Найти в Дзене
Баку. Визит в Азербайджан

Баку Владимира Мартынюка: столица Азербайджанской ССР глазами псковского журналиста

Баку конца 50-х – начала 60-х годов — один из самых увлекательных периодов в жизни города. Так называемой «хрущёвской оттепели». Именно в это время, в 1958 году, псковский журналист Владимир Мартынюк попадает в столицу советского Азербайджана. Сведений о Владимире Яковлевиче не так много. Он появился на свет в Пскове в 1922-м. До 1938 года посещал железнодорожную школу. После школы решил стать электромонтёром и учился этому делу в псковском депо. А с 1939 по 1941 крутил кино в железнодорожном клубе, был киномехаником. В сорок первом его призвали в Красную Армию, где он прослужил до сорок третьего, примерно год командовал радиостанцией. Под Витебском получил серьезное ранение в бою. За храбрость был награжден медалью «За отвагу». После войны, в 1946-ом, получил еще две медали: «За победу над Германией» и «За доблестный труд». В 1944-м, когда Псков был освобожден, Владимир Яковлевич вернулся в родные края. Устроился на работу старшим техником-инспектором в областное отделение "Главкинопр
Оглавление

Баку конца 50-х – начала 60-х годов — один из самых увлекательных периодов в жизни города. Так называемой «хрущёвской оттепели».

Именно в это время, в 1958 году, псковский журналист Владимир Мартынюк попадает в столицу советского Азербайджана.

Владимир Мартынюк

Сведений о Владимире Яковлевиче не так много.

Он появился на свет в Пскове в 1922-м. До 1938 года посещал железнодорожную школу. После школы решил стать электромонтёром и учился этому делу в псковском депо. А с 1939 по 1941 крутил кино в железнодорожном клубе, был киномехаником.

В сорок первом его призвали в Красную Армию, где он прослужил до сорок третьего, примерно год командовал радиостанцией. Под Витебском получил серьезное ранение в бою.

За храбрость был награжден медалью «За отвагу». После войны, в 1946-ом, получил еще две медали: «За победу над Германией» и «За доблестный труд».

В 1944-м, когда Псков был освобожден, Владимир Яковлевич вернулся в родные края. Устроился на работу старшим техником-инспектором в областное отделение "Главкинопроката".

В "Псковской правде" Владимир Яковлевич появился впервые в 1947 году. Сначала его взяли как внештатного автора. А уже в марте следующего года был принят полноправным членом команды.

Стал самым плодотворным фотографом Пскова послевоенного периода.

В 1962 году, после увольнения из газеты, его след теряется.

Но самое интересное, что последние четыре года, с 1958 по 1962 годы, он подсел на бакинскую тему. Много раз приезжал сюда в отпуск и командировки. И возможно, здесь и остался.

Баку и бакинцы в объективе Мартынюка

Социалистический реализм, который преобладал во всех творческих направлениях Советского Союза, штуковина занятная.

Если классический реализм стремился показать существующую действительности во всем ее многообразии. Особое внимание уделяя типичным чертам скрытым за идеологической оболочкой. То соцреализм, наоборот, ставил идеологические рамки.

Поэтому, на мой взгляд, исторические снимки Баку намного честнее и интереснее, чем фотографии бакинцев, но в то же время, последние больше трогают сердце. Ведь это была наша реальность.

Баку

1. Сложно сказать в какой части Баку снята фотография:

-2

Вариантов много, а годы слишком давние, чтобы определить с уверенностью.

Можно было бы определить, через изучение массовых бакинских строек тех лет, но это тема отдельного исследования.

2. Судя по внешнему виду, на снимке Голубая мечеть (Аджарбека):

-3

Перед нами верхняя часть улицы Самеда Вургуна, некогда район Канни-Тепе. Слева видна зелень Парка Офицеров, разбитого, после Великой Отечественной войны, в честь бойцов, погибших на полях сражений.

3. Где это и что это я не знаю:

-4

Как кажется, дом стоит на достаточном удалении от моря, а снимок сделан так, что не за что зацепиться.

4. Достаточно известный снимок памятника Низами, построенного в 1949 году:

-5

За ним здание Монолита, а напротив музей имени Низами.

5. Вот тут меня, как обычно бывает на таких статьях, охватила топографическая шизофрения:

-6

Здание на заднем плане явно выдающееся — советский конструктивизм в стиле "Дома Печати" или Госбанка. Плюс сквер и фонтан. Но где это?

Неужели все-таки задняя часть Госбанка и сквер Насими? Но тогда снимок перевернут...

6. Здание "Союза горнорабочих" (позже Дома пионеров) сквозь заросли сквера 26-ти:

-7

7. Жилой дом работников Азнефти ("Дом Нефтяников") с кусочком "Дома Ландау":

-8

8. Тот же дом, но со стороны Торговой:

-9

Шикарный снимок улицы Низами в снегу.

9. Все-таки похоже, что это сквер Насими и Госбанк:

-10

А напротив задание "Бузовнанефть", оно же...

10. Дом с кувшинами:

-11

Вид, который я привык видеть с детства, играя летом рядом с фонтаном, известным своим обрызгиванием окружающей территории.

Про бакинцев будет во второй части...