Давно я не писала статьи. Наконец-то появилось время, вдохновение, чтобы восстановить сие занятие. Впредь постараюсь каждые 2 недели отпускать на просторы интернета по 1 статье.
Сегодня я расскажу вам об одном любимом художнике.. мастере импрессионизма и искусства движения.. любителе подсматривать: за балеринами, за женщинами, принимающими ванну, за посетителями городских кафе.. Но подсматривал он только для того, чтобы изучить их движения и перенести свои мимолетные впечатления на холст. Да, да, это все о нем...
Эдгар Дега!
Биография
Эдгар Дега (Илер-Жермен-Эдгар де Га) родился 19 июля 1834 года в семье буржуа в Париже. Позже Эдгар Дега переписал свою фамилию слитно, поскольку воспринимал приставку «де» как ненужную претензию на аристократизм.
Эдгар был не общительным, но любознательным ребенком. Отец Эдгара в целом поддерживал интерес к рисованию, но не считал, что его наследник должен выбрать путь профессионального художника. Предполагалось, что он должен получить серьезную профессию. И сначала даже Дега поступил в Парижский университет на факультет права, однако, быстро понял, что юриспруденция не его путь. Отец Эдгара не сильно этому сопротивлялся и позволил сыну самому определить его судьбу, ведь кто знает, может и на выставках получится устанавливать контакты, которые будут способствовать развитию бизнеса. В возрасте 18 лет Эдгар Дега поступил в Школу изящных искусств и посвятил себя академической живописи. Он увлекался такими мастерами, как Рембрандт и Тициан. Однако, после поездки в Италию, Дега начал развивать свой собственный стиль, который сочетал элементы реализма и импрессионизма.
Переписывать всю биографию художника из каких-либо других источников, к которым и у вас есть доступ (Википедия, например) не вижу смысла, иначе мой материал будет лишен ценности вообще. По этой причине пойдем дальше и рассмотрим какой была Франция в этот период.
Франция XIX века
Для большего понимания творчества художника стоит упомянуть, что в 19 веке жизнь во Франции была не просто нестабильной, а просто нереально нестабильной! Политическая ситуация оставалась напряженной, социальное положение большинства французов было сложным. За 111 лет (с 1789 до 1900 года) в стране сменилось 3 монархии, 2 империи, 5 республик и 15 конституций! Несомненно, жизнь и в столице, в Париже, постоянно была в движении. Так, в 1850-х годах Наполеон 3 по многим причинам (не будем на них останавливаться) начал глобальный проект по перестройке старого Парижа. Старый Париж был уничтожен, целые районы стерты до фундамента. Именно в этот момент родился Париж, который представляем, когда думаем о нем. Париж Эдгара Дега. Большой популярностью пользовались кафе-шантаны (или "поющие кафе"), которые находились под открытым небом и привлекали зевак популярными песнями. Кафе-шантаны были очень популярны в Париже в конце XIX века и встречались везде: на Елисейских полях, на Страсбургском бульваре, на Монмартре и в пригороде. В обновленном Париже вместо трактиров начали появляться рестораны, а театры и музеи стали более доступными. Кстати, вход в Лувр долгое время был бесплатным.
Париж конца XIX века был привлекательным местом для художников, так как считался столицей моды, архитектуры и искусства. В этот период происходило рождение модернизма, что сопровождалось художественными инновациями во всех областях, включая музыку, танцы, архитектуру и литературу.
Уникальный стиль и темы Дега
Одной из ключевых тем в творчестве Дега стали балетные танцовщицы. Он часто изображал их в момент подготовки к выступлению или во время репетиций, запечатлевая динамику движения и эмоции. Его картины передают атмосферу закулисья и тонкую психологию персонажей.
Пожалуй, самая известная картина Эдгара Дега "Голубые танцовщицы". Хранится в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве.
На полотне изображены четыре молодые балерины в голубых нарядах и с похожими прическами. Они готовятся выйти на сцену. Художник запечатлел их в последний момент перед выходом, когда они уже почти готовы. Одна балерина наклонилась подвязать пуанты, другая тщательно осматривает свой образ сзади, а две другие поправляют свою одежду. Композиция асимметрична и неупорядоченна: балерины то ли готовятся к выходу на сцену, поправляя платья, то ли репетируют танец, то ли отдыхают в короткой передышке между танцевальными партиями. Картина написана пастелью и отличается крупными голубыми мазками, которые Дега применял после проблем со зрением (уже в более позднем периоде). Этот метод добавил произведению максимальную насыщенность цветов.
Дега также увлекался изображением повседневной жизни, включая сцены из кафе, театров и уличной жизни Парижа. Его работы отличаются мастерским использованием света и тени, а также смелыми композициями, которые часто нарушают традиционные правила.
Фотографическая память Дега помогала замечать самые незначительные особенности Парижа. Художник не мог не изображать Париж.
"Абсент" - картина Эдгара Дега, написанная в 1875–1876 годах. Изначально называлась "Эскиз французского кафе", потом "Люди в кафе", а в 1893 году была переименована в "Абсент". Женщина в элегантной шляпе и тёмном платье сидит, безучастно глядя перед собой с печальным выражением лица. Перед ней стоит бокал абсента. Мужчина в шляпе, курящий трубку, кажется погружённым в свои мысли. Фигуры смещены к правому краю холста, что подчёркивает их отстранённость от зрителя. Интерьер кафе передан свободными мазками и приглушённой палитрой, создавая ощущение одиночества и отчужденности в большом городе. Вся картина пронизана настроением безнадежности, безысходности. На лицах героев не отражается ничего, кроме апатии и усталости.
Еще в 1860-е годы художника заинтересовал конный спорт, ему нравились нервность лошадей и профессиональные, отточенные действия жокеев. Дега рисовал скачки не с натуры, а в мастерской. Он делал на ипподромах эскизы и по ним восстанавливал самые яркие впечатления. В пожилом возрасте Дега даже писал картины по заранее сделанным фотографиям.
На картине изображены скачки, на которых одна из лошадей получает преимущество перед остальными. Трибуны заполнены зрителями, царит атмосфера азарта и ожидания. Непосредственность переднего плана картины противопоставляется размытому возбуждению заднего плана. Зрители представлены в виде маленьких, нечётких фигур, что добавляет сцене глубины и масштаба.
Художник, конечно же, не мог не сравнивать себя с великими. Он вырос на искусстве старых мастеров, но решил по-новому посмотреть на женское тело. Экспериментировать с ню вне академического контекста Дега начал в середине 1870-х. Он пытался нащупать более реалистическую трактовку женского тела. В зрелый период творчества Дега находит идеальные формат и технику для изображения обнажённой натуры. Фигура девушки теперь занимает бо́льшую часть холста. Дега показывает повседневный ритуал: как девушка умывается, расчёсывает волосы, надевает платье. Центральный сюжет — обыденность. Этот мотив художник развивал в последующие 20 лет творчества.
Купание обнаженных женщин - один из важнейших сюжетов картин Дега. Их образы повторяются в работах Дега с 1870-х годов. Исследователи объединяют эти рисунки в серию "Купальщицы".
Несмотря на то, что Дега не был столь известен при жизни, его влияние на искусство XX века невозможно переоценить. Его эксперименты с движением и светом вдохновили многих художников, включая Пикассо и Матисса. Сегодня его работы представлены в крупнейших музеях мира, таких как Лувр и Музей Орсе в Париже.
Эдгар Дега - это не только художник, но и наблюдатель, который умел видеть красоту в обыденности. Его искусство продолжает вдохновлять и восхищать зрителей, напоминая нам о том, как важно замечать движение и эмоции в каждом мгновении нашей жизни. 🎨✨
Мне будет очень приятно, если Вы подпишетесь и оставите комментарии.