Понятие «управление популяциями» становится всё более побычным для охотоведческой терминологии, однако разные авторы вкладывают в него отнюдь не одинаковое содержание: от регулирования добычи до совокупности мероприятий, определяющих состояние и использование популяции. Последнее ближе соответствует термину (управление), который, в частности, используют северо-американские охотоведы для обозначения основного круга своей деятельности. Целесообразно и нам попытаться достигнуть единства в концептуальных подходах к управлению популяциями охотничьих животных.
Начинать следует, по видимому, с признания популяции главным объектом ведения охотничьего хозяйства. Эта, казалось бы самоочевидная истина, вызывает упорные возражения у некоторых учёных и практиков. Они вызваны сложностью выделения локальных популяций у целого ряда охотничьих зверей и птиц, особенно у эвритопных и мигрирующих. Это обстоятельство совершенно реально и заслуживает внимания. Проблема решается конкретно, применительно к отдельным видам и регионам.
Относительно легко выделить местные популяции у стенотопных околоводных млекопитающих ондатры, бобра, выдры, норки, а также у зайца русака на отдельных массивах полевых угодий, у сурков на участках сельскохозяйственных неугодий и так далее. Выделению популяций белки, диких лесных копытных, лесных куньих, тетеревиных птиц способствует расчленённость, мозаичность угодий; особенно облегчается данная задача при обитании этих животных в ленточных и островных лесах. В горных местностях популяции отдельных видов охотничьих животных, например соболя, приурочены к речным долинам и разделяются безлесными хребтами и водоразделами. В то же время нередки случаи, когда угодья относительно однородны на больших пространствах и виды (белка, лисица, лесная куница, соболь, лось и другие) заселяют их более или менее равномерно. В таких случаях следует выделять видовое население какого то более или менее обширного урочища и принимать его за эксплуатационную единицу, уточняя со временем его статус. Популяционные изоляты большинства видов при наличии условий для расселения весьма относительны и об этом следует помнить.
Труднее подходить на популяционной основе к управлению популяциями мигрирующих водно болотных птиц. В данном случае выручает концепция пролётных путей; охотничья нагрузка на популяции определяется внутри каждого из них, с учётом значительных сезонных перемещений птиц.
Таким образом, в целом для охотоведения популяционный подход реален, хотя, несомненно, нужна большая исследовательская и экспериментальная работа для уточнения видовых критериев выделения эксплуатационных общностей животных, равных популяциям или близких к ним.
Перейдем теперь к рассмотрению отдельных элементов управления популяциями. Их можно выделить десять.
1. Определение размещения популяции. Об этом элементе упоминалось выше. В простейшем случае он может быть одномоментным, разовым, в сложных растягиваться на годы, когда первоначальные границы выделенной эксплуатационной единицы могут уточняться. Естественно, результаты всех наблюдений, относящихся к этому вопросу, следует заносить на картосхемы.
2. Установление размеров и структуры эксплуатируемой популяции. Работа имеет систематический характер. Первоначально учеты численности могут быть более углубленными, с применением сложных и трудоёмких методик. В дальшейшем, по мере овладения ситуацией, учёты могут носить выборочный, контрольный характер. Более того, для некоторых видов (например, диких копытных) можно перейти на определение тенденции в развитии популяций, ориентируясь на систему индикаторов.
Наблюдения за структурой популяции должны вестись постоянно; регистрируется размещение животных и их группировок, его изменение по сезонам (территориальная структура), наличие и соотношение животных различного пола и возраста (половозрастная структура). Вся информация картируется.
3. Расчёт ёмкости угодий, занимаемых популяцией. Эле-мент хотя и сложный, но необходимый для организации адекватного управления популяцией, так как её эксплуатация при незаполненной емкости (а это обычное явление для нашего охотничьего хозяйства) влечет значительный недобор продукции. Основой расчётов является определение кормо-вых, гнездовых, защитных и иных важных свойств угодий, определяющих возможные размеры популяции.
4. Установление оптимальной и хозяйственно допустимой
плотности населения животных. Этот элемент взаимосвязан с предыдущим. Напомним, что оптимальной должна считаться та плотность населения вида, при которой он полностью использует имеющуюся емкость угодий без ущерба для них, то есть без ухудшения условий обитания и ущерба экосистемам.Оптимальная плотность определяется в основном экологическими факторами среды. Хозяйственно допустимая плотность населения, над теоретическими основами которой работал П. Б. Юргенсон (1968, 1971), зависит от экономических интересов смежных с охотничьим хозяйством отраслей природопользования, в первую очередь лесного и сельского. Если естественные свойства угодий позволяют нам содержать в них одно количество животных, то интересы хозяйства часто требуют существенных корректив и снижения этой численности до «хозяйственно допустимого уровня» (общеизвестный пример «лось и лес»). Такие противоречия свойственны для биогеоце-нотически активных видов и должны разрешаться в процессе переговоров с лесными и сельскими ведомствами и пользова-телями угодий. При комплексном ведении ении хозяйства различия между оптимальной и хозяйственно допустимой плотностью населения того или иного вида могут быть минимальными. Охотпользователи должны вести постоянные наблюдения за отрицательными последствиями жизнедеятельности охотничьих животных и давать им объективную оценку; это облегчит взаимодействие с «соседями», заинтересованными в завышении оценки размеров причиненного им ущерба.
5. Выявление и измерение основных факторов среды, влияющих на ёмкость угодий и численность (плотность населения) вида в данных условиях. Этот элемент теснейшим образом связан с элементами «3» и «4» и в значительной степени реализуется вместе с ними; мы выделили его по причинам методического характера. Наличие какого то серьёзного лимитирующего фактора (к примеру, высокой численности крупных хищников угроза для диких копытных или возможность высоких поздневесенних или раннелетних паводков угроза для размножения околоводных пушных зверей и водоплавающих птиц) может серьёзно препятствовать реализации большого кормового потенциала угодий и свести на нет благоприятные прогнозы по емкости угодий и оптимальной плотности населения. В то же время знание лимитирующих факторов позволяет в ряде случаев преодолеть их целенаправленными биотехническими мероприятиями и достигнуть показателей, определяемых основными благоприятными экологическими факторами («подпрыгнуть» от фактической ёмкости угодий к потенциальной).
Мероприятия, проводимые в течение нескольких лет в рамках пунктов 3-5, дадут возможность объективно оценить качество угодий для популяций основных видов охотничьих животных и присвоить им определенный бонитет, который будет служить надёжным ориентиром в дальнейшей работе.
6. Расчёт динамических нормативов изъятия, уточнение качественных параметров добычи. Не секрет, что многие охотничьи хозяйства в настоящее время ориентируются на среднезональные нормативы добычи того или иного вида, слабо увязывая их (а иногда и совершенно не увязывая) с местными условиями и изменениями этих условий в те или иные годы. Регуляция добычи по половозрастной структуре, как уже неоднократно отмечалось нашими специалистами и учёными, остаётся труднодостижимой мечтой. При переходе на популяционные основы контролируемое состояние популяции будет просто диктовать рациональные количественные и качественные параметры изъятия. Обязательное условие эффективности этого элемента сбор полных и объективных данных о добыче (в том числе и незаконной) и анализ влияния
интенсивности и качества опромышления популяции на её состояние.
На особо охраняемых территориях, где охота запрещена, мероприятия по оценке ёмкости стаций, допустимой плотности населения биогеоценотически активных видов и расчет (в случае необходимости) размеров изъятия имеют специфический характер и осуществляются в рамках системы регуляционных мероприятий (Дежкин, 1986; 1986; 1988).
7. Определение оптимальных сроков добычи в данном сезоне. Существующий подход к определению сроков добычи статичен, усреднён, возможности их изменения на местах слишком незначительны. Здесь также требуются серьезные коррективы, опирающиеся на информацию о биологических и товарных параметрах эксплуатируемых популяций. Необходимо постоянно получать и анализировать сведения о сроках появления молодняка охотничьих зверей и птиц, его развитии и состоянии. По отношению к ценным пушным зверям, если мы желаем получить продукцию высшего качества, следует полностью возродить систему выборочных пробных отстрелов (в типичных для данного региона популяциях).
8. Коррективы в технологии добычи могут определяться целями эксплуатации популяции (например, отстрел для получения трофеев; с этим же связаны и сроки охоты) и прогнозируемыми особенностями охотничьего сезона.
9. Обоснование системы и методов охранных и воспро-изводственных мероприятий и их реализация. Это важный элемент управления популяциями охотничьих животных, призванный сохранять полноценные эксплуатируемые популяции, восстанавливать и повышать их продуктивность. Избираемые для этого приемы должны соответствовать конкретным условиям, B которых находится популяция, оперативно реагировать на их изменения. Помимо собственно охотхозяй ственных биотехнических мероприятий положительную роль могут сыграть конструктивные контакты с сельским и лесным хозяйствами. В этом контексте эксплуатация конкретной популяции может быть эффективно включена в хозяйственное использование всего природного сообщества, составной частью которого она является.
10. Обоснование и применение оптимальных организационно-экономических форм эксплуатации популяции. Этот, заключительный, элемент управления, так же как и предыдущие, многоаспектен. Важное значение имеет уточнение границ охотпользований в соответствии с размещением популяций основных объектов охоты. При отсутствии таких возможностей (части популяции находятся у различных охотпользователей) необходимы межхозяйственные координационные планы по управлению общими популяциями. В рамках этого элемента могут рассматриваться вопросы эколого-экономической оценки популяций, их передачи в аренду, экономических компенсаций за эксплуатацию мигрирующих популяций в отдельных частях их ареала и другие существенные проблемы.
Мы описали в самом общем виде элементы управления популяциями охотничьих животных, не углубляясь в методические и технологические аспекты этих элементов, поскольку в целом они достаточно хорошо известны. Нам было важно представить их в качестве системы, направленной на поддержание (а если возможно и повышение) биологической и (в условиях эксплуатации) хозяйственной продуктивности популяций, что и является конечной целью «управления» (Дежкин, 1989). Представляется, что использование этой системы охотпользователями (в форме соответствующих видовых программ) могло бы существенно упорядочить (оптимизировать) эксплуатацию популяций охотничьих зверей и птиц. Для этого необходимы серьезные предпосылки укрепление кадровой и материально-технической базы хозяйств, обеспечивающее реализацию достаточно сложных охотоведческих приёмов и методов. В мировом охотничьем хозяйстве практика управления популяциями охотничьих животных осуществляется именно на основе таких предпосылок, в условиях экономической самостоятельности. Охото-ведческая наука могла бы способствовать разработке в охот-ничьих хозяйствах конкретных и реальных программ «управления» (с использованием математического моделирования и современной вычислительной техники) и оценивать их успешность, совершенствуя таким образом и теоретические аспекты проблемы.
Друзья,как Вам такой статейный формат?Напишите в комментариях