Найти в Дзене
КиноМеломан

Как не служивший в армии Виктор Цой мог петь про войну

Многие наверняка удивились, когда паренек, певший романтические песенки про восьмиклассницу и огурцы, вдруг стал глашатаем перестройки. Оделся во все черное, встал в героическую позу и радикально поменял репертуар. Сигареты, спички и бутылка вина в его песнях сменились порядковым номером на рукаве. Одни увидели в этом происки американских спецслужб. Другие объяснили дурным влиянием его коллег по цеху. Как бы то ни было, факт остается фактом. Человек, ни разу не служивший в армии, вдруг запел про войну. Это на сцене он вставал в героические позы, делал волевое выражение лица и пел, что война, мол, дело молодых, лекарство против морщин. Что, дескать, весь мир на него идет войной и так далее. На деле же он не только не был в армии, но и прятался от нее самым постыдным образом – в психиатрической лечебнице. И потчевали его там совсем другими лекарствами – теми, что обычно лечили уклонистов. На дворе – начало 80-х годов. В Афганистане как раз шли боевые действия. И шансы отправиться «за реч

Многие наверняка удивились, когда паренек, певший романтические песенки про восьмиклассницу и огурцы, вдруг стал глашатаем перестройки. Оделся во все черное, встал в героическую позу и радикально поменял репертуар. Сигареты, спички и бутылка вина в его песнях сменились порядковым номером на рукаве. Одни увидели в этом происки американских спецслужб. Другие объяснили дурным влиянием его коллег по цеху. Как бы то ни было, факт остается фактом. Человек, ни разу не служивший в армии, вдруг запел про войну.

Это на сцене он вставал в героические позы, делал волевое выражение лица и пел, что война, мол, дело молодых, лекарство против морщин. Что, дескать, весь мир на него идет войной и так далее. На деле же он не только не был в армии, но и прятался от нее самым постыдным образом – в психиатрической лечебнице. И потчевали его там совсем другими лекарствами – теми, что обычно лечили уклонистов.

фото music.youtube.com
фото music.youtube.com

На дворе – начало 80-х годов. В Афганистане как раз шли боевые действия. И шансы отправиться «за речку» у начинающей рок-звезды были совсем не нулевые. Поэтому музыканта было можно понять. Бренчать на гитаре – не в караваны ходить. И естественно он предпочел первое. Заветный белый билет в итоге получил. И тем самым поставил крест на карьере простого советского труженика. С таким документом тогда ни в вуз поступить, ни престижную работу получить было нельзя.

Максимум на что можно было претендовать, это ПТУ. Неудивительно, что наш последний герой работал машинистом в котельной. Был ли он героем на самом деле? Его друзья и коллеги в своих воспоминаниях отмечали, что в жизни он старался избегать острых угловых ситуаций. Не лез на рожон. Отчасти это даже было видно по его песням. Его герой предпочитал ждать: неважно, перемен ли, времени ли, чтобы перестать молчать. Главное – не предлагал ничего конкретного. Там же, где он от лица абстрактных «мы» заявлял, что дальше будет действовать, дело ограничивалось лишь декларацией.

фото ru.pinterest.com
фото ru.pinterest.com

Пока он пел про восьмиклассниц да про остановки у пивных ларьков, вопросов к нему не возникало никаких. Занимался бездельем, играя словами. О чем сам же простодушно признавался в своих песенках. Ну и ладно. Главное, что такие песенки никому не причиняли вреда.

Совсем другое дело – позднее творчество Цоя. Это только на первый взгляд оно представляло собой малоосмысленный поток слов либо набор банальностей. Если всю эту псевдогероическую патетику про группу крови и порядковый номер правильно упаковать, то она попадет точно в цель. Вот и песни питерского кочегара легли в хорошо унавоженную почву, взбудоражив неокрепшие подростковые умы.

Маргинальная публика из социально неблагополучных семей нашла себе идеального кумира. А после гибели музыканта – сделала из него идола, на которого молится до сих пор. Дожив до седых волос и все так же требуя перемен. Да только перемены могут подуть совсем не в ту сторону. А война может оказаться не только делом молодых. Но об этом автор перестроечных хитов и его фанаты, видать, просто забыли.

Все вышеизложенное – субъективное оценочное суждение, не претендующее на истину.