Найти в Дзене
Internetwar. Исторический журнал

Осень шайеннов (1964). Попытка извиниться

В 1964 году Джон Форд выпустил фильм «Осень шайеннов», основанный на историческом материале. О причинах, побудивших его снять этот фильм, режиссер сазал так: «Я давно хотел снять его. Я убил больше индейцев, чем Кастер, Бичер и Чивингтон вместе взятые... Давайте посмотрим правде в глаза, мы обращались с ними очень плохо – это пятно на нашей репутации; мы обманывали и грабили, убивали, истребляли, устраивали резню и все такое, но они убивают одного белого человека, и, Боже, выходят войска». «Убил индейцев» – разумеется, это отсылка к другим вестернам, снятым Фордом. Только в подборке на канале есть его фильмы: «Дилижанс», «Рио-Гранде», «Искатели», «Кавалеристы». А сколько мы еще не обсудили. Так что, получилось у Форда извиниться перед индейцами? Марлон Брандо после этого фильма сказал: нет, не получилось, фильм вышел еще более расистским и нечестным. Но может быть мы будем более благосклонны? Фильм посвящен бегству племени шайеннов из резервации в 1878 году и их возвращению в родные ме

В 1964 году Джон Форд выпустил фильм «Осень шайеннов», основанный на историческом материале. О причинах, побудивших его снять этот фильм, режиссер сазал так:

«Я давно хотел снять его. Я убил больше индейцев, чем Кастер, Бичер и Чивингтон вместе взятые... Давайте посмотрим правде в глаза, мы обращались с ними очень плохо – это пятно на нашей репутации; мы обманывали и грабили, убивали, истребляли, устраивали резню и все такое, но они убивают одного белого человека, и, Боже, выходят войска».

«Убил индейцев» – разумеется, это отсылка к другим вестернам, снятым Фордом. Только в подборке на канале есть его фильмы: «Дилижанс», «Рио-Гранде», «Искатели», «Кавалеристы». А сколько мы еще не обсудили.

Так что, получилось у Форда извиниться перед индейцами? Марлон Брандо после этого фильма сказал: нет, не получилось, фильм вышел еще более расистским и нечестным. Но может быть мы будем более благосклонны?

-2

Фильм посвящен бегству племени шайеннов из резервации в 1878 году и их возвращению в родные места. Для этого им в основном осенью (отсюда и название фильма) пришлось преодолеть более тысячи миль.

В самом начале показаны шайенны, ожидающие от правительства белых давно обещанного возвращения домой. Но белые и думать забыли о каких-то краснокожих, освободивших для них землю.

Здесь автор вплетает нескольких героев. Чтобы было, за кем следить. Капитан Арчер – командир отряда кавалеристов, преследующих шайеннов. Дебора Райт – красивая миссионерка, учительница, фанатично преданная индейцам. Лейтенант Скотт – изначально настроенный убить всех индейцев, но постепенно эволюционирующий в своем отношении к изгнанникам.

Из индейцев выделяются два вождя, имеющие исторические прототипы, Зазубренный Нож и Маленький Волк. Сначала они идут плечом к плечу, но в какой-то момент испытания ломают одного из них, и пути двух вождей и двух половин племени разделяются.

-3

Фильм длинный, на два с половиной часа. Так что героев тут куда больше, чем я назвал. Есть несколько микросюжетов, мини-линий. Каждая из них найдет свое завершение.

Самый примечательный микросюжет – комедийная вставка приблизительно на середине хронометража. Небольшой городок Додж Сити напуган слухами о движущемся племени индейцев. Мэр мобилизует граждан на войну.

За всем этим иронично следит опытный шериф (в исполнении блистательного Джеймса Стюарта). Шериф ради забавы едет с гражданами на войну против индейцев. Но война кончается, как только граждане видят всего одного краснокожего. Граждане в панике разбегаются.

«Так закончилась битва за Додж Сити. Потери – одно порванное платье».

Форд вставил этот сюжетец в качестве антракта. По задумке, пока он идет, люди могут сбегать в туалет или в буфет без потери информации об основной линии.

-4

Она, линия эта, тут проста и понятна: надо показать отчаяние шайеннов, их страдания, их стойкость в преодолении препятствий на пути к цели. Через истощение, голод, холод, насилие. Через потерю соплеменников, женщин, детей.

Только все ли эти страдания индейцам причиняют белые? Определенно нет. Выйдя за пределы резервации, индейцы ни разу не останавливаются, не оказывают содействия или сострадания своим немощным соплеменникам. Только вперед к цели.

Их отношение к жизни и смерти отличается от отношения белых. Попытки миссионерки или капитана Арчера взывать к человечности, к заботе о детях бессмысленны. Для индейцев-мужчин, идущих к цели этой человечности нет. Умрут? Значит, так нужно. Неважно, как ты живешь, важно умереть правильно, не подчиняясь, а двигаясь к свободе, к цели.

Нет слов, первопричина страданий именно этого племени именно в этот момент – несправедливое обращение с ними в резервации. Но нужно ли было такое количество смертей? Можно ли было оставить в тепле хотя бы детей и нескольких женщин? Или стариков?

В общем, всё тут сложно и неоднозначно. И офицер, которого вроде бы обвиняет фильм. Я, мол, только выполняю приказ. Но он действительно выполняет приказ. И ни слова обвинения в адрес тех, кто отдал ему этот приказ.

И финал. Вроде бы всё благостно. Половина индейцев всё-таки добралась до земли обетованной. Добрые дяди из Вашингтона вовремя устыдились и услышали их. Но нет, ничего хорошего нет и не будет.

Финальный эпизод – это снова убийство и горе. Здесь ставится точка, ничего хорошего не обещающая.

7 из 10

------

Все обзоры вестернов на канале:

Вестерны | Internetwar. Исторический журнал | Дзен