Недавно я услышал выражение “журнальный архитектор”. Это ироничное прозвище, которым архитекторы награждают своих коллег. Проекты "журнальных" архитекторов выглядят эффектно, украшают обложки глянцевых изданий и получают награды. Но при этом они совершенно непрактичны для тех, кто ими пользуется.
Крыши сложной формы выглядят впечатляюще, но становятся настоящим кошмаром, когда начинают протекать.
Здания необычных форм могут получать награды, но их внутренняя планировка часто оказывается негибкой и неудобной.
Премиальные материалы вызывают восхищение, но найти специалиста, способного за ними ухаживать или заменить их в случае необходимости, - задача не из легких.
Просторные вестибюли занимают много места, но жильцы часто ими даже не пользуются, попадая в здание через парковку.
Примечание. Я продолжаю переводить Моргана Хаузела. Морган - один из лучших авторов, пишущих на тему финансовой грамотности. Оригинал статьи лежит тут. Большое спасибо Александру Грибанову за перевод.
В книге “How Buildings Learn” автор пишет о том, что архитекторы часто считают себя художниками и деятелями искусства. Но людям, которые будут эксплуатировать здание, не нужно искусство. Им нужно функциональное пространство:
Искусство требует экспериментов. Большинство экспериментов проваливается. Это делает искусство дорогостоящим. Сколько денег вы готовы заплатить за чей-то неудавшийся эксперимент? Искусство бросает вызов привычному. Но привычные вещи стали таковыми, потому что они хорошо работают. Стремление к искусству часто приводит к созданию зданий, которые почти наверняка окажутся практичными, потому что обкатанные проверенные решения будут отодвинуты в сторону. Крыша будет иметь впечатляющий вид, но и протекать она будет также впечатляюще.
В книге приводятся цитаты таких архитекторов как Бэй Юймин и Фрэнк Ллойд Райт. Их проектами восхищаются все, кроме тех, кто в этих зданиях работает или живет. Фрэнк Ллойд Райт однажды высказался о своих крышах: “Если крыша не протекает, значит архитектор был недостаточно изобретателен.” Забавный комментарий. Но только не для тех, кто живет в этих домах.
С другой стороны, офисные здания, где люди чувствуют себя комфортно, как правило представляют собой большие, скучные, прямоугольные конструкции из классических материалов. Они не украсят обложку журнала и не получат наград. Зато их крыши не протекают, планировка гибкая, а вентиляция работает безупречно. Главная цель здания — создать условия для работы — достигнута.
Я люблю искусство и ценю архитектуру. Но важно понимать, когда уместна красота, а когда - практичность. Кроме того, если вам нужен практичный совет, то вам следует избегать тех, кто ищет одобрения и похвалы.
Применимо ли это к другим сферам жизни?
Джейсон Цвейг однажды написал об инвестировании:
Люди часто просят хорошего совета. Но на самом деле они хотят совета, который звучит хорошо.
Совет, который звучит лучше всего в краткосрочной перспективе, часто оказывается самым плохим в долгосрочной. Каждый мечтает найти секрет, ключ, карту к сокровищам Эльдорадо, волшебную безрисковую инвестицию с высокой доходностью. Все хотят получить высокую прибыль и избежать убытков.
Многие финансовые советы красивы и умны, но не имеют никакой практической пользы для тех, кто их получает.
Так происходит по нескольким причинам.
Одна из них похожа на пример с архитекторами: профессионалы сферы финансов заинтересованы в развитии своей карьеры больше, чем в помощи клиентам. На мой взгляд, в этом нет злого умысла. Легко упустить из виду потребности клиентов, когда ваш бизнес успешен и привлекает столько внимания.
“Посмотрите, как много денег я зарабатываю, и как часто меня зовут на телевидение” может быть интерпретировано как “Я приношу огромную пользу.” Иногда это правда, но чаще - нет. Сложная стратегия с активной торговлей производными инструментам (деривативами) может вас прославить и принести огромные гонорары, но в то же время оказаться полной противоположностью тому, что нужно вашим клиентам.
Существует огромная пропасть между тем, что нужно клиентам, и что способно приносить большие деньги. Большинству людей нужен финансовый эквивалент прямоугольного здания, но им продают восхитительные купола с протекающей крышей и без гаража.
И еще одна причина - не существует двух одинаковых людей. Финансовые советы, полезные для вас, могут оказаться катастрофическими для меня, и наоборот. Не существует универсального для всех финансового плана. Об этом часто забывают. Людям нравится думать о финансах как о физике, где есть формулы и точные ответы. Вам нужен индивидуальный совет, но вы ищите универсальное решение. И в итоге получаете нечто сложное и на первый взгляд умное. Люди склонны выбирать красивое, а не практичное.
Я каждый день наблюдаю за финансовыми рынками, потому что они представляются мне неким окном в культуру и поведение людей. Они восхитительны и красивы, подобно искусству. Но мои личные финансы просты и скучны. Они не выиграют никаких наград. Зато они практичны для меня и моей семьи. Они дают мне то, что мне от них нужно. Разве в этом нет своей красоты?
Ставьте лайк, если статья понравилась. Подписывайтесь на самый нескучный телеграм-канал по инвестициям "На пенсию в 35 лет". И на YouTube.