Найти в Дзене
Чит Перечит

Философские детективы Г. К. Честертона «Неведение отца Брауна», отзыв о книге

Я редко читаю детективы не потому, что мне не нравится этот жанр. Жанр как жанр, нормально я к нему отношусь, читаю и классику, и современных авторов, просто тяготею немного к другому. Это я потому говорю, чтобы вы не удивлялись, что Честертон с его рассказами об отце Брауне стал для меня открытием. Когда-то очень давно, когда мне было лет 12, папа выиграл подписку на 12-томник Агаты Кристи. Это, конечно, было круто! И не прочитать я не могла. А несколько лет назад подарили мне 4-томник Конан Дойля, где есть всё, что касается Шерлока Холмса. Где кроме романов и рассказов множество статей, писем и даже часть автобиографии писателя. Тут я тоже устоять не могла — перечитала всё не отрываясь, друг за другом. Ну, а в остальное время — детективы у меня редко оказываются. Прочитала первые два рассказа и собралась закрыть книгу. Дело в том, что если у Дойля написано так, что веришь-веришь, у Агаты понимаешь, что это полусказка, но логично, красиво и понятно. А тут совсем другая подача, неожид
Оглавление

Я редко читаю детективы не потому, что мне не нравится этот жанр. Жанр как жанр, нормально я к нему отношусь, читаю и классику, и современных авторов, просто тяготею немного к другому. Это я потому говорю, чтобы вы не удивлялись, что Честертон с его рассказами об отце Брауне стал для меня открытием.

Когда-то очень давно, когда мне было лет 12, папа выиграл подписку на 12-томник Агаты Кристи. Это, конечно, было круто! И не прочитать я не могла. А несколько лет назад подарили мне 4-томник Конан Дойля, где есть всё, что касается Шерлока Холмса. Где кроме романов и рассказов множество статей, писем и даже часть автобиографии писателя. Тут я тоже устоять не могла — перечитала всё не отрываясь, друг за другом. Ну, а в остальное время — детективы у меня редко оказываются.

Гилберт Кийт Честертон «Неведение отца Брауна»

Прочитала первые два рассказа и собралась закрыть книгу. Дело в том, что если у Дойля написано так, что веришь-веришь, у Агаты понимаешь, что это полусказка, но логично, красиво и понятно. А тут совсем другая подача, неожиданная для детектива. Парадокс, абсурд и философский подтекст - просто новый уровень детектива. Чувствуется, что писал в первую очередь поэт, философ, художник. Но мои-то ожидания были несколько иными — хотелось что-то поострее, волнительней, душещипательней. В общем, за кофейком прочитала третий рассказ и втянулась - вошла во вкус.) А потом и все ожидания оправдались.

В первом рассказе, «Сапфировый крест», даётся объяснение названию сборника. На примере Валантэна - «умнейшей головы Европы», главы парижского сыска, «величайшего детектива мира». У него был свой метод, который со стороны казался абсурдным, но реально работал.

«Валантэн знал, что такое разум, и потому знал границы разума. Он понял: во тьме неведения надо идти туда, куда направляет вас первый указатель, каким бы странным он ни был».

Метод отца Брауна

Католический священник (он же детектив-любитель) - отец Браун - тем же методом пользовался: дедуктивную логику сочетал с житейской мудростью и пониманием человеческой психологии. Только его конечной целью было не справедливое возмездие, как у всех остальных сыщиков, а доведение преступника до раскаяния в совершённом преступлении.

-2

А вообще, у Честертона преступники действуют как талантливые артисты, а точнее сценаристы, когда всё совершается согласно их замыслу. А само преступление — это красиво обставленное представление, игра. Но на пути преступника появляется не менее талантливый детектив с неприметной внешностью, чуть рассеянный и смешной — уважаемый отец Браун, которого и всерьёз-то многие не воспринимали.

Он вступает и выигрывает. Хотя некоторые почтенные господа, будучи свидетелями этой битвы разумов, так ничего и не поняли.

В некоторых рассказах акценты на вот это КАК совершено и КАК распутано очень сильно доминируют. Персонажы, которые получали развитие в начале истории, вдруг оказываются где-то за бортом далее развивающегося сюжета. Это немного смущает, но так как рассказы не слишком большие и разнообразные, часто окутанные мистическим туманом, поданы в таком изящном стиле, с привлекательной сдержанной иронией, то быстро переключаешься на следующую историю и начинаешь переживать уже совсем другой сюжет.

Таким мне показался, например, «Невидимка».

Любопытно, что один из гениальных преступников, которого священник не раз поймает, станет его лучшим другом (может быть единственным) и частным сыщиком. Вместе они будут ломать головы в таинственном и абсурдном «Честь Израэля Гау», где и преступления как такового не оказалось. Но было очень интересно! А уж как многообещающе!)

А как вам Честертон? Читали про отца Брауна?