Из семи гонщиков, потерявших в прошлом году место боевого пилота Формулы 1, шесть оказались "лентяями". Единственное исключение - Кевин Магнуссен. В его программе в этом году 11 гонок - и отнюдь не на дворовом уровне...
Боттас, Колапинто и Чжоу сейчас являются резервными пилотами, Риккардо и Сарджент - вообще свернули свою гоночную активность. У Магнуссена же на повестке дня выступления на легендарных треках и борьба на равных с Ferrari и Porsche. Как же чувствует себя Кевин в новых обстоятельствах? Выяснял Гари Уоткинс, обозреватель журнала Autosport, в статье для мартовского номера издания.
Кевину Магнуссену было суждено после ухода из Формуле 1 продолжить карьеру в гонках на выносливость. Ну а где же еще? В каком-то смысле эта дисциплина - у него в крови. Ведь его отец Ян Магнуссен, хоть и засветился тоже в свое время в Ф1, известен прежде всего своей более чем двадцатилетней карьерой в GT-категории - в том числе четырьмя победами в Ле-Мане. Кевин на доработанные серийные машины размениваться не стал - и теперь управляет “гиперкаром” BMW.
Кевин Магнуссен: “Всегда знал, что однажды окажусь на старте этих гонок. Я вырос, наблюдая за ними и отношусь к ним со страстью. Когда ты ребенок, то часто смотришь на своего отца и хочешь заниматься тем же самым. Вот и мне всегда хотелось попасть в этот мир”.
Впрочем, нельзя сказать, что Магнуссен-младшй вырос в паддоке среди отцовских Panoz и Chevrolet Corvette. У ребенка, впервые севшего за руль карта в два года, были свои гонки и своя карьера. С восьми лет он уже активно участвовал в соревнованиях - но отдельные гонки с участием отца все-таки засели у Кевина в памяти. К примеру, одна из гонок 2000 года на “Нюрбургринге” (этап серии ALMS), когда Магнуссен-старший в экипаже с Дэвидом Брэбэмом триумфально победили на мокрой трассе.
К тому же, у отца и сына были разные цели в жизни. “Я хотел быть гонщиком, - говорит об этом Ян Магнуссен. - А Кевин - гонщиком Формулы 1”. Королевские гонки в каком-то смысле ответили датчанину взаимностью - дважды “не отпустила” его в марафоны, когда карьера пилота в Формуле 1, казалось бы, была закончена.
Впервые за руль спортпрототипа - автомобиля марки Porsche - Магнуссен-младший сел еще в конце 2015 года. А вскоре после этого подписал контракт на выступление в “24-х часах Ле-Мана” - куда немецкая марка обычно выставляла на одну машину больше, чем на остальные этапы чемпионата мира.
Для еще очень молодого тогда, 23-летнего пилота это могло стать важной развилкой. Ведь 2015 год он провел в качестве резервного пилота McLaren (после дебютного сезона в Ф1), и новых предложений на горизонте не было. Не появись этих новых предложений и прояви себя Кевин достойно в легендарном суточном марафоне - сейчас на его счету уже могло быть несколько титулов в гонках на выносливость.
Кевин Магнуссен: “При всей крутизне Формулы 1 нельзя сказать, что она круче длинных гонок. Гонки на выносливость так же сложны, а то и сложнее, так как борьба здесь идет очень плотная. Здесь нужен широкий набор навыков - а также особый подход, который будет посложнее формульного. Там ты - центр вселенной, все крутится вокруг тебя. Здесь же на это рассчитывать не стоит, тут тебе не шоу одного актера”.
Но тогда ближе к концу года ситуация стремительно изменилась в пользу Формулы 1. Porsche ради экономии отказалась от третьей машины в Ле-Мане и разорвала контракт - и в то же время вернувшаяся в Формулу 1 Renault (вновь выкупившая команду, которая к тому моменту носила имя Lotus) предложила датчанину стать одним из боевых пилотов заводской команды.
Пять лет спустя, после увольнения из Haas в конце 2020 года Кевин сразу же погрузился в мир длинных гонок. Проехал на Cadillac десяток этапов заокеанской серии IMSA, впервые стартовал в Ле-Мане (в одном экипаже с отцом), подписал многолетний контракт на выступления в чемпионате WEC на Peugeot... И когда очередным уволенным из Haas пилотом незадолго до старта сезона 2022 года стал Никита Мазепиным, Магнуссен пропустил эту новость мимо ушей: “Я думал, что с Формулой 1 у меня все. И даже не подумал, что мою кандидатуру будут всерьез рассматривать”. Но внезапно датчанину позвонил Гюнтер Штайнер - и история с Формулой 1 затянулась еще на два сезона.
Кевин Магнуссен: “Я очень благодарен судьбе за свою карьеру в Ф1, но когда ты там выступаешь, то живешь в непростом режиме. Ты по сути целый год находишься вдали от дома. Причем огромную долю этого времени тратишь даже не на гонки, а на разные сопутствующие активности”.
К моменту, когда Haas решила во второй раз расстаться с Магнуссеном, в топовой категории гонок на выносливость появилась марка BMW - и она была для Кевина очевидным вариантом. Точнее, не столько собственно автомобильный бренд, сколько его заводская команда WRT во главе с Винсетом Воссом. Который в год рождения Кевин выступал в британской Формуле Ford 1600 в одной команде с Магнуссеном-старшим - да еще и вскладчину снимал с ним дом. Так что, с совладельцем и руководителем WRT Кевин познакомился еще ребенком.
Перезапуск своей карьеры в длинных гонках Кевин мог отметить победой с первой попытки. Если бы не поврежденный носовой обтекатель, его экипаж - в котором также выступают Рафаэлле Марчелло и Дрис Вантор - наверняка выиграл бы суточный марафон в Дайтоне.
Следующую американскую гонку, “12 часов Себринга”, экипаж вновь (как и Дайтону) начинал с поула - но по ходу заезда темп автомобиля был далек от требующегося для победы. А окончательно шансы экипажа на хороший результат похоронил столкновение с неаккуратно покидавшим зону пит-стопа прототипом Acura.
По другую сторону Атлантики на первом этапе чемпионата мира - гонке “1812 км Катара” - BMW была среди лидеров, но все же не смогла сопротивляться безоговорочно доминировавшей Ferrari. Экипаж Магнуссена стал “лучшим из остальных” - но так как итальнцы выставляет на все этапы WEC по три экипажа, подняться на подиум Кевин вновь не смог. А ведь в гонки на выносливость датчанин пришел во многом именно за этим.
Болельщики, кстати, очень редко думают о том, насколько отличается в этом плане Формула 1 от всех остальных соревнований. К примеру, за три сезона, предшествовавших дебюту Магнуссена в Ф1, он выиграл 13 гонок. А за двенадцать (!) следующих лет поднимался на вершину подиума один-единственный раз - выиграв в 2021 году гонку серии IMSA в Детройте.
Кевин Магнуссен: “Я провел в Формуле 1 десяток лет, и у меня ни разу не было реального шанса на победу. Ты приезжаешь на трассу, и все, о чем ты можешь помечать - место в первой пятерке. Поначалу ты не переживаешь из-за этого, так как счастлив просто выступать на этом уровне. Но потом эта ситуация начинает сказываться на тебе, выматывать тебя”.
Впрочем, успехами на “обычных” трассах и даже титулом чемпиона мира датчанин готов пожертвовать ради главной цели - победы в “24-х часах Ле-Мана”. “Это моя супер-цель”, - говорит Кевин. Что же, у него есть еще три месяца на подготовку. И еще две гонки, первая из которых пройдет 20 апреля в Имоле.