Найти в Дзене
Рисую в 50

Весёлые картинки дяди Коли

Художник Николай Воронцов с одинаковым мастерством создаёт остроумные карикатуры, которые в шутку называет «колякатурами», и яркие, с обилием деталей, иллюстрации для детских книг. Его стиль давно стал своеобразной визитной карточкой — добрая мультяшная рисовка моментально растапливает сердца и растягивает губы в улыбке у ребятишек и взрослых. И тем, и другим он абсолютно, в доску свой, и поэтому так прижились его творческие псевдонимы — дядя Коля и Микола. Николай Воронцов родился в Казахстане, куда мать с отцом по комсомольским путёвкам отправились разрабатывать целинные земли. Потом родители по работе немало поколесили по стране, а перед тем, как сыну нужно было пойти в первый класс, осели в маленьком украинском городке Шепетовка. Художник вспоминает, что в школе среди сверстников он был настоящим чемпионом по чтению книг. В неделю брал в школьной библиотеке четыре новых произведения (больше ученикам просто не давали) и буквально их «проглатывал». Читал на уроках, положив книгу на к
Оглавление

Художник Николай Воронцов с одинаковым мастерством создаёт остроумные карикатуры, которые в шутку называет «колякатурами», и яркие, с обилием деталей, иллюстрации для детских книг. Его стиль давно стал своеобразной визитной карточкой — добрая мультяшная рисовка моментально растапливает сердца и растягивает губы в улыбке у ребятишек и взрослых. И тем, и другим он абсолютно, в доску свой, и поэтому так прижились его творческие псевдонимы — дядя Коля и Микола.

Любовь к смешным рисункам началась с иллюстраций Генриха Валька

Николай Воронцов родился в Казахстане, куда мать с отцом по комсомольским путёвкам отправились разрабатывать целинные земли. Потом родители по работе немало поколесили по стране, а перед тем, как сыну нужно было пойти в первый класс, осели в маленьком украинском городке Шепетовка.

Художник вспоминает, что в школе среди сверстников он был настоящим чемпионом по чтению книг. В неделю брал в школьной библиотеке четыре новых произведения (больше ученикам просто не давали) и буквально их «проглатывал». Читал на уроках, положив книгу на колени, чтобы не увидел учитель, за едой, перед сном. Большая нагрузка на глаза уже к четвёртому классу обернулась близорукостью и необходимостью носить очки.

Школьником он жадно, как губка, впитывал в себя истории и приключения любимых героев. И не меньше чтения обожал рассматривать иллюстрации к книгам. Чем смешнее они были, тем лучше. Особенно ему запомнились великолепные работы Генриха Валька к роману Николая Носова «Незнайка на Луне».

Николай Воронцов говорит, что, возможно, именно Вальк и пробудил в нём любовь к смешным рисункам, которая спустя годы сделала его карикатуристом и иллюстратором.

Родители Воронцова выписывали «Крокодил», а в старших классах Николай стал покупать в «Союзпечати» польский юмористический журнал «Шпильки». Но в то время он только знакомился с карикатурами, не пробуя их рисовать. Он читал, гонял в футбол со сверстниками, играл на гитаре и одно время даже мечтал создать собственную группу и стать профессиональным музыкантом.

А вот попытка родителей отдать его в художественную школу успехом не увенчалась. Изображать натюрморты ему показалось ужасно скучным занятием. Знал бы тогда Коля Воронцов, что однажды рисование превратится в дело всей его жизни!

-7

Как инженер-теплофизик карикатуристом стал

В 1977 году Николай Воронцов поступил в Ленинградский институт точной механики и оптики (ЛИТМО). Но учиться ему было неинтересно. Видимо, подспудно чувствовал, что выбрал не ту профессию. Однако случай буквально за руку вывел его на нужный путь. Будучи студентом-старшекурсником, он как-то зашёл во Дворец молодёжи, где проходила выставка карикатуры, и... пропал.

-8
«На выставке я увидел картинки, которые перевернули мой мир, — рассказывал впоследствии Николай Воронцов. — Я вдруг понял, что тоже могу рисовать такие картинки. Купил альбом, карандаш, перо, тушь. В общаге было сложно рисовать, потому что всегда кто-то пыхтел — либо за спиной, либо за шкафом. Я стал задумываться об отдельной комнате. Матерые студенты надоумили устроиться дворником, потому что тем давали служебное жильё. Рядом с метро Горьковская я нашёл работу, мне дали комнату в мансарде и зарплату 128 рублей 20 копеек. Так началась моя богемно-дворницкая жизнь рядом с Петропавловкой с видом в глубину дворца-колодца».
-9

Через полгода у него накопилась стопка работ. Сокурсник привёл его в клуб карикатуристов, познакомил со своими товарищами. Тамошние обитатели раскритиковали рисунки Воронцова, мол, повторяешься, парень, то, что ты показываешь, мы уже видели у конкретных авторов. Но новичка всё-таки не отвергли, дав ему дельный совет нарабатывать насмотренность и много, упорно учиться.

-10

После окончания ЛИТМО Николай Воронцов устроился на работу в один из ВНИИ — такие ещё называли в народе «почтовыми ящиками». Следующие пять лет он, по его выражению, «умело притворялся инженером-теплофизиком», а после окончания рабочего дня становился карикатуристом.

-11
«Миша Кузьмин как-то пригласил к себе в гости и поделился своими карикатурными сокровищами: Мордильо, Унгерер, французские журналы комиксов, «Metal Hurlant», — вспоминает Николай Воронцов. — Три часа, пока мы распивали вино, я жадно листал издания и пытался запомнить и впихнуть себе в голову все картинки, как Штирлиц секретную информацию. Это было время шквала, потока картинок. Я менялся каждую неделю, каждый месяц под впечатлением от многообразия художников и стилей».

Когда появилась возможность устроиться в газету «Ленинские искры», Воронцов без сожаления уволился с прежнего места работы, чем шокировал своих родителей. У них в голове не укладывалось, как можно добровольно променять престижную и надёжную профессию на какие-то картинки, пусть даже и смешные! Но своего решения Николай Воронцов не изменил, а ещё через несколько лет его пригласили на должность карикатуриста в популярную городскую газету «Час Пик».

-13

Там он создал многих полюбившихся читателям персонажей. Например, пропойцу Сёмена Бородюка, профессора Мочалкинда и охранника полковника Картошкина. Каждому из них Воронцов подарил историю, чтобы вымышленные персонажи были больше похожи на реальных людей.

-14

Для детей — дядя Коля

Но только создания карикатур Николаю Воронцову было мало. Идей и творческих сил было невпроворот, и он дополнительно обратился к детской иллюстрации, где пришёлся ко двору со своим уникальным художественным стилем, идеально подходящим для того, чтобы делать забавные, милые и очень добрые рисунки для ребятни.

-15

Его первая книга-раскраска вышла в 1989 году и называлась «Сказки кота Васьки». В те же годы Воронцов придумал кота Лаперузо кличке Толстое Пузо, у которого был закадычный друг по кличке Друндель.

-16

В 2013 году эти герои вернулись с другими именами — Помпон и Трюндель. Они так полюбились ребятишкам, что приключения хвостатых приятелей вылились в целую серию книг. Все картинки в них были насыщены забавными деталями — чтобы детям веселее и интереснее было их разглядывать.

-17

Воронцов делал иллюстрации к произведениям Григория Остёра, Эдуарда Успенского, Корнея Чуковского, Рудольфа Распэ и многих других авторов. За работу над книгой о бароне Мюнхгаузене он получил диплом на Всероссийском конкурсе «Искусство книги».

-18

Человек эпохи ретро

Николай Воронцов говорит, что его главными профессиональными университетами было творчество известных мастеров юмористической графики: Ротова, Ганфа, Радлова, Ведерникова, Семёнова, Огородникова, Валька, Дмитрюка, Семпе, Рейзера, Дюбуа и других.

«Я родился в эпоху ретро, там и застрял, — признался однажды в интервью одному из питерских изданий Николай Воронцов. — Там кино «Кавказская пленница» за 10 копеек, пломбир за 11, ансамбль «Песняры» на виниле, группа «Лед Зеппелин» на бобине и генсек Брежнев с бровями».

Он убеждён, что жанр карикатуры — это та же журналистика. Только автору приходится выражать свои мысли и идеи не словами, а с помощью ёмкого рисунка. Чем острее поднятая тема, тем точнее и умнее должна быть карикатура, чтобы произвести на читателей нужный эффект.

-21

Сегодня Николай Воронцов является одним из самых уважаемых и популярных российских художников-карикатуристов. Сюжеты «колякатур» отражают нашу действительность с её парадоксами, нелепостями и проблемами.

-22

Он умеет показывать реальную жизнь остроумно и очень смешно. Несмотря на то, что Николай Воронцов часто использует в своих работах «чёрный» юмор, его рисунки никогда не бывают излишне натуралистичными. Он насмешничает, но делает это тонко и очень по-доброму.

-23

Заходите в мой ТГ, где многое появляется раньше, чем на канале. Переводы комиксов, смешные карикатуры, рисунки, чудесные работы мастеров акварели. Где можно просто пообщаться по душам с автором и предложить темы для новых публикаций.👉

Рисую в 50