Найти в Дзене
Никита Белов

Страх божий. Почему мне следует бояться всеблагого Отца?

Фраза "Не бойся", если верить подсчётам специалистов по Священному писанию, звучит там 365 раз, то есть по разу на каждый день года. Однако, Святые отцы говорят, что Страх божий - это первое, что необходимо стяжать (приобрести) чтобы вступить на путь христианина. Именно с него начинается восхождение наверх. Так где же здесь Истина? Начну размышлять на эту тему, как ни странно, с Ветхого Завета, где евреи вступали в Землю Обетованную, переходя через Иордан, как бы между благословением и проклятием. Вслух зачитывался свод законов и весь народ подтверждал своё согласие с каждым тезисом фразой "Аминь". Скажем, Проклят злословящий отца своего и матерь свою! И весь народ скажет: аминь. (Второзаконие, 27 глава, 16 стих). А другие тезисы напротив, благословляли людей. То есть во "Второзаконии" Господь через Моисея рассказывает какой прекрасной будет жизнь Избранного народа, если он будет выполнять Закон и что произойдёт в случае, если люди от него отступят. Картина интересная. В двух словах

Фраза "Не бойся", если верить подсчётам специалистов по Священному писанию, звучит там 365 раз, то есть по разу на каждый день года. Однако, Святые отцы говорят, что Страх божий - это первое, что необходимо стяжать (приобрести) чтобы вступить на путь христианина. Именно с него начинается восхождение наверх. Так где же здесь Истина?

Начну размышлять на эту тему, как ни странно, с Ветхого Завета, где евреи вступали в Землю Обетованную, переходя через Иордан, как бы между благословением и проклятием. Вслух зачитывался свод законов и весь народ подтверждал своё согласие с каждым тезисом фразой "Аминь". Скажем,

Проклят злословящий отца своего и матерь свою! И весь народ скажет: аминь. (Второзаконие, 27 глава, 16 стих).

А другие тезисы напротив, благословляли людей. То есть во "Второзаконии" Господь через Моисея рассказывает какой прекрасной будет жизнь Избранного народа, если он будет выполнять Закон и что произойдёт в случае, если люди от него отступят.

Картина интересная. В двух словах - будете исполнять Закон и не будете ни в чём нуждаться. Вас никто не тронет. Вы будете всех побеждать, а вас никто не сможет. Но если нарушите Закон, то будет худо. Очень худо.

И вот когда читаешь, насколько худо, волосы на голове невольно начинают шевелиться. И в контексте Ветхого Завета понятие "страх божий" лично у меня появлялось, когда я читал про то, как Ангелы стирают с лица земли Содом, Гоморру, Адму и Севоим, про Всемирный Потоп, 10 Египетских казней. Насколько же справедливо всё, что сделал Господь! А каков масштаб!

Таких мест предостаточно и в Новом Завете - чего стоит только ситуация с Ананией и его супругой Сапфирой, которые были умерщвлены за лож Святому Духу. А когда Господь проклял смоковницу...

Страх божий я понимаю, скорее, как совесть. Именно он не даёт мне не то, что совершить грех, но даже вступить с ним в переговоры! Весь закон сводится к двум тезисам - Возлюби Господа Бога всем естеством и возлюби ближнего, как себя самого. Когда Бога полюбил, тогда не желаешь его огорчать. А вступить в переговоры с грехом - это уже в некотором роде огорчить Отца, ведь от переговоров с грехом до воплощения его в реальность... Несколько шагов (см. "Преступление и наказание" Ф.М. Достоевского).

Христианство - это серединный путь, который подразумевает, что мы находимся на вершине горы и любой шаг вправо или влево - это шаг в пропасть. А столкнуть нас в эту пропасть желают многие. "Духи злобы поднебесной", о которых пишет апостол Павел, например. До поры, до времени в них не веришь, но вот когда сталкиваешься с ними в реальности, то волосы на голове вновь приходят в движение. И остаётся молиться.

Если у человека есть Вера, но он чрезмерно самоуверен, то столкнуть его в пропасть не составит большого труда - достаточно внушить, что уже можно почивать на лаврах за свои заслуги. О том, почему подобная логика губительна для человека, можно почитать в притче о виноградаре, который нанимал работников и последним заплатил столько же, сколько первым, потому что так захотел. Это прямая аналогия с теми, кто был нанят утром (то есть давно для Бога трудятся) и теми, кто пришёл к нему только-только (скажем, покаявшийся на смертном одре грешник). Первые получают столько же, сколько и последние. Если они смиренны, то радуются, а вот если горды и высокомерны, то осуждают всех и каждого, в том числе Господина, который по земным меркам поступил несправедливо.

Если человек боится, то хорошо делает. Однако, если боится чрезмерно, то это приводит к панике, отчаянию, а они - не лучшие спутники и делают положение на вершине горы крайне шатким. Посему Христос призывает "не бойтесь" как раз, чтобы мы крепко стояли на вершине и были подобны Избранным, которые соблюдают Закон, а значит их никто не победит, потому что за них сражается сам Господь.

Другими словами, имей Страх Божий и надежду. Если имеешь первое, но не имеешь второго, то подобен человеку, который страшится любого шороха и боится сделать даже шаг вперёд. А если имеешь второе, но не имеешь первого, то подобен инфантильному человеку, который снял с себя ответственность. Аминь.