«Каждому видно, что условия русских являются страшными. Существует ли какой-либо выбор, насколько эластичны отдельные пункты условий? Этого мы не знаем. Во всяком случае, внезапное опубликование русскими своих условий является неприятным для нас признаком».
Демобилизации армии - ставит нас перед риском, на который во время войны не пошло бы даже самое нейтральное государство.
Меня часто упрекают читатели, что основная часть наших публикаций вносит противоречивые мысли в их настороженные умы. Многие советуют отказаться от сравнений ВОВ и СВО, пытаются меня уличить в пропаганде, разжигании ненависти и прочее. Уверяю Вас, ничего подобного себе в заслуги не записываю. Расшифровка архивных статей КРАСНОЙ ЗВЕЗДЫ за 1941-45 гг. носит строго информационную подоплёку. А то, что невероятным способом спираль времени накладывает события друг на друга, как через кальку, поверьте мне - это не моя вина. Убедитесь сами.
Статья, опубликованная в газете КРАСНАЯ ЗВЕЗДА 7 марта 1944 г., вторник:
Финская печать о советских условиях перемирия
СТОКГОЛЬМ, 3 марта 1944 г. (ТАСС). До сих пор еще ни одна финская столичная или провинциальная газета любой политической ориентации не высказалась за принятие «6 пунктов», даже как базы для переговоров. Наоборот, вся финская пресса резко отвергает советские условия. По сведениям, поступающим из Финляндии, финское правительство, не желая разорвать «дипломатическую нить, завязанную Паасикиви», хочет торговаться с тем, чтобы продолжать
свою «политику выжидания».
Кроме того сообщают, что финское правительство надеется всё же получить хотя бы молчаливое согласие Берлина на выход из войны. Поэтому пункт об интернировании войск Дитля считается, наряду с другими пунктами, совершенно неприемлемым.
Шведское телеграфное агентство передает комментарии финских газет по поводу «русских условий». 3 марта газета «Суомен сосиалидемокраатти» в передовой статье писала: «Русские условия в том виде, в какой они переданы, кажутся нам не только тяжелыми, но просто жестокими... Нам трудно верить, что предъявленные русскими условия являются обязательной предпосылкой для перемирия. Мы хотим надеяться, что они, несмотря на свою форму, являются лишь базой для дальнейших переговоров с Финляндией, которая в таком случае получит возможность высказать свое мнение, отличное от мнения русских. Если бы это было так, то финский народ оценил бы это очень высоко. Но пока дело обстоит так, что Советский Союз, видимо, вообще не стремится к миру».
ДЛЯ СПРАВКИ:
В 1925 году Ристо Рюти, занимавший тогда пост главы Банка Финляндии, предложил осуществить неограниченную эмиссию бумажных кредитных обязательств с целью «улучшения экономического положения» республики. Обещалось, что в будущем эти печатные листки можно будет обменять на золото. Правда, у Хельсинки на тот момент не было собственного золотого резерва. Поэтому финское правительство прибегло к хитрости. Было заявлено, что на территории Финляндии «обнаружены большие запасы» жёлтого металла, в частности, в Лапландии и на северном побережье Ладожского озера. В связи с этим правительство анонсировало планы по промышленной добыче золота, что, в свою очередь, подстегнуло повышенный интерес к финским банкнотам.
В действительности же рассказы о «больших запасах» драгоценных металлов были не более чем мифом. Поэтому инициатива Рюти представляла собой обычный спекулятивный пузырь. Идея финансовой пирамиды, в которую удалось затянуть представителей целого ряда европейских стран, была подсказана шведскими и британскими «консультантами». Они же выступили главными выгодоприобретателями спекулятивного пузыря.
Когда же этот пузырь достиг своего пика, руководству Банка Финляндии не оставалось ничего иного, как аннулировать свои обещания об обмене облигаций на золото. Правда, для этого потребовался формальный повод. На роль такого «форс-мажорного обстоятельства» и подошла война с СССР. По этой причине Рюти и Маннергейм стали ярыми сторонниками агрессии против Советского Союза.
Газета «Хельсингин саномат» в номере от 3 марта писала: «Требование об интернировании немецких войск невыполнимо. Требование о восстановлении границ, установленных по московскому миру, содержит язную увертку. Нам, таким образом, предъявляют такие требовании, от которых, как все думали, Москва уже отказалась. Это относится в первую очередь к Ханко и Петсамо. Как известно, русские совсем не интересовались Петсамо после московского мира. Что касается демобилизации нашей армии, то это ставит нас перед риском, на
который во время войны не пошло бы даже самое нейтральное государство. Требование о контрибуции поднимает новый вопрос: имеет ли Финляндия вообще возможность платить. Финляндия хочет жить своей собственной и свободной жизнью, но условия русских не дают нам для этого никаких возможностей».
2 марта газета «Илта саномат» заявляла: «Русские условия не только неопределенны, но они содержат такие пункты, которые не могут быть одобрены Финляндией. Финны имеют право надеяться на более справедливые условия. Поэтому русские условия нужно рассматривать лишь как зондирование почвы. Они не годятся даже в качестве базы для окончательных переговоров».
Газета «Кауппалехти» в номере от 3 марта писала в передовой статье: «Тот, кто
продиктовал эти условия, совсем не учел, очевидно, что пункт относительно интернирования немецких войск требует от Финляндии такого поведения, которое не соответствует понятию финнов о чести. Если бы мы одобрили этот пункт, то мы вступили бы на трагический путь, по которому пошла Италия. Советы заявили, что они не требуют от нас безоговорочной капитуляции. Но если бы мы выполнили требования русских, то мы сдались бы на «милость Советов».
В тот же День газета «Аян суунта» заявляла, что «надежды на мир рухнули. Заносчивость, которую показало Советское правительство, поспешив опубликовать свои условия, свидетельствует о том, что Москва приняла наше зондирование за признак слабости, хотя это совсем не так. Три первых пункта русских требований вообще неприемлемы, так как принятие их означало бы нарушение национальной чести Финляндии. Даже если эти условия русских считать предварительными, то всё равно надежд на мир нет никаких».
2 марта- газета «Свенска прессен» писала в передовой статье: «Каждому видно, что условия русских являются страшными. Существует ли какой-либо выбор, насколько эластичны отдельные пункты условий? Этого мы не знаем. Во всяком случае, внезапное опубликование русскими своих условий является неприятным для нас признаком».
1 марта газета «Карьяла» заявляла в передовой статье: «В Карелии и на Карельском перешейке настроение гораздо спокойнее и лучше, чем в Хельсинки. Там совсем не боятся русской армии, ибо верят в финскую армию, которая отдохнула, сохранила свою ударную силу и свои хорошие нервы. Прекрасно вооруженная финская армия, показавшая во время зимней войны чудеса, является теперь очень сильным противником русских войск».
СТОКГОЛЬМ, 4 марта. (ТАСС). Финская пресса продолжает комментировать советские условия перемирия. Газета «Або ундерреттельсер» в номере от 3 марта пишет: «Русские условия чрезвычайно суровы. У нас все понимают, что принятие русских условий связано со смертельным риском».
2 марта газета «Сатакуннан Канса» заявляла: «Выход Финляндии из войны дал бы русским возможность освободить полмиллиона солдат с финского фронта и бросить их в бой против немцев. Вот почему Россия и союзники хотят добиться выхода Финляндии из войны».
Газета «Вестра нюланд» в передовой пишет: «Русские условия на практике ведут
к безоговорочной капитуляции».
Газета «Арбетарбладет» 3 марта в передовой пишет: «Русские условия суровы и
содержат пункты, которые вызывают сомнения у всех финнов. Но мы хотим верить, что дальнейшие переговоры приведут к сближению финской и русской позиций. Поэтому необходимо, чтобы контакт, установленный, наконец, через Стокгольм, не был сорван. Правительство должно решить, какой мы выберем путь».
Газета «Свенска прессен» 3 марта, суммируя комментарии финской прессы, заявляет: «Все газеты констатируют, что русские условия исключительно суровы, даже более суровы, чей условия московского мира. Некоторые газеты рекомендуют добиваться изменения этих условий, другие же заявляют, что вся мирная дискуссия после этого стала совсем ненужной и бессмысленной. Только правительство знает выход из положения. Нельзя мешать правительству и нельзя требовать от него давать каждый момент отчет о том, что оно
сделало за прошедший день, что собирается сделать сегодня и о чем оно вообще думает. В настоящее время положение таково, что только правительство, а может быть, даже не всё правительство, знает, что нужно делать».
Несмотря, на то, что проект "Родина на экране. Кадр решает всё!" не поддержан Фондом президентских грантов, мы продолжаем публикации проекта. Фрагменты статей и публикации из архивов газеты "Красная звезда" за 1944 год. С уважением к Вам, коллектив МинАкультуры.