1987 год. Над уральской степью выл ветер. Он гнал перед собой облака пыли и загонял их в изгибы реки Караганки, река морщилась и плевалась, выплескивая мутную воду на глиняные берега. Лезвия бульдозеров впились в большой холм, Степь дрогнула. Ковши вывернули камни покрытые узорами, в земле показались кости. Старый чабан, стороживший отару неподалёку, пробормотал: - Аркаим. Его души вернулись...
Археологи СССР прибыли на место. Стены таинственного древнего города вставали из земли, как рёбра гигантского зверя. Два круга - внешний к степи и внутренний. Четыре входа на 4 стороны света. Улицы, мощенные брёвнами, канализация и дома. И печи, десятки печей, где горел огонь четыре тысячи лет назад.
4 000 лет назад
Они пришли, когда Солнце было молодым. Люди с голубыми глазами и ячменными волосами. Вели стада, тащили на плечах мешки с зёрнами полбы (дикой пшеницы), несли в котлах угли священных костров. Их боги говорили языком ветра и гор, это были арийцы.
Миллион лет миграционный поток из Африки в направлении Чукотки и далее по сухопутному Беринговому проливу в Америку, шел по дороге длиной 30 000 километров. Многие племена людей останавливались по пути и строили новый мир где встали, продолжая эволюционировать в темные времена Ледникового периода.
На Урале где царил холод и ночь, первые люди изменились за миллион лет. Из-за нехватки Солнца смуглая кожа стала белой, темные волосы и глаза стали светлыми. 10 000 лет назад они назвали себя арийцами - "свободными людьми", затем двинулись на теплый юг и пришли сюда.
Строили город семь лет. Женщины месили глину, мужчины вбивали колья в землю, жрецы чертили на песке круги города, чтобы он стал Аркаимом ("Основанием"). Когда возводили центральную площадь, нашли череп гигантского льва. - Здесь будет сердце, - сказал главный жрец, и вкопал череп у огненного алтаря.
Город бронзового века рос. Дым из кузниц, где плавили медь, сливался с дымом жертвенных костров. Пряхи ткали ткани и выделывали кожу, распевая песни, что зазвучат на сотне языков. Дети, бегая по кольцевой улице, бросали в колодцы камешки и слушали, как они летят до корней Рода - бога Земли.
Ночью жрецы смотрели на небо, арийцы знали, как читать звёзды. Когда созвездие Лося (Большая Медведица) касалось северных ворот, начинался месяц сева. Если Ворон (Сириус) мерцал над южными вратами - время собирать урожай. А еще жрецы бросали в огонь конопляные зерна, чтобы увидеть будущее.
Они видели бескрайние степи, где народы, рождённые здесь, разойдутся по миру, и построят города у тёплых морей. Жрецы видели войны и песок. Много песка, под которым исчезнет Аркаим. Будущее расходилось кругами, как упавший камень расходится на воде. И жрецы придумали коловрат - спирали будущего. Нацисты извратят его, превратят символ жизни в свастику монстров.
Время жить и время умирать. В подземных гробницах за стенами Аркаима хоронили мертвых, клали уздечки, топоры и горшки с едой для пути к предкам. Их хоронили в позе эмбриона, человеческая жизнь тоже шла по кругу и души умерших возрождались в чреве матерей.
Вокруг Аркаима взлетели круги других городов - Синташта, Устье, Берсуат, - целая Страна городов в Степи. Тут не было войн, города торговали. С севера везли меха, с юга - лазурит. Тут найдут раковины каури Индийского океана - значит, пути Аркаима простирались дальше, чем можно представить. Но главным товаром была бронза Аркаима, она ценилась от Китая до Крита.
Круги судьбы
Через 400 лет мир изменился. Степь засохла, реки превратились в цепочки луж, где качались рыбы с тухлыми брюхами. Голодные быки сходили с ума, ломая рога о камни. Женщины рожали мёртвых, видимо Боги отвернулись от белых людей. Жрецы всматривались в священный огонь и наконец, сказали: - Время Аркаима вышло. Арийцы должны найти новый путь.
Арийцы ушли из Страны городов. Каждый нёс горсть золы из домашнего очага, немощные и упрямые остались в пустых домах. Подожгли всё. Огненные языки лизали небо, пока дождь из пепла не начал падать на Степь. А затем арийцы разделились.
Одни пошли на закат, через горы, где снега блестели как клыки. Их потомки станут славянами, на Руси тоже будут строить круглые городища у Днепра и Оки. Другие двинулись к полуденному солнцу, они станут персами, иранцами, индийцами. Останутся каменные круги городов, а потом придут новые люди и не будут знать. Останутся непонятные названия и тени в руинах, что будут пугать.
Пройдут еще сотни лет, память об Аркаиме исчезнет. На месте арийских печей вырастут деревья, улицы покроет метровый песок. Сарматы станут хоронить в руинах вождей, не зная, чьи кости тревожат. В 18 веке придет Россия, и скачущие мимо казаки будут креститься, понимая лишь, что странное место старше Христа.
Вся наша жизнь - Аркаим. Круги судьбы и кольца наших троп в бескрайней степи, что заносит песок. По которым мы идём, неся в руках горсть пепла нашей памяти, в поисках своего пути.
Подписывайтесь на Телеграмм Лукинского - анонсы всех статей и другое
еще читать про славян: