Найти в Дзене
МотоТетрадь

Анатомия мотоцикла

Довольно произвольно я расчленил мотоцикл на 5 частей-разделов, некоторые системы объединив в один, а в некоторые включив подразделы. "Я так вижу". (!) N.B. Статья не является обучающей, не является практической инструкцией и не претендует на достоверность приведённой информации. Ходовая включает в себя колёса с передней и задней подвесками (телескопическая вилка спереди и маятниковая - сзади) для гашения толчков и колебаний при движении. Ещё передняя подвеска по совместительству, через руль, служит для поворотов, т.е. управления направлением движения. Каждое колесо имеют ступицу (центральную часть) с запрессованными подшипниками, на которых колесо крутится в перьях вилок на неподвижной оси. Рама - на ней всё крепится (может быть разных видов - замкнутая, хребтовая и др.), в передней части имеет стакан рулевой колонки с упорными подшипниками для стержня вилки передней подвески, а в задней части полуподвижно-шарнирно соединяется с передней частью маятника задней подвески. Тормоза могут
Оглавление
Фото из интернета
Фото из интернета

Довольно произвольно я расчленил мотоцикл на 5 частей-разделов, некоторые системы объединив в один, а в некоторые включив подразделы. "Я так вижу".

(!) N.B. Статья не является обучающей, не является практической инструкцией и не претендует на достоверность приведённой информации.

1. Рама, ходовая, тормоза, руль

Фото из интернета
Фото из интернета

Ходовая включает в себя колёса с передней и задней подвесками (телескопическая вилка спереди и маятниковая - сзади) для гашения толчков и колебаний при движении. Ещё передняя подвеска по совместительству, через руль, служит для поворотов, т.е. управления направлением движения. Каждое колесо имеют ступицу (центральную часть) с запрессованными подшипниками, на которых колесо крутится в перьях вилок на неподвижной оси. Рама - на ней всё крепится (может быть разных видов - замкнутая, хребтовая и др.), в передней части имеет стакан рулевой колонки с упорными подшипниками для стержня вилки передней подвески, а в задней части полуподвижно-шарнирно соединяется с передней частью маятника задней подвески. Тормоза могут быть барабанными или дисковыми.

2. ДВС и обслуживающие его системы

Фото из интернета
Фото из интернета

Двигатель внутреннего сгорания служит для преобразования энергии теплового расширения газов при сгорании горючей смеси в возвратно-поступательное движение поршня в цилиндре, и через кривошипно-шатунный механизм - в крутящий момент. Работа ДВС невозможна без обслуживающих его систем.

а) Зажигания. Наиболее распространённая система бесконтактного электронного зажигания CDI включает генератор (точнее, обмотку зажигания в генераторе), датчик зажигания (часто его называют датчик Холла), электронный блок управления (коммутатор), катушку зажигания ("бобину"), соединённые низковольтными проводами, и свечу с высоковольтным проводом.

б) Питания. Включает топливный бак, топливный кран, топливопровод с топливным фильтром, карбюратор (в наиболее распространённой в России карбюраторной мототехнике) и воздушный фильтр.

в) Газораспределения. В четырёхтактных двигателях включает в себя впускной и выпускной клапаны в головке цилиндра, с механизмами их привода от распредвала, сам этот (кулачковый) вал с его приводом (от коленвала), который может быть разным в т.ч. в зависимости от расположения вала в головке цилиндра (верхний распредвал) или картере (нижний распредвал). В двухтактных двигателях всё проще - роль газораспределительного механизма там играет сам поршень, цилиндр с перепускными (продувочными) окнами и каналами в блоке цилиндра, надпоршневое и подпоршневое пространство (если в четырёхтактном двигателе горючая смесь из карбюратора сразу попадает через впускной клапан в головке цилиндра в камеру сгорания и удаляется оттуда после сгорания через выпускной клапан, то в двухтактном при перепадах давления при движении поршня вверх и вниз смесь из карбюратора сначала попадает в подпоршневое пространство и картер двигателя, откуда через продувочные каналы попадает в камеру сгорания, вытесняя отработавшие газы через выпускной канал (продувка)).

г) Выпуска. Включает в себя выхлопную трубу с глушителем - шумопоглощающим (прямоток) или резонансным, или их сочетанием. В двухтактных двигателях выпускная система существенно влияет на мощность и экономичность, а в четырёхтактных её роль в этом плане меньше.

д) Пуска. Кикстартер и/или электростартер.

е) Смазки. В четырёхтактных двигателях нижняя часть картера (поддон) часто является по совместительству и резервуаром для масла (или же это может быть отдельный масляный бак). Также система смазки включает масляный насос и фильтр, а масло подаётся к трущимся поверхностям по специальным каналам в деталях двигателя и трансмиссии. В двухтактных двигателях чаще всё проще - ничего вышеописанного нет, а масло предварительно смешивается с бензином (эта смесь заливается в бак) и попадает на трущиеся поверхности вместе с горючей смесью (с учётом и того, что в двухтактных двигателях она циркулирует и в картере). Но также в 2т двигателях может быть и раздельная система смазки - где масло из отдельного бака поступает в масляный насос, который дозированно (в зависимости от оборотов коленвала и может быть ещё дополнительно управление через ручку "газа", как и количеством горючей смеси) подаёт его во впускной патрубок от карбюратора к цилиндру, и далее оно также попадает на трущиеся поверхности вместе с горючей смесью - это неизменно для 2т двигателей.

ж) Охлаждения. Чаще воздушная - ребра для отвода тепла на цилиндре.

3. Трансмиссия

Фото из интернета
Фото из интернета

Трансмиссия служит для передачи и изменения крутящего момента от ДВС на заднее колесо. Состоит из сцепления и коробки передач, и, конечно, моторной передачи (с коленвала на первичный вал коробки передач посредством шестерён или звёздочек и цепи, через сцепление) и задней, или главной, передачи (со вторичного вала коробки передач на колесо посредством звёздочек и цепи). Коробка передач и сцепление выполнены в одном корпусе с ДВС.

4. Электрооборудование

Фото из интернета
Фото из интернета

В контексте электропроводки мотоцикла зажигание составляет лишь её малую часть - всего несколько проводов, соединяющих генератор (чаще расположенный в одном корпусе с двигателем, с ротором непосредственно на шейке коленчатого вала), коммутатор, "бобину" и свечу. А львиная доля - свет, световые сигнал и индикаторы, обеспечение энергией и управление которыми и образует все эти жгуты и переплетения проводов. Для питания всего этого хозяйства переменный ток генератора может выпрямляться, а может и не выпрямляться, но в любом случае в цепь включён регулятор напряжения (его ещё называют реле-регулятор) и предохранители. Абсолютное большинство мототехники сейчас помимо генератора как источника тока имеет аккумулятор, что позволяет иметь электростартер, а также свет и световые индикаторы даже при заглушенном двигателе (но это не всегда, как оказалось).

5. Органы управления

Фото из интернета
Фото из интернета

Помимо руля это рычаги и педали, ручка "газа", замок зажигания (центральный переключатель), другие переключатели. По правой стороне - ручка "газа", тормоза (рычаг переднего и педаль заднего), кнопка стартера и аварийного глушения двигателя, переключатель света; по левой - рычаг сцепления и лапка переключение передач, звуковой сигнал и поворотники, переключение света фары (дальний, ближний); центральная приборная панель - спидометр и тахометр (скорость и обороты), индикация всего перечисленного и не только.