Вспомните горы мусора, в которых буквально утопают окрестности городов! Каждый (подчеркнем, каждый) житель города производит почти полтонны мусора в год. А теперь умножьте на число горожан... Дело дошло до того, что свалки, отнюдь не оздоравливающие природу, сегодня видны с космическихвысот и превращаются в элемент техногенного ландшафта.
Не лучше обстоит дело и с другими аспектами городской жизни. Трущобы-фавелы-бидонвили, окружавшие многие мегаполисы, наглядно свидетельствуют о том, что экономическая система не сбалансирована: города не способны предоставить приемлемые возможности для заработка большей части своих жителей. На это обратила внимание ООН, заявив, что в мировом масштабе темпы увеличения численности городской бедноты с доходами не более 1 доллара в день превышают темпы роста численности городского населения в целом. Проблема стала настолько острой, что при малейшем намеке на форс-мажор (блэкауты, стихийные бедствия и т. д.) города немедленно погружаются в пучину хаоса и беззакония.
Что же получается? Три четверти населения земного шара к середине века будут жить в невыносимых условиях? Дело идет именно к этому, поэтому проблемы ультраурбанизации нуждаются в радикальных системных решениях.
Вперёд в неизвестность
Но не все так плохо. Есть определённая вероятность, что в обозримом будущем существующие мегаполисы и агломерации (например Токио-Иокагама-38 миллионов жителей, Джакарта- 32 миллиона, Дели- 26,5 миллионов) претерпят кардинальные изменения, а то и вовсе будут заброшены. Ключевые идеи футуристической урбанистики -замкнутость, экологичность, возвращение к естественным ландшафтам, - обретают все больше сторонников, причем сторонников богатых и дееспособных.
Таких проектов много: Южнокорейский Сонгдо, индийская Ла-Паса, саудовский КАЕС (King Abdullah Economic City), "города-башни" Murabak al-Kabir Tower в Кувейте высотой больше километра, токийская Sky Mile Tower (1600 метров) и другие.
На некоторых площадках даже нашли финансирование и приступили к строительству, но реально существующий эко-город сегодня на планете один. Это -Масдар (в переводе с арабского "источник") в ОАЭ, использующий согласно концепции zero carbon( то есть нулевые выбросы углекислого газа) только возобновляемые источники энергии.
Его начали строить в 2008году по проекту знаменитого британского архитектора Нормана Фостера в 17 километрах кюго-востоку от столицы ОАЭ, вблизи Международного аэропорта Абу-Даби.
Монорельсовая система скоростных поездов проходит через центр Масдара, соединяя его с Абу-Даби и обеспечивая транспорт в городе.
В районах города также будут построены здания с уникальными элементами. Например, в Masdar Plaza есть 54 зонта, которые автоматически открываются и закрываются на рассвете и в сумерках. В летние месяцы температура в Масдара достигает 40-45 градусов, но часто доходит до 50 градусов.
В пустыне с 360 солнечными днями ч году самое очевидное решение -гелиоферма площадью 22га с 88 тысячами солнечных батарей. Ещё несколько тысяч панелей установлены на крышах домов.
Очень широко применяются датчики движения, снижающие потребление электроэнергии как минимум на треть. Площадь города невелика- всего 6 кв.км. Он поднят над окружающей пустыней на 7,5 метров и обнесён сплошной стеной. Улицы продуваются ветрами, а планировка такова, что подавляющее большинство мостовых всегда находится в тени. Такое решение позволило снизить нагрев зданий на 10-15 градусов.
В реализации проекта стоимостью 22 миллиарда долларов приняли участие швейцарский банк Credit Suisse, транснациональная Consensus Business Group и немецкий концерн Siemens, выбравший Масдар местом для своей региональной штаб-квартиры. Транспорт (электромобили, "лёгкое" метро) был отдан на откуп японцам из Mitsubishi Electric. Однако, несмотря на солидную международную поддержку и щедрое финансирование, кризис 2008 года резко уменьшил объём непристроеных денег (а именно они и шли на Масдар).
Сейчас Масдар большенапоминает город-призрак из арабский сказок: вместо 50тысяч талантливых инженеров и учёных, которые должны заниматься перспективными разработками, его населяют всего 2тысячи человек, поддерживающих инфраструктуру, да три сотни студентов из местного института, задуманного как подразделение прославленного MIT (Massachusetts Institute of Technology).
Дальнейшая судьба Масдара, как и других проектов -под большим вопросом. Власти Абу-Даби заявляют о полном заселении только в 2030году (ранее планировалось, что это произойдет в 2015г.), но уже сейчас мы можем подсмотреть оригинальные решения, технологии, принципы управления, которые могут быть использованы для того, чтобы улучшить наши города.