Найти в Дзене
окно в икону

Пресвятая Богородица и Оплакивание Господа

С праздником, уважаемые читатели! Издревле христиане изображали все важнейшие моменты, связанные с Распятием Господа, ведь Его крестная смерть стала важнейшей частью нашего спасения. Тем более что в Евангелиях описаны эти события весьма подробно. Например, положение во гроб. "Когда же настал вечер, пришел богатый человек из Аримафеи, именем Иосиф, который также учился у Иисуса; он, придя к Пилату, просил тела Иисусова. Тогда Пилат приказал отдать тело; и, взяв тело, Иосиф обвил его чистою плащаницею и положил его в новом своем гробе, который высек он в скале; и, привалив большой камень к двери гроба, удалился. Была же там Мария Магдалина и другая Мария, которые сидели против гроба" (Мф.27:57-61). "Пришел Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета, который и сам ожидал Царствия Божия, осмелился войти к Пилату, и просил тела Иисусова. Пилат удивился, что Он уже умер, и, призвав сотника, спросил его, давно ли умер? И, узнав от сотника, отдал тело Иосифу. Он, купив плащаницу и сняв Его, обв

С праздником, уважаемые читатели! Издревле христиане изображали все важнейшие моменты, связанные с Распятием Господа, ведь Его крестная смерть стала важнейшей частью нашего спасения. Тем более что в Евангелиях описаны эти события весьма подробно. Например, положение во гроб.

"Когда же настал вечер, пришел богатый человек из Аримафеи, именем Иосиф, который также учился у Иисуса; он, придя к Пилату, просил тела Иисусова. Тогда Пилат приказал отдать тело; и, взяв тело, Иосиф обвил его чистою плащаницею и положил его в новом своем гробе, который высек он в скале; и, привалив большой камень к двери гроба, удалился. Была же там Мария Магдалина и другая Мария, которые сидели против гроба" (Мф.27:57-61).

"Пришел Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета, который и сам ожидал Царствия Божия, осмелился войти к Пилату, и просил тела Иисусова. Пилат удивился, что Он уже умер, и, призвав сотника, спросил его, давно ли умер? И, узнав от сотника, отдал тело Иосифу. Он, купив плащаницу и сняв Его, обвил плащаницею, и положил Его во гробе, который был высечен в скале, и привалил камень к двери гроба. Мария же Магдалина и Мария Иосиева смотрели, где Его полагали" (Мк.15:43-47).

"Тогда некто, именем Иосиф, член совета, человек добрый и правдивый, не участвовавший в совете и в деле их; из Аримафеи, города Иудейского, ожидавший также Царствия Божия, пришел к Пилату и просил тела Иисусова; и, сняв его, обвил плащаницею и положил его в гробе, высеченном в скале, где еще никто не был положен. День тот был пятница, и наступала суббота. Последовали также и женщины, пришедшие с Иисусом из Галилеи, и смотрели гроб, и как полагалось тело Его" (Лк.23:50-55).

"После сего Иосиф из Аримафеи – ученик Иисуса, но тайный из страха от Иудеев, – просил Пилата, чтобы снять тело Иисуса; и Пилат позволил. Он пошел и снял тело Иисуса. Пришел также и Никодим, – приходивший прежде к Иисусу ночью, – и принес состав из смирны и алоя, литр около ста. Итак, они взяли тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают Иудеи". (Ин.19:38-40).

Итак, среди полагающих Господа во гроб называются Иосиф Аримафейский, Никодим и жены-мироносицы. Святитель Григорий Палама считает, что толковать эти евангельские тексты нужно так, что среди погребающих была Пресвятая Богородица. На вопрос, почему же не сделан акцент на Её присутствии, в том числе и на присутствии не только при погребении, но и при обнаружении Воскресения Христова, он отвечает так: "По причине нежелания приводить Матерь во свидетельство, чтобы не дать неверным повода к сомнению" (Святитель Григорий Палама. Омилия 18 в неделю жен-мироносиц).

На росписях в храмах и иконах положение во гроб писалось то вместе со снятием с Креста, то отдельно. Но с двенадцатого века в Византии некоторые подобные образы получают надписание "Надгробный плач", что в русском варианте перевели как Оплакивание.

Исследователи отмечают в этом новом названии и несколько изменённом образе тенденцию большего психологизма и связи образа с жизненными событиями каждого обычного человека, который теряет близких и знает, что такое боль потери, страдание по усопшим, плач по ним. Но с точки зрения иконографии Оплакивания проявляется ещё один нюанс, на который необходимо обратить внимание.

Но для начала сравним Положение во гроб и Оплакивание. В некоторых случаях названия приводят как синонимичные. Действительно, если рассуждать логично, положение в гробницу тела Господа - внешняя сторона событий, внутреннее же содержание событий - оплакивание Господа. Но с точки зрения иконографии получается не так, и точно терминологически следует различать Положение во гроб и Оплакивание.

Вот несколько примеров Положения во гроб. Как мы помним, Господа похоронили в пещере, положив в каменную гробницу и обвив пеленами. На образах Положения во гроб будут присутствовать эти элементы изображения.

Господа кладут в каменную гробницу (первый пример). Как правило, Он обвит пеленами либо как саваном (второй пример), либо как пеленами из узких полос ткани.

Иногда количество изображённых больше упомянутых в Евангелиях. Количество жён-мироносиц может быть увеличено до пяти, а к мужчинам добавляли образ святого Иоанна Богослова. Здесь тоже подключалась логика: если он не оставил Господа на Кресте, то и после не мог уйти, прежде чем не похоронит Господа.

Сравним теперь образы Оплакивания. Пещера и гроб либо не видны, либо в стороне. Господь в набедренной повязке, как и на Кресте. Богородица держит Его голову или тело, апостол Иоанн руку, другие мужчины - ноги, женщины пишутся в разных позах, показывающих плач. Отличия заметные, но зачем нужен дополнительный сюжет? Самой существенной разницей между Положением во гроб и Оплакиванием является положение Пресвятой Богородицы. В Положении во гроб Она далеко не всегда прикасается ко Господу, как и в текстах Евангелий, Она часто остаётся в стороне, хоть и всегда изображается.

В сюжете Оплакивания Её роль намного более выражена. В первом примере, в росписи храма в Нерези в Македонии, Оплакивание изображено таким образом, что центром росписи становится Пресвятая Богородица, обхватившая умершего Господа и положившая Его на своё лоно. Возможно, это напоминание о том, что Она родила Господа и питала Его Своим молоком, и держит Его как Чадо, но только теперь Его фигура не вмещается в Её лоно, выходит далеко за его пределы. Потому что Господь близок к завершению роли Спасителя.

В любых изображениях Оплакивания Пресвятая Богородица максимально приближается к Господу, во втором и третьем примерах Она обнимает Его, прикасаясь к Его щеке Своей щекой, как это изображается на иконах Умиление, на которых Господь показан в образе Богомладенца.

Можно сделать вывод, что к возникновению сюжета Оплакивания привело не столько желание показать страдания хоронивших Господа, сколько стремление напомнить о роли Пресвятой Богородицы в Его воплощении, жизни на земле и Её будущей роли Матери всех христиан.

Пожалуйста, ставьте лайки, если вам понравился материал, так я буду знать, что мои статьи нужны моим читателям. Возможно, у вас есть вопросы, ответы на которые вы хотели бы видеть в блоге? Жду обратной связи!