась для посещения.
Недалеко от начала настилов, ведущих на смотровую площадку, размещена парковка на несколько автомобилей.
Добротные настилы, широкие лестницы, вмонтированные прямо в скальную породу:
Первые виды на водные просторы:
Доходим до главной смотровой площадки, на территории которой расположен арт-объект «КАДР». Композиция является признанием культурного богатства, созданного советским кинорежиссёром Станиславом Иосифовичем Ростоцким.
Среди работ режиссера такие всем известные фильмы, как «Дело было в Пенькове», «Доживём до понедельника», «А зори здесь тихие...» и «Белый Бим Чёрное Ухо».
В 1986 году Ростоцкий приобрёл дом в городе Высоцке под Выборгом и провёл там остаток своей жизни.
Арт-объект предсталяет из себя композицию из аркады из киноплёнки и режиссерского стула. Очень необычно:
Дорожка из настилов короткая, но живописная:
Доходим до конца настила, разворачиваемся и возвращаемся к машине той же дорогой.
Нам пора обедать. День прошёл очень продуктивно. На часах 16.30. По отзывам в интернете я выбрала кафе "Камбуз", расположенное на Кировской улице. Это стритфуд. Но очень качественный. Есть зал, где можно посидеть. Перед кафе имеется пара уличных столиков, где такде можно комфортно расположиться. В меню шаверма, бургеры, картошка, салаты, ланч-боксы. Цены очень гуманные. Выбор большой.
Взяли два ланч-бокса по 450 рублей за штуку и пошли на улицу. В блюдо входили овощи, мясо или курица, два вида салатов и картофель по-деревенски. Порция огромная. Девушке нереально съесть всё блюдо целиком. Я старалась, но не справилась. Муж помогал.
Кафе "Камбуз" в Высоцке рекомендую. Никаких изысков Вы здесь не найдёте, но зато голодными точно не останетесь и получите гастрономическое удовольствие.
Ну а нам пора заселяться в отель. Я выбрала для ночёвки и вечернего отдыха после долгих прогулок Загородный клуб «Пихтовое».
База отдыха находится недалеко от Высоцка, на острове Майском.
У загородного клуба просто великолепное расположение:
Очень красиво оформлена территория комплекса: есть набережная, зоны отдыха, беседки, смотровая площадка.
Есть где прогуляться:
Смотровая площадка со скамейками и фонарями:
Быстро осмотрели территорию базы отдыха и отправились отдыхать в номер. У нас послеобеденный сон.
Вечером готовили еду на мангале и ужинали в беседке на берегу залива. А ещё я в первый раз в жизни увидела северное сияние! Не ожидала и от восторга не успела сделать фото или видео. Просто стояла заворожённая, открыв рот. Муж мой отреагировал спокойно. Он же мурманский: для него это уж точно привычное с детства явление.
Спать легли пораньше: впереди у нас ещё один насыщенный день и дорога домой.
День третий. Выборг и окрестности:
Я очень люблю Выборг и часто бываю в этом старинном городе. В этот раз мы решили осмотреть несколько достопримечательностей города, а также встретиться с нашими друзьями, которые в воскресенье приехали в Выборг по делам и решили после решения рабочих вопросов немного погулять по центру города.
Договорились, что друзья позвонят нам, когда освободятся. И мы вместе погуляем и пообедаем в одном из ресторанчиков Выборга.
Ну а мы собираем сумки, сдаем номер и отправляемся в сторону Выборга.
Первый объект для осмотра - Пороховые погреба (крепость Выборг).
В этом месте я ещё не была, да и узнала о нём совсем недавно.
Погреба находятся в районе Херттуала, совсем рядом с Выборгом. Достаточно пересечь Сайменский канал по автомобильному мосту, после чего свернуть направо на Графский проезд, после чего вновь свернуть направо на просёлочную дорогу. Ранее в этой местности располагалось имение Херттуала, поэтому и район сохранил это название. Но про имение поговорим позже, а пока вернёмся к Пороховым погребам.
До них мы добрались быстро и просто: грунтовая дорога привела прямо к интересующему нас объекту.
Оставляем машину на небольшой развилке, заворачиваем за скалу и я теряю дар речи:
Увидеть такую красоту мы точно не ожидали! Это просто чудо какое-то: между двумя входами в погреба образовались ледяные водопады:
Как же это красиво! Фотографии не передают и десятой доли этого великолепия!
Ну а теперь немного о сооружении:
Туннельный пороховой погреб в районе Херттуалы начали строить в начале 1915 года. Он был вырублен в скале и имеет два входа, разнесенных между собой метров на 50.
Входы в погреб были оформлены кирпичными оштукатуренными портиками в классическом стиле. Внутри оба входа соединены между собой системой коридоров:
Погреба создавались для Русской Крепости Выборг, строительство которой шло в 1914-1917 годы. К моменту революции появилось значительное количество подземных помещений и бункеров, но после обретения Финляндией независимости все эти сооружения достались другому государству.
После Великой Отечественной войны, когда земли Карельского перешейка вошли в состав СССР, пороховой погреб использовался военными как запасной командный пункт, который был заброшен 70-х годах XX века.
В бывший погреб мы, естественно, залезли. Прошлись по узким коридорам. Вошли в одну арку, а вышли из другой.
При входе можно обнаружить ледяные сталагмиты на полу погреба:
Немного поплутали по лабиринтам, вышли на Свет Божий и направились на осмотр ещё одной достопримечательности.
Шли пешком, так как от погребов она находится на расстоянии примерно 400 метров.
Речь идёт об усадьба Херттуала, расположенной в Выборгском районе Ленинградской области, в 8 км от Выборга.
Впервые имение Херттуала упоминается в XV–XVI веках, когда Стен Стуре Старший, регент Швеции, подарил поместье Магдалене Шведской, принцессе и тёте своей жены.
В 1775 году усадьбу купил Йохан Фридрих фон Лаубе, затем она перешла к его дочери Марии, в 1799 году вышедшей замуж за Йохана Фридриха Хакмана.
Один из наследников, инженер Лео Хакман, произвёл раздел земель поместья Херттуала и построил усадьбу Пиени-Херттуала (Малая Херттуала) для круглогодичного проживания.
В 1926–1927 годах появилось двухэтажное здание в псевдоклассическом стиле, позднее был пристроен дом для водителя и гараж. Сохранился почти полностью фундамент, цокольный этаж, облицованный гранитом, основание полукруглого балкона, замощённое тёмнокрасной плиткой:
Увы, глядя на эти руины с трудом можно представить, что раньше здесь была великолепная вилла:
От усадьбы открываются великолепные виды на Сайменский канал:
Прекрасная северная природа:
Вид на железнодорожный мост:
Необычная ель с тремя вершинами:
Понтон на берегу Сайменского канала:
Сайменский канал — это судоходный канал между озером Сайма в Финляндии и Выборгским заливом в России. Канал был открыт в 1856 году.
Протяжённость канала — 57,3 км, из них Финляндии принадлежат 23,3 км, России — 34 км.
Сейчас Финляндия приостановила сотрудничество с Россией по работе Сайменского канала, хотя арендует бОльшую часть российского водного пути и прилегающих к нему территорий, срок аренды — до 2063 года.
Ну а сейчас суда по каналу не идут.
Просто весеннее настроение, запечатлённое на телефон:
Рядом с каналом прокладывают настил. Возможно, это новая экотропа:
Идём к машине. По дороге замечаем такой то ли бункер, то ли погреб:
Садимся в машину и едем на осмотр ещё одной достоприсечательности - Анненских укреплений:
Анненские укрепления в Выборге — это бастионная крепость, редкий памятник русского оборонного зодчества второй четверти XVIII века. Укрепления были названы в честь императрицы Анны Иоанновны.
Крепость протянулась от берега Выборгского залива до бухты Защитной и охватывает территорию общей длиной около 1 км. Протяжённость сооружения составляла около одного километра, высота достигала 10 метров, а ширина — трёх метров.
Основой Анненских укреплений являлись четыре бастиона, соединённые куртинами и земляными валами:
В XVIII–XIX веках укрепления использовались для защиты города, но после перемещения границы их военное значение утратилось.
Сегодня Анненские укрепления являются местом проведения культурных мероприятий и рыцарских турниров.
В настоящее время ворота укреплений на реставрации:
Полным ходом идут восстановительные работы Фридрихсгамских ворот:
Покидаем территорию Анненских укреплений, созваниваемся с друзьями и договариваемся встретиться с ними возле Крепостного моста со стороны Петровского парка.
Пока ждём их на скамеечке, насдаждаемся великолепным видом на Выборгский замок:
Ну а далее встречаем друзей и отправляемся на прогулку по набережной Адмирала Апраксина.
С набережной открываются изумительные виды на старый город:
В конце набережной открывается вид на порт Выборг:
Немного погуляли, пообщались, пообедали вместе в ресторане "Медведь" и расстались: друзья продолжили прогулку по Выборгу, а мы отправились домой.
Выходные прошли очень насыщенно! Погода не подвела: все три дня было солнечно, тепло и безветренно. Настоящая весна! Я испытала море эмоций, получила множество ярких впечатлений, узнала и увидела много новых интересных мест! Карельский перешеек - сказочное по своей красоте место. И мы непремено будем возвращаться в Выборг и его окрестности снова и снова...