Найти в Дзене
KapToMaHT

Этнические карты Кабардино-Балкарской АО, часть 2

Ссылка на все ресурсы. Оригиналы изображений с полным размером и (если есть) без вотермарок доступны на Бусти за две недели до выхода новой работы. Это вторая часть. Основная часть с общей этнокартой и описанием изменений и преобразований автономий на землях Кабардино-Балкарии можно увидеть здесь. Для удобства, снова отобразим этнокарту населённых пунктов на 1926 год в рамках границ КБР. В данной статье мы рассмотрим остальные этносы Кабардино-Балкарской АО. У нас есть ещё 6 этносов, значительно присутствовавших на территориях двух округов. Далее пойдём по численности от крупных к меньшим, начав с осетин. Осетин здесь было более 4 тыс. человек или 2% от общего населения. Ещё по национальному составу населённых пунктов, мы видим, что осетины имели как собственные небольшие сёла, так и жили в смешанных. Более чем каждый десятый осетин автономии жил в Нальчике, составляя там значительную общину. Но что касается распределения по сельсоветам, почти все осетинские сёла находились в общих с к

Ссылка на все ресурсы.

Оригиналы изображений с полным размером и (если есть) без вотермарок доступны на Бусти за две недели до выхода новой работы.

Это вторая часть. Основная часть с общей этнокартой и описанием изменений и преобразований автономий на землях Кабардино-Балкарии можно увидеть здесь. Для удобства, снова отобразим этнокарту населённых пунктов на 1926 год в рамках границ КБР.

В данной статье мы рассмотрим остальные этносы Кабардино-Балкарской АО. У нас есть ещё 6 этносов, значительно присутствовавших на территориях двух округов.

-2

Далее пойдём по численности от крупных к меньшим, начав с осетин. Осетин здесь было более 4 тыс. человек или 2% от общего населения. Ещё по национальному составу населённых пунктов, мы видим, что осетины имели как собственные небольшие сёла, так и жили в смешанных. Более чем каждый десятый осетин автономии жил в Нальчике, составляя там значительную общину. Но что касается распределения по сельсоветам, почти все осетинские сёла находились в общих с кабардинцами и русскими сельсоветами. По итогу, сельсовет с осетинским большинством у нас один - Озрекский сельсовет Урванского района. Он не мог не быть, поскольку это тогда было крупное село Озрек - свыше тысячи человек с подавляюще осетинским населением. Остальные осетинские населённые пункты были довольно маленькие в пару сотен человек, что в целом не мешало выделить некоторые из них в отдельные сельсоветы, однако этого так и не произошло. В половине случаев осетины жили в сёлах и аулах с русскими и кабардинцами, особенно в Урванском районе. Осетины здесь - это в основном дигорцы, которые переселялись сюда после Кавказской войны.

-3

Следующими шли кумыки. Кумыков здесь было почти 4 тыс. человек или 1,7%. Более 80% кумыков здесь - это жители села Кизляр, единственного населённого пункта Кизлярского сельсовета Малокабардинсокго района, которое уже век назад было довольно большим. Самому селу более 250 лет, но кумыки здесь жили и до его основания во временных селениях. Остальные кумыки жили небольшими группами в разных районах, до двух сотен кумыков жили в Нальчике и даже до сотни кумыков в Балкарском районе, где в одном из сельсоветов мы их даже можем видеть на карте.

-4

Далее идут немцы. Немцев здесь было без малого 3 тыс. человек или 1,3%. Немцы здесь появились как колонисты и жили обособленно в небольших колониях. Исключением являлась крупная колония Александровская, единственный населённый пункт Александровского сельсовета Нальчикского района, где жило более половины всех немцев. Сегодня это существенная часть востока Нальчика, присоединённая к нему скорее всего после депортации немцев.

-5

Следующими шли горские евреи. Их было почти полторы тысячи человек или 0,7%. Однако, ещё при разборе Северокавказского края, было установлено, что все горские евреи проживали в единственном городе региона - Нальчике, где их доля составляла 11,3%. Это была крупная община, которая сохранялась вплоть до оккупации Нальчика в 1942 году.

-6

Далее по численности шли болгары. Их было меньше четырёх сотен и жили они исключительно на востоке в Малокабардинском районе, составив относительное большинство в Малгобеке, единственном селе Малгобекского сельсовета, где болгары жили вместе с кабардинцами и небольшой группой украинцев. Однако, чуть больше болгар было в украино-болгарском Сухотском хуторе, где болгар также было немногим больше, но хутор входил уже в Гнаденбургский сельсовет, большинство в котором составляли немцы. Данные болгары являлись совсем недавними переселенцами из Буджака, многие из них идентифицировали себя и как гагаузы. Небольшие общины болгар фиксируются в этих населённых пунктах и сегодня.

-7

Последними сегодня будут поляки. Поляков было совсем мало, до двух сотен. Однако жили они все в хуторе Минский, что как бы отвечает на вопрос, откуда они были - из Минской губернии. Были это одни из самых поздних переселенцев, считается, что хутор основан в 1922 году. Хутор входил в большой Благовещенский сельсовет Прималкинского района, потому доля поляков получилась не очень большой. В отличии от болгар, поляки сегодня здесь не фиксируются. Их численность сначала немного возросла, но затем начала меняться с падением в сельской среде и росте в городской. Затем, численность начала падать и там.

Таким образом, история появления и существования различных этносов в Кабардино-Балкарии является довольно похожей на историю развития территорий Карачаево-Черкессии. Некоторые этносы, появившиеся в отдельных местах сравнительно недавно, продолжают жить в тех же местах и сегодня, некоторые даже увеличили свою территорию расселения. А некоторые исчезли вовсе, увы, и так бывает. Но в целом, изменения, прошедшие здесь, так сильно этническую картину на сегодняшний день не поменяли. Конечно, если не брать в расчёт те события, которые произошли после переписи 1926 года, особенно во времена Второй мировой войны.

Надеюсь вам понравилась статья. Отслеживать выход статей легче в моём телеграм-канале, в котором всегда будет прямая ссылка на полную версию. Из-за множества площадок публикации контента, отвечаю на вопросы в основном там.

Выражаю особую благодарность Михаилу Балабану, Дмитрию Щербакову, kakomizli, Вламимиру Любимцеву, Anton Sapogov, mAKSIm и Максиму Поротикову за поддержку на Бусти. Увидеть оригиналы работ, отдельные замечания и многое другое, а также просто поддержать меня, можно с помощью подписки на сервисе бусти.

Спасибо