Актуальность исследования
Высокий уровень конкуренции и неопределенности внешней среды, необходимость оперативного планирования и контроля производственной деятельности предприятия предъявляют новые требования к инструментам внутрифирменного планирования на хлебопекарных предприятиях. Поэтому проблема разработки методики планирования, учитывающей специфику финансово-хозяйственной деятельности хлебопекарных предприятий, является актуальной.
Анализ факторов внешней и внутренней среды
Работу над данным кейсом мы начали с анализа факторов внешней и внутренней среды, оказывающих влияние на функционирование предприятий исследуемой отрасли.
Производство продукции на предприятиях хлебопекарной промышленности осуществляется в условиях действия множества внутренних и внешних факторов, к которым можно отнести: характер производства и снабжения, потребность в продукции, колебание спроса населения, конкуренцию, наличие сырьевых и энергетических ресурсов, производственные возможности, обеспеченность трудовыми, финансовыми и другими ресурсами и т.п.
Если проанализировать производство какого-либо определенного вида хлебобулочной продукции, то можно выявить возможность получения его несколькими технологическими способами с использованием различных взаимозаменяемых производственных ресурсов. Различные технологические способы и варианты использования ресурсов требуют неодинаковых затрат и приносят неодинаковый экономический эффект, соответственно, возникает необходимость отобрать более эффективные из них. В конце концов, эта задача сужается до выявления единственного варианта – оптимального плана, который в данных условиях эффективнее остальных.
Также было выявлено, что на характер финансово-хозяйственный деятельности хлебопекарных предприятий значительное влияние оказывают еще ряд факторов: неэластичность и сезонность спроса, государственное регулирование цен реализации, ограниченный срок годности сырья и продукции, короткий производственный цикл, использование давальческого сырья и другие.
Систематизация факторов
Проведенный анализ позволил нам выделить факторы, подлежащие учету при планировании. В таблице представлены наиболее значимые из них, а также содержатся результаты систематизации, характеризующие специфику отрасли.
Таблица – Систематизация факторов, характеризующих деятельность предприятий хлебопекарной промышленности
Группировка факторов по месту возникновения позволила нам определить источник влияния на объект исследования. Разделение факторов по уровню воздействия позволила выявить направления снижения производственных затрат. Так синхронизация спроса и предложения способствует быстрой реализации продукции, что очень важно для хлеба и хлебобулочных изделий, поскольку они имеют ограниченный срок годности; в целях наиболее полного удовлетворения спроса необходимо изучение потребительских предпочтений и на этой основе непрерывное изменение ассортимента производимой продукции; повышение производительности оборудования позволяет снизить уровень производственных затрат.
Разделение факторов по характеру информации позволила нам определить источник неопределенности. Спрос на определенные виды продукции является вероятностным фактором в связи с высокой конкуренцией на рынке хлебобулочных изделий, широким ассортиментом, взаимозаменяемостью продукции, изменениями предпочтений потребителей. Группировка факторов по функциям управления позволила определить направления согласования планов.
В результате исследования основных закономерностей и тенденций развития хлебопекарных предприятий нами были определены требования к системе планирования и сформулированы принципы, обеспечивающие выполнение важнейших требований.
Читать далее - часть 2.
Сайт Наука и практика - https://finconsalt24.ru/
Наше сообщество в ВК - https://vk.com/science_and_practice