Найти в Дзене

Наурыз - праздник весны. Читаем "Сказки деда Даута"

Наурыз - большой весенний праздник! Праздник начала года, весеннего обновления и радости. На улице и правда весна, и солнце светит очень ярко, сгоняя снег и растапливая лед. Из книг для чтения "к празднику" я чаще всего выбираю Сказки деда Даута. Книга нашего казахстанского издательства "Фолиант". Ей уже несколько лет, но для меня она все равно новая, недавно написанная. Автор - Алия Беркимбаева. Книга - посвящение отцу: Эта небольшая повесть написана от первого лица и рассказывает нам о мальчике, детство которого проходит в послевоенные трудные годы в южном Казахстане. Живет он в небольшом ауле у подножия Джунгарского Алатау. Меня удивило, что на титульном листе издания повесть почему-то названа повестью-сказкой. Не могу с этим согласиться. Сюжет здесь совершенно не сказочный, несмотря на то, что в повествование включены народные сказки. Сказки эти в ходе рассказа о реальной жизни послевоенной поры просто периодически рассказывает ребятам дед Даут, один из жителей аула - маленький,

Наурыз - большой весенний праздник!

Праздник начала года, весеннего обновления и радости. На улице и правда весна, и солнце светит очень ярко, сгоняя снег и растапливая лед.

Из книг для чтения "к празднику" я чаще всего выбираю Сказки деда Даута.

Книга нашего казахстанского издательства "Фолиант". Ей уже несколько лет, но для меня она все равно новая, недавно написанная. Автор - Алия Беркимбаева. Книга - посвящение отцу:

-2

Эта небольшая повесть написана от первого лица и рассказывает нам о мальчике, детство которого проходит в послевоенные трудные годы в южном Казахстане. Живет он в небольшом ауле у подножия Джунгарского Алатау.

-3

Меня удивило, что на титульном листе издания повесть почему-то названа повестью-сказкой. Не могу с этим согласиться. Сюжет здесь совершенно не сказочный, несмотря на то, что в повествование включены народные сказки. Сказки эти в ходе рассказа о реальной жизни послевоенной поры просто периодически рассказывает ребятам дед Даут, один из жителей аула - маленький, щуплый старичок, чем-то похожий на встрепанного воробья.

-4

Все они рассказываются очень "к месту", дают некоторую аллегорическую интерпретацию произошедшего и объясняют важную именно для сегодняшнего дня в жизни мальчика мораль через сказочную ситуацию. С героями же не происходит ничего сказочного. Просто после каждой небольшой главки о жизни аульских мальчишек следует рассказанная дедом сказка или легенда. Сколько глав, столько и сказок. И лишь последняя - девятая глава уже без сказочного сопровождения. В ней только жизнь. Ее суровая простота, в которой есть и проза, и поэзия, но которые каждый должен почувствовать сам...

-5

Как и в других книгах о послевоенном детстве, мы читаем про нужду и про голод, про детскую тоску по не вернувшимся с фронтов отцам и старшим братьям, про игры и ссоры, драки и примирения, про помощь взрослым, про учебу в школе. Жизнь многих ребят, живущих в самых разных местах одной большой страны, говорящих на разных языках, была очень похожа. Все пережившие одну огромную страшную беду возвращались к нормальной жизни. И справиться с жизненными трудностями и мелкими огорчениями помогали голодным обездоленным мальчишкам сказки старого мудрого деда...

Рассказанные в потаенном мальчишеском месте у реки, где в жаркие дни они купались в холодной речке и грелись потом на громадных валунах, где, когда удавалось раздобыть, ели печеную в костре картошку, где хранились за камнем драгоценные сокровища - битое стекло... На это место прибегали в радости и печали, чтобы справиться с переживаниями - здесь эти сказки помогали детям увидеть великую связь времен, понять мудрость древних сказаний, почувствовать красоту родного слова, осознать и принять доброту и заботу другого человека.

-6

Здесь, угостив мальчика замусоленным кусочком сладкого навата, наигрывая на маленькой глиняной свирели, форма которой напоминает парящую птицу, а название "узкирик" означает "свист ветра", рассказывал дед свои сказки о животных, бытовые и героические.

Сказки мне очень понравились! Рассказы все же попроще.

-7
-8
-9

Героическая "Сказка трех курганов" - это историческая легенда о битвах с джунгарами несколько веков назад.

-10
-11

Понравилась мне короткая притча "Копальщик колодцев"

-12
-13

Мы видим на рисунке мальчишек с лопатами - да, в любые времена слухи и рассказы о кладах, желание отправиться на их поиски не дают покоя искателям приключений всех времен и народов...

-14
-15

Дед не просто рассказывал детям сказки, он восстанавливал справедливость в жестоком мальчишеском мире, где в каждом немце видели фашиста, даже, если это твой одноклассник, такой же худенький, вечно голодный и нищий, как все в ауле. Правильно говорят, что больше сотни воспитательных бесед порою стОят один вовремя отвешенный подзатыльник, одна к месту сказанная фраза...

-16
-17

Понравились иллюстрации Динары Буташевой. Особенно у молодой художницы приглянулись рисунки к сказочным сюжетам, но один - в самом конце книги, практически перечеркнул весь положительный настрой от предыдущих (((

Это иллюстрация к рассказу о школе в маленьком ауле начала пятидесятых годов прошлого века. В каждой главе повести постоянно упоминается вечно мучивший мальчишек голод, есть рассказы о жестокой драке из-за куска хлеба, о выкопанных корешках, пойманных и зажаренных воробьях и голубях, о ловле рыбы и раков, о заработанном картузе крупы. В первых главах мы прочли, что в семье героя книги одни сапоги, которые три брата носят по очереди. Буквально только что рассказывалось, как мама одноклассника тетя Марта, имевшая старую швейную машинку, обшивала весь аул. Ведь всем негде и не на что было купить одежду, и потому донашивалось, перешивалось и перелицовывалось все старое, что носили еще до войны...

-18

И вот мы видим мальчика в школьной форме, которая появилась в конце семидесятых-начале восьмидесятых годов, уже после празднования 30-летия Победы. На школьнике темно синий костюм из хорошей плотной ткани со школьной эмблемой на рукаве. Когда я заканчивала школу, такую форму у нас в селе, расположенном рядом с областным центром, между двумя промышленными городами, носили буквально 2-3 человека, которым привезли ее из городов европейской части Союза. И только в 1978-79 мальчики в такой форме заполнили коридоры школ.

В общем - печально, я очень не люблю такое отношение к истории, когда искажаются, путаются приметы времени. Вы скажете - мелочь, я просто придираюсь, но ведь это совсем недавнее наше прошлое, уже запечатленное в доступных всем фотографиях. Нужно просто открыть семейные альбомы, перебрать старые фотографии, расспросить пожилых родственников. Надо быть внимательнее и... добросовестнее относиться к работе.

Вряд ли автор книги не обратила бы внимания на такой ляп, но сейчас нет редко делают иллюстрации в сотрудничестве с автором, или хотя бы отдают их ему на рецензию перед публикацией книги...

Очень жаль именно потому, что в целом книга мне понравилась, она хороша именно как школьное внеклассное историческое чтение.Тем более, что мало тематических детских книг, рассказывающих об истории наших родных мест.

И заключительная иллюстрация - последний подарок деда Даута...

-20
-21

Хорошее издание - удобная среднего формата небольшого объема книга. Плотный белоснежный офсет. Мне понравилось, что страницы со сказками тонированы бледно-желтым цветом. Отличный нюанс неброского, но достойного оформления книги - и ненавязчиво, и в то же время разделяет повествование на реальную и сказочную части.

Обычно я читаю сказку деда Даута о молодильных яблоках из прекрасного небесного сада, куда может долететь только волшебная птица самрук, свившая свое гнездо в ветвях тополя мира, а затем строчки поэтической классики Ивана Никитина:

Полюбуйся: весна наступает,
Журавли караваном летят,
В ярком золоте день утопает,
И ручьи по оврагам шумят...

С праздником!

-22

Всем весеннего солнца!!!