16 лет назад вышел «Аватар». Фильм, который стал революцией в кино! Он принес в данную сферу множество изменений и перевернул взгляд на то, каким кино может стать в 21 веке.
Как задумывался фильм?
Задумка к созданию «Аватара» была начата еще в далеком 1994 году. Тогда Джеймс Кэмерон* написал 80-страничную концепцию-сценарий, который назвал «Проект 880». Его основной идеей было воплотить в реальность фильм с визуально захватывающим миром, но единственным препятствием на тот момент стали технологии. Они не позволяли создать полное видение его картины, и работы в этом направлении были прекращены до того момента, пока в начале 2000-х не появилась технология захвата движения (Motion Capture). Режиссер понял, что работу с будущим фильмом можно постепенно воплощать в жизнь после выхода таких произведений как «Властелин колец» и «Полярный экспресс». Вышеописанная технология, стала одной из фишек и особенностей данных фильмов, а также пророчила еще больший успех детищу Джеймса Кэмерона.
Начало масштабной работы
Подготовка к созданию фильма началась незадолго до съемочного процесса, стартовала она разработки языка на’ви. В начале данный язык существовал в виде рукописей, было написано около 30 слов, но талантливый режиссер понимал, что этого недостаточно, и ему необходим полный, единый язык. Джеймс Кэмерон начал поиски лингвиста, дабы тот помог развить и завершить данную работу. Его производственная компания Lightstorm Entertainment* связалась с отделом лингвистики в Университете Южной Калифорнии в поисках кого-нибудь, кто был бы заинтересован в создании такого языка, и в последующем, оттуда была предложена кандидатура Пола Форммера*.
Форммер и Кэмерон встретились, и обсуждали видение режиссёра на то, как создать и использовать данную идею в фильме. Их встреча закончилась рукопожатием, и сопровождалась такими словами режиссера «Добро пожаловать на борт!»
Проведя титаническую работу, был создан вариант языка, который основывается на принципах фонетики, грамматики и лексики. Он звучал уникально и правдоподобно. Пол Форммер учел различные языковые элементы, чтобы создать язык, который был бы удобен для произношения и в то же время отличался от существующих языков. К началу производства фильма имелось в наличии около 1000 слов, а к его окончанию почти 2000 слов.
Старт съемок
Работа над фильмом началась в 2005 году. Режиссер заручился поддержкой продюсера Джона Ландау*, благодаря которому были созданы две команды: техническая и творческая. Они занялись предварительной подготовкой картины. На основе первых разработок в августе того же года Кэмерон снял 37-секундный ролик, после показав его 20th Century Fox, на что компания дала свое согласие на создание столь масштабного проекта. К осени 2006 года Джеймс Кэмерон уже успел отснял часть сцен неосновных сцен и уже весной 2007 году плавно приступил к основной части.
Съемка осуществлялась с помощью разработанной Кэмероном и Винсом Пэйсом* системы 3-D Fusion Camera System*. Благодаря ей проект получил высокую кадровую частоту, и сделал незаметным стробоскопический эффект*. Захват движений с помощью Motion Capture* проходил с октября 2007 г. по март 2008 г. в ангаре компании Huges Aircraft* в Лос-Анджелесе. Весной 2009 года были проведены досъёмки в декорациях, они уже происходили в павильоне Stone Street Studios*, которая находилась в столице Новой Зеландии городе Веллингтон.
Суммарно к работам привлекли около 1000 сотрудников. Для обучения актеров навыкам, таким как стрельба из лука, верховая езда и обращение с огнестрельным оружием были задействованы профессионалы, попутно они также изучали созданный вышеописанный язык на’ви, который стал языком синекожих инопланетян.
Во время создания фильма Джеймс Кэмерон впервые применил созданную систему виртуальной съемки. Можно было создать виртуальные копии актеров в виртуальном окружении. Это позволяло полностью контролировать весь процесс, например: управлять камерой и снимать сцены так будто происходила живая съемка, настраивать ракурсы и освещение, работать с костюмами и гримом, управлять погодой, ландшафтом, флорой и фауной. Благодаря этой технологии планета Пандора, предстающая на экране, поражает своей реалистичностью, пейзажи с «левитирующими скалами» (были взяты с реального существующих горных вершин в китайской провинции Гуйлунь), также как и колония по добыче ресурсов является прообразом нефтяной платформы Noble Clyde Bourdreaux расположенной в Мексиканском заливе
На протяжении всего процесса создания проводилась компьютерная обработка материала. Чтобы соединить графику и отснятую мимику в одно целое, была применена система по названием simulcam, (смесь 3-D Fusion Camera System и Motion Capture) благодаря ней на небольшом мониторе можно было наблюдать как выглядел бы тот или иной персонаж со всеми визуальными эффектами. Спустя огромное время, фильм предстал перед зрителями уже в том виде, в каком Джеймс Кэмерон задумывал.
Роли в данном фильме исполнили следующие актеры:
- Сэм Уортингтон (Джейк Салли)
- Зои Салдана (Нейтири)
- Сигурни Уивер (Грейс Августин)
- Стивен Лэнг (Полковник Майлз Куорич)
- Мишель Родригес (Труди)
- Джованни Рибизи (Паркер Селфридж)
- Джоэль Дэвид Мур (Норм Спелман)
- Уэс Стьюди (Эйтукан)
- Лаз Алонсо (Тсу-тей)
- Кэрол Кристин Хилариа Паундер (Моха)
А также многие другие актеры второстепенных персонажей и массовки
Кассовые сборы
- Мировые сборы: более 2,8 миллиарда долларов.
- Первоначальные сборы: Фильм стал самым кассовым на момент выхода, удерживая этот титул до выхода "Аватар: Путь воды" в 2022 году.
Награды:
Премия Оскар (3 победы):
- Лучшие визуальные эффекты
- Лучшая художественная работа
- Лучший звук
Номинации:
- Лучший фильм
- Лучший режиссер (Джеймс Кэмерон)
- Лучший оригинальный сценарий и другие.
Золотой глобус:
- Победа в категории "Лучший фильм – драма".
- Номинации на лучший режиссер и лучший оригинальный саундтрек.
BAFTA:
- Победа в категориях, включая лучшие визуальные эффекты и художественную работу.
Сторонние продукты вселенной «Аватар»
Книги:
- Avatar: A Confidential Report on the Biological and Social History of Pandora (в России издана как «Аватар. Иллюстрированный путеводитель»). Книга была представлена как компиляция всех данных, собранных людьми о Пандоре и жизни на ней
- The Art of Avatar: James Cameron’s Epic Adventure (Исуксство «Аватара». Эпическое приключение Джеймса Кэмерона) Книга содержит в себе множество рисунков, созданных концепт-художниками для фильма, включая скетчи и зарисовки. Книга примечательна ещё и тем, что введение к ней написал Джон Ландау, Кэмерон — эпилог, а Питер Джексон* — предисловие.
Компьютерные игры и другое
- James Cameron’s Avatar: The Game — компьютерная игра в жанре экшен от третьего лица, разработанная компанией Ubisoft Montreal и изданная Ubisoft. Кэмерон лично выбрал компанию-разработчика ещё в 2007-м. Сотрудничество игровых разработчиков и режиссёра проходило довольно тесно: Кэмерон даже позаимствовал некоторые идеи игры для своего фильма. Игра вышла 1 декабря 2009 года в версиях для платформ PlayStation 3, Xbox 360, Wii, Nintendo DS, Microsoft Windows, а 8 декабря — и для PlayStation Portable
- Avatar: Frontiers of Pandora — приключенческая игра 2023 года, разработанная Massive Entertainment и изданная Ubisoft. Игра является частью франшизы Avatar и была выпущена для PlayStation 5, Windows и Xbox Series X/S 7 декабря 2023 года. Она получила неоднозначные отзывы критиков
Также были созданы серии игрушек, а также во Франции, почтовая компания La Poste выпустила ограниченную серию марок по мотивам «Аватара». Выход марок совпал со всемирным релизом кинокартины
Итоги
Джеймс Кэмерон, создав данный фильмы и показав его миру, навсегда оставил след в развитии киноиндустрии. Он принес множество уникальных технологий, а также подарил миру захватывающее приключение по миру Падноры, интересных персонажей, эмоции и оставил огромное впечатление! «Аватар» останется фильмом, который можно будет посмотреть в любое время, и все также восторгаться той графике. Если вдруг вы по чистой случайности его еще не видели, то может вот оно, то самое время его пересмотреть?!
Примечания
1. Джеймс Фрэ́нсис Кэ́мерон (род. 16 августа 1954, Капускасинг, Онтарио, Канада) — канадский кинорежиссёр и кинопродюсер, чаще всего работавший в жанре фантастического боевика. Создатель таких популярных фильмов как «Чужие», «Терминатор», «Терминатор 2: Судный день», «Титаник», «Аватар» и «Аватар 2: Путь Воды»;
2. Lightstorm Entertainment - американская независимая кино- и телекомпания, основанная режиссером Джеймсом Кэмероном и продюсером Лоуренсом Касаноффом в 1990 году;
3. Пол Форммер - (родился в 1943 году в Нью-Йорке) — профессор Университета Южной Калифорнии (USC), лингвист. С 2005 по 2008 годы занимал пост директора Центра коммуникационного менеджмента школы бизнеса Маршалла в USC.
4. Джон Ландау (23 июля 1960, Нью-Йорк — 5 июля 2024) — американский кинопродюсер, известный своей работой с Джеймсом Кэмероном
5. Винсент «Винс» Пейс — американский кинооператор
6. 3-D Fusion Camera System (также известная как Reality Camera System 1) — это цифровая кинокамера, разработанная Джеймсом Кэмероном и Винсом Пейсом. Она была разработана как способ снимать художественные фильмы в стереоскопическом 3D. Система Fusion Camera System впервые использовала камеры Sony HDC-F950, а затем и камеры Sony HDC-1500 HD, когда они стали доступны;
7. Стробоскопический эффект - зрительная иллюзия, возникающая, главным образом, в кинематографе и телевидении в случаях, когда частота киносъёмки и проекции близка к частоте отображаемого процесса. Например, при вращении колеса повозки на экране может казаться, что оно неподвижно или даже вращается в обратную сторону;
8. Motion Capture - Захват движения (иногда называемый mo-cap или mocap , для краткости) — это процесс записи движения объектов или людей. Он используется в военных, развлекательных, спортивных, медицинских приложениях, а также для проверки компьютерного зрения и роботов. В фильмах, телевизионных шоу и видеоиграх захват движения относится к записи действий человеческих актеров и использованию этой информации для анимации цифровых моделей персонажей в 2D или 3D компьютерной анимации;
9. Huges Aircraft - американская военно-промышленная авиастроительная компания;
10. Stone Street Studios - это студия, находится в центре киноиндустрии в Веллингтоне. Она предоставляет кинематографистам все необходимое для воплощения их историй в жизнь;
11. Noble Clyde Bourdreaux - буровая платформа, построенная в 1987 году;
12. Сэр Пи́тер Ро́берт Дже́ксон (род. 31 октября 1961, Пекеруа-Бэй, Новая Зеландия) — новозеландский кинорежиссёр, сценарист, актёр и продюсер. Наиболее известен по эпической фэнтези-кинотрилогии «Властелин колец», снятой им по книгам Джона Р. Р. Толкина и получившей 17 премий «Оскар»; впоследствии Джексон выпустил приквел к ней — кинотрилогию «Хоббит».