Найти в Дзене
Наука и практика

Кейс: бюджетирование на хлебопекарном предприятии

Оглавление

Актуальность исследования

Высокий уровень конкуренции и неопределенности внешней среды, необходимость оперативного планирования и контроля производственной деятельности предприятия предъявляют новые требования к инструментам внутрифирменного планирования на хлебопекарных предприятиях. Поэтому проблема разработки методики планирования, учитывающей специфику финансово-хозяйственной деятельности хлебопекарных предприятий, является актуальной.

Анализ факторов внешней и внутренней среды

Работу над данным кейсом мы начали с анализа факторов внешней и внутренней среды, оказывающих влияние на функционирование предприятий исследуемой отрасли.

Производство продукции на предприятиях хлебопекарной промышленности осуществляется в условиях действия множества внутренних и внешних факторов, к которым можно отнести: характер производства и снабжения, потребность в продукции, колебание спроса населения, конкуренцию, наличие сырьевых и энергетических ресурсов, производственные возможности, обеспеченность трудовыми, финансовыми и другими ресурсами и т.п.

Если проанализировать производство какого-либо определенного вида хлебобулочной продукции, то можно выявить возможность получения его несколькими технологическими способами с использованием различных взаимозаменяемых производственных ресурсов. Различные технологические способы и варианты использования ресурсов требуют неодинаковых затрат и приносят неодинаковый экономический эффект, соответственно, возникает необходимость отобрать более эффективные из них. В конце концов, эта задача сужается до выявления единственного варианта – оптимального плана, который в данных условиях эффективнее остальных.

Также было выявлено, что на характер финансово-хозяйственный деятельности хлебопекарных предприятий значительное влияние оказывают еще ряд факторов: неэластичность и сезонность спроса, государственное регулирование цен реализации, ограниченный срок годности сырья и продукции, короткий производственный цикл, использование давальческого сырья и другие.

Систематизация факторов

Проведенный анализ позволил нам выделить факторы, подлежащие учету при планировании. В таблице представлены наиболее значимые из них, а также содержатся результаты систематизации, характеризующие специфику отрасли.

Таблица – Систематизация факторов, характеризующих деятельность предприятий хлебопекарной промышленности

Продолжение таблицы
Продолжение таблицы
-3

Группировка факторов по месту возникновения позволила нам определить источник влияния на объект исследования. Разделение факторов по уровню воздействия позволила выявить направления снижения производственных затрат. Так синхронизация спроса и предложения способствует быстрой реализации продукции, что очень важно для хлеба и хлебобулочных изделий, поскольку они имеют ограниченный срок годности; в целях наиболее полного удовлетворения спроса необходимо изучение потребительских предпочтений и на этой основе непрерывное изменение ассортимента производимой продукции; повышение производительности оборудования позволяет снизить уровень производственных затрат.

Разделение факторов по характеру информации позволила нам определить источник неопределенности. Спрос на определенные виды продукции является вероятностным фактором в связи с высокой конкуренцией на рынке хлебобулочных изделий, широким ассортиментом, взаимозаменяемостью продукции, изменениями предпочтений потребителей. Группировка факторов по функциям управления позволила определить направления согласования планов.

В результате исследования основных закономерностей и тенденций развития хлебопекарных предприятий нами были определены требования к системе планирования и сформулированы принципы, обеспечивающие выполнение важнейших требований.

Читать далее - часть 2.

Сайт Наука и практика - https://finconsalt24.ru/

Наше сообщество в ВК - https://vk.com/science_and_practice