Найти в Дзене

Двуполость архетипа Божественного ребёнка

Уважаемый читатель, сегодня я хочу вернуться к теме внутреннего ребёнка с архетипической точки зрения. Давайте заглянем в предмет пола и с позиции теории, и с позиции отражения в сигналах бессознательного. О четверичности ипостасей архетипа Божественного ребёнка я писала в этой статье. Сейчас я хочу развить ту работу, сделав ещё шаг навстречу пониманию этого архетипа.

Когда мы обращаемся к Юнгу и читаем его книгу «Душа и миф: шесть архетипов», мы встречаемся с тем, то идём к ипостаси младенца. Описывая эту ипостась, Юнг приводит нас к бесполости архетипа. Однако мы можем посмотреть на бесполость как на двуполость. Здесь мы можем уйти в алхимию вспомнить гермафродитичность. Великая сила, которая содержится в архетипе младенца, вполне может наводить на мысль целостности. И мы вправе предположить, что архетип содержит в себе и мужское, и женское, оттого его сила превышает тех же Анимуса и Аниму по отдельности.

Далее мы можем двинуться в архетип Трикстера как теневой части Божественного младенца. Здесь интересно уйти к Полу Радину, которые через легенды даёт нам ощущение архетипа «на кончиках пальцев». И вот интересная вещь, Трикстер престаёт перед нами существом, способным в нужный момент быть мужчиной, а в нужный становиться женщиной. Так мы находим двуполость на этом конце линии архетипа. В сновидениях двуполость также отражается бессознательным. Мы можем встречать во снах компаньонов-трикстеров то в женском обличии, то в мужском. К примеру, мне вспоминается случай, когда у женщины Трикстер в какой-то момент показывался молодым человеком, которым хитрыми путями, проходя сквозь заборы, водил её во снах. И этот персонаж кардинально отличался по ощущению от архетипа Анимуса. В другой момент, Трикстер предстал перед дамой в образе девушки-цыганки, которая вела героиню по высокой стене шириной в одну ладонь. И героиня не падала, держась за руку Трикстера-девушки ей удалось пройти вверх к замку по этой стене. Интересно, что персонажи кардинально различались, но через ассоциации между ними нашлась «цыганская» линия связи. Итак, мы видели в обоих снах одну и ту же фигуру, которая своим характером подтверждала характер Трикстера.


Кадр из мультипликационного фильма «Снежная королева», Союзмультфильм, 1957г.
Кадр из мультипликационного фильма «Снежная королева», Союзмультфильм, 1957г.

Когда мы подходим к ипостаси ребёнка, то мне на ум приходит «Снежная королева». Если мы будем анализировать эту сказку с юнгианской позиции, то мы, конечно, в первую очередь подумаем Кае и Герде как об Анимусе и Аниме. Однако, мы можем посмотреть на это иначе. Мы можем посмотреть приключения героев как путь восстановления целостности-единства после травматичного события. Вспомним, что пара вернулась назад в свой город «взрослыми». Что есть взрослость? Итог инициации? Возможно. Но тогда какая это взрослость? Это может быть и ипостась пуэра/пуэллы.  Мы можем припомнить большое количество сказок, где есть братец и сестрица, а сюжет строится на восстановлении их единства. Это интересный момент с позиции терапевтической работы. Во снах клиентов мы легко встречаем детей другого пола. И если не понимать двуполость архетипа ребёнка, это может вызывать вопросу. Если же мы принимаем такую двуполость, то легко работаем с таким проявлением бессознательного. На пути к целостности этого весьма важного архетипа мы можем, например, предложить клиенту написать сказку, где будет братик и сестричка. Так мы сделаем шаг навстречу своему бессознательному.

Переходя к ипостаси подростка, в терапии мы можем наблюдать, как эта протестная клиентская часть всё время меняет своё поведение – то это протестующий пуэр, то пуэлла. То клиент или клиентка, соединяясь с этой ипостасью, восстают против законов социума (мужская часть), то бунтуют в стиле одежды (женская часть). Мы знаем, что подростковый период, – это второй период половой идентификации. И здесь архетипически мы встречаем действительно сильную слитость и гермафродитичность. Не так важно, как мы это видим в реальных подростках. Важнее как это проявляется внутренне на этапе духовного становления во второй половине жизни. Здесь человек мыслями и душевными желаниями может возвращаться к рокерскому прошлому и ещё чему-то такому. И в своих фантазиях клиент опять переживает двуполы бунт.

Пройдясь по ипостасям архетипа с позиции двуполости, я думаю о том, что признанность гермафродитичной структуры этого архетипа и принятие всех его ипостасей служит предтече формирования разделённых взрослых фигур Анимы и Анимуса. Мне вспоминается Нойманн, который считает, что великое женское начало трансформируется из Великой Матери в Аниму как наиболее развитую трансформационную часть. Сама мысль о вероятности подобной трансформации внутри архетипического пространства интересна. Однако я думаю, что мы можем посмотреть на констелляцию архетипов как на событие, требующее выполнения необходимого минимума условий. И здесь мы можем принять, что для активации взрослых архетипов необходим некий достаточный уровень в архетипах как Божественного ребёнка, так и Божественных родителей, Великого Отца и Великой Матери. Предполагаю, что некий достаточный уровень внутренней гармонии с позиции детско-родительских отношений на архетипическом уровне невозможно описать конкретной формулой. Мы можем предположить, что он будет розниться от человека к человеку в соответствии аксиомой уникальности личности.

Итак, я надеюсь, что мне удалось этой статьёй сделать ещё один шаг в сторону познания глубины архетипической реальности. Я желаю Вам внутренней братско-сестринской гармонии во всех ипостасях архетипа Божественного ребёнка.

Искренне ваша,
Анастасия Малышева
Глубинный психолог
Моя страница на всероссийском сайте психологов Б17: https://www.b17.ru/anastasiya_malysheva/