Мало, кто задумывается об этом, когда идет впервые к психологу, но факт остается фактом: многие наши проблемы в отношениях тянутся еще со школьных лет.
Первая злая выходка нарушенного одноклассника в виде немотивированной агрессии, оскорбления, первый опыт отвержения коллективом, равнодушие маленьких запуганных конформистов, первая "стрелка", первый "бойкот" переживаются давно взрослыми людьми как напоминание об их беспомощности, обреченности и унижении.
Эти события застревают навсегда в Душе, проигрываясь гаммой острой боли и влияют на жизнь даже спустя 20-30 лет, так, как будто случились только что.
После выпуска кажется, что все в прошлом, однако это не так: все, что не было отреагировано, что пришлось молча вытерпеть, оставшись без поддержки, наедине с агрессивно настроенными людьми, застревает в бессознательном и саднит, влияет на выбор партнера, профессии, на отношения в рабочем коллективе, на рост карьеры и доходы, на взаимопонимание с собственными детьми и даже на здоровье.
Это никогда и не для кого не проходит бесследно. Потому как подрывает веру в себя, загоняет в нескончаемую тревогу, убивает чувство доверия к окружающим и к миру.
Многие мои клиенты поначалу стараются обойти эту тему, либо вовсе не придают значения эпизодам насилия, пережитым в школьном возрасте. Да, били, отжимали вещи, деньги, словесно издевались. Каждый день. Годами.
- Ну, что об этом вспоминать? Было и прошло, школа позади.
Если бы! Унижение - это то, что никогда не забывается, опрокидывает внутренний статус, стирает самоуважение, размывает личностные опоры. Обесценивание собственных травм также не исцеляет их, а лишь усугубляет.
Тема болезненная для многих, особенно если учесть, что родители, некогда сами пострадавшие от школьной травли, не особо понимают, чем могут помочь своим детям в подобной ситуации. Жалобы ребенка, его нежелание ходить в школу, зачастую воспринимаются с раздражением, советы одни и те же во многих поколениях: "Надо уметь постоять за себя", "Не будь нюней", "Не обращай внимания, тогда отстанут".
Не отстанут
Травят не потому, что с человеком что-то не так, а потому что трусливые, подлые и неадекватные. Нарушенные люди в любом возрасте проецируют свою ничтожную часть на других и за счет кого угодно готовы повышать свою самооценку.
Превращать в сливной бачок для своих нечистот того, кто, на их взгляд, менее агрессивен, кого не надо бояться, кто более успешен, благополучен, кто смеет быть чувствительным и уязвимым, талантливым, не оскаливаться, а улыбаться, не завидовать, а радоваться за другого, не разъединять, а объединять.
И - да, так бывает, что весь класс идет не в ногу, а ваш ребенок в ногу. Если особенный мозг, если природой одарен, не похож на других ни способом мышления, ни поведением, ни внешностью, если он вообще иначе воспринимает мир. Пишу для тех, кто мучается до сих пор тяжелыми воспоминаниями, ненавидит себя за пережитое, не в силах найти ответ на вопрос: "За что?", а также для родителей, чтобы не спускали на тормозах ситуации насилия, в которых оказался ваш ребенок.
Дети не выбирают себе ни семью, ни школу, ни классного руководителя. Они заложники обстоятельств и никак не могут повлиять на происходящее. Для этого у ребенка есть Взрослый.
В распоряжении Взрослого все правовые инструменты и способы оказать реальную помощь, защитить своего ребенка.
1. Ситуацию необходимо обсудить с классным руководителем, поскольку именно он является главным человеком, влияющим на данную группу детей.
2. Если ничего не меняется - необходимо написать заявление в двух экземплярах на имя директора. И зафиксировать на одной из копий входящий номер. Все должно быть официально, четко и по закону. Речь идет о правах вашего ребенка. Именно школа несет ответственность за физическое и психологическое здоровье несовершеннолетнего, пока он находится там и осуществляет свое право на образование.
3. Если ничего не меняется - обращайтесь с заявлением о нарушении прав несовершеннолетнего в департамент образования и в прокуратуру.
Ребенок имеет право на образование в нормальных условиях, он не обязан отвоевывать себе место за партой каждый день, сражаясь с проблемными озлобленными людьми, ненавидящими его просто за то, что он есть.
Жаль, что этого не сделали родители моих клиентов, которые, повзрослев по паспорту, не повзрослели психологически, поскольку так и не смогли ощутить себя защищенными, опереться на Родителя, получить поддержку, заботу и внимание по отношению к себе в невыносимой ситуации.
Почему это происходит?
1. Потому что не всем повезло с классным руководителем. Далеко не все педагоги работают по призванию, присутствовали вообще на лекциях по психологии, не все умеют объединять детей одной идеей, поддерживать здоровую атмосферу в классе. Когда есть авторитет учителя - есть правила и внутренний ценз на поведение в группе. Агрессия в таких коллективах не лезет из тех, кто плохо управляет своей миндалиной.
2. Потому, что не всем повезло с семьей, с условиями жизни, с психикой. Не все вообще в состоянии понять, что с ними происходит, почему в детстве они сначала зачинщики школьной травли, а потом - оказываются в местах лишения свободы, ищут и находят сами агрессора в супруги, ненавидят себя и своих близких, отыгрываются на собственных детях, спиваются, опускаются на самое дно и так далее.
3. Потому что мало индивидуальностей, большинство людей очень конформны. И, наблюдая со стороны, как кому-то прилетает, им легче махнуть рукой и встать на сторону того, кто внушает страх, действует на импульсах. Страшно стать следующим. Но травма насилия очень коварна и проникает в наблюдающих, записывается в виде нейрофизиологической реакции, порождающей толерантность к чужим страданиям. В общем, убивает лучшие человеческие качества, остается лишь пожизненный инстинктивный страх.
Все это порождает психотравму у всех участников травли. Многие из моих клиентов, в свое время "просто наблюдавших" за школьной травлей, не смогли создать семью или же нашли агрессора в супруги. Многие мамы и папы именно поэтому толерантны к страданиям своего ребенка, когда тот терпит унижения, потому что считают неуважение к слабому нормой. "Не можешь постоять за себя - поэтому ты плох и жалок. Кто может запугать, держать в напряжении - тот и главный". То есть, люди продолжают жить в поле травмы, как в школе.
И - нет, если вашего ребенка не притесняли в школе, он "просто молча изо дня в день наблюдал, как издеваются над кем-то другим", он не избежит психологических последствий. Страх перед тираном, чувство беспомощности перед насилием поселится в нем, что скажется и на выборе партнера, и на доходах, и на здоровье, и на следующем поколении.
Человек, у которого все хорошо с психическим развитием, психологически благополучный, не набрасывается на других с целью сбросить негатив, ему не надо повышать свою значимость за счет тех, кто рядом.
Принято уравнивать агрессоров и их жертв ввиду несовершеннолетнего возраста. Мол, они дети и сами разберутся. Считаю такой подход опасным и безответственным, удобным для ленивых и нерадивых взрослых - не надо вмешиваться, прилагать усилия, разбираться.
Они - дети с совершенно разным потенциалом, из разных родовых систем, они чужие люди друг другу. Но вынуждены проводить много времени вместе. Вынуждены, они это не выбирали.
Униженный, битый, выживающий в собственной семье ребенок не может выразить агрессию родителям и сливает ее на одноклассника. Любого, кто рядом и не настолько инстинктивен. Вот и все. То есть, проблемы его эмоционально тупых родителей становятся проблемами постороннего ребенка. Который приходит домой и в ответ на свое недоумение слышит: "Разбирайтесь сами". С кем и почему он должен разбираться?
Стыд за себя, за собственные неудачи и унижения в школе бессознательно перекладывается на потомков : сумей то, что не смог я, если выстоишь против всего класса - только тогда получишь мое признание и уважение.
Могу сказать по собственным наблюдениям - люди, учинявшие школьные разборки во время моего детства, прожили очень несчастную жизнь. Внутренние дефициты не могут скомпенсироваться через буллинг. И переходят во взрослую реальность.
И выливаются в тяжелые химические зависимости, либо в криминал. Многих уже и в живых-то давно нет. Их жертвы в большинстве своем тоже столкнулись с повторением школьных унижений уже в своей семье, на работе, многие вышли из школы с хроническими заболеваниями психосоматической природы. Здесь нет выигравших. Это проблема, которая не может быть решена на уровне детей. И не должна решаться ими.
Если вы некогда стали жертвой травли в детском коллективе, будь то школа, лагерь, секция, двор, важно осознать, что вы имеете право на любые эмоции в связи с таким опытом, включая ненависть и ярость.
Вы имеете основания и полное право не поддерживать отношения с теми людьми, которые делали это с вами, даже если прошло уже много лет.
Не принимать их извинений, не здороваться и не заставлять себя "сохранять приличия". Не стоит замазывать свои переживания шаблонными утверждениями типа "что было - то прошло, мы теперь взрослые", это так не работает.
В глубине вас сидит беспомощный ребенок, напуганный, столкнувшийся со злом и предательством, отвержением, несправедливостью, так и не получивший поддержки и защиты. Обесценивание своего тяжелого опыта, желание просто отмахнуться от него стирает образ Я, ломает жизнь.
Никто не имеет права причинять вам эмоциональные и физические страдания и если такое происходило даже много лет тому назад - необходимо вернуться чувствами в тот период и отреагировать все, что выпало пережить.
Немного специальных знаний родителям:
Многие недоумевают, как же их ребенок подготовится ко взрослой жизни, социализируется, если не может в школе наладить контакт с одноклассниками, не придется ли его всю жизнь защищать?
Если у человека нет опыта безопасности, ему неоткуда этот опыт будет взять. Родитель, защищающий ребенка, обеспечивающий ему эту безопасность, дает чувство спокойствия, принадлежности к роду, к семье, безусловной любви и ценности. Этот опыт встраивается в психику и становится ее частью, опорой, на которую человек сможет ориентироваться в дальнейшем.
"Я ценен, я достоин защиты, моя безопасность важна, я это точно знаю, потому что мой родитель серьезно относится к моим чувствам, уважает мою личность, поэтому дал понятную, активную реакцию на нарушение моих прав." Это создает устойчивую внутреннюю позицию, ребенок знает, кто он и как к самому себе относиться, как воспринимать нападки, он начинает понимать, кто есть кто в классе.
Если же вы заставляете ребенка справляться самостоятельно - он лишается внутренней позиции "Я ценен", адаптивности, ему не на что опереться, он напрямую сталкивается с законом джунглей, совершенно не понимая, как себя вести, он не ощущает ни своей ценности, ни безопасности, поэтому стыдится и ненавидит себя.
"Если родители позволяют, чтобы я ходил в такое место, где меня унижают, значит, я ничего для них не значу, потому что какой-то неполноценный. Меня унижают потому что окружающие тоже видят мою плохость". С таким убеждением он постепенно становится толерантен к насилию, лишается самоуважения, его личность сильно травмируется.
Как насилие в детстве отражено в натальной карте? Об этом есть статья здесь.
Родовая Тень - это в том числе проекции ничтожной части на других, это и фрагментарное Я, и фокус внимания на агрессоре, и бессознательный поиск тирана. Как ни крути, а кармические указания - через что придется пройти в детстве, с чем столкнуться, с чем справиться, уже даны при рождении. Каждый может самостоятельно убедиться в этом, проанализировав свой собственный радикс. И определить способы преодоления и успешного выхода из своей травматичной ситуации.
Личность против родового сценария
О потере самоуважения после травмы насилия. Правда и ложь
Почему травма лишает нас иллюзий? и Почему это становится важным преимуществом?
#какпомочьсвоемуребенку #правонауважениевшколе #правонабезопасность #внутреннийродитель #травлявшколе #жертваиагрессор