Москва, 30 марта 1989 года. Тихий вечерний Арбат. Две молодые девушки, Эда Эйкл и Криста Сарап, смеясь, шли по улице, разглядывая витрины. Увлеченные живописью, они приехали из Таллина в Москву на 3 дня походить по музеям, выставкам и купить масляные краски для творчества в своей художественной школе.
Они не подозревали, что их путь уже предначертан. Через несколько часов их жизнь оборвётся на окраине столицы.
Спустя 34 года мама Кристины Сарап услышала в телефонной трубке информацию о том, что будут судить того, кто надругался и лишил жизни её 17-летнюю девочку.
«Наконец-то я узнаю кто это сделал. Ведь я уже давно потеряла надежду», — сказала та, которая дожила до этого момента, в отличие от родителей Эды.
Весной 1989 года столица СССР жила своей жизнью, полной суеты, перемен и ожиданий будущего. Преступлений, особенно жестоких, тогда было много, раскрытых из них мало. Среди них было и событие обнаружения в лесу в районе Лосиноостровского парка мужчиной, гуляющим с собакой, двух погибших молодых девушек, рядом с которым оставалось орудие преступления – моток длинной верёвки.
На момент обнаружения 31 марта личности девушек так и не были установлены, хотя еще вечером предыдущего дня в связи с тем, что девушки не вернулись домой, дядя одной из них, у которого они остановились, обратился в милицию. Заявление о пропаже девушек у него не приняли, посоветовав прийти через 3 дня.
Когда он пришёл повторно через 3 дня, информация о найденных погибших девушках уже имелась во всех отделах милиции Москвы. Он их опознал.
Из улик был оттиск следа мужской обуви на снегу, изъятые из-под ногтей девушек крошки бетона и на их одежде следы специфического мужского вещества.
Всё указывало на то, что над девушками надругались и лишили их жизни не здесь, не в лесу, сюда лишь привезли, чтобы выбросить.
Как бы то ни было, ни изъятые следы, ни расследовательские мероприятия ни к чему не привели. Дело было приостановлено. Попытки родителей девушек самостоятельно найти преступников, даже с предложениями выкупа информации, также не увенчались успехом.
Дело легло в архив на много лет. Про Кристин и Эду помнили родные, друзья, самые неуспокоившиеся из которых по происшествии лет инициировали публикацию этой истории в СМИ. В 2022 году им помог с публикацией в российских СМИ этой истории российский журналист, который узнал историю во время поездки в Таллин.
Следственный Комитет РФ на основании этой публикации уголовное дело возобновил и решил, что: ведь по происшествии 33-х лет прорыв-то технологический в криминалистике произошёл, а следы-то (в виде мужского специфического вещества) сохранились.
Этот биологический материал на одежде девушек был главной уликой. Генетическая экспертиза, проведённая с применением современных методов, позволила выделить два мужских ДНК-профиля.
Проверка ДНК по национальной базе данных увенчалась удачей. Один из профилей совпал с данными Дмитрия Захарова, рецидивиста с долгим криминальным прошлым, который в заключении провёл 10 лет своей жизни.
Оперативники начали тщательно изучать биографию Захарова.
В 1989 году он проживал в Москве недалеко от места преступления. Несколько раз привлекался за хулиганство, затем попал в колонию за изнасилование, в 90-х был членом бандитской группировки. После последнего выхода из тюрьмы в 2018 году он переехал в другой регион. К этому времени он был уже семейным человеком и (пока не сидел) воспитал двух сыновей (правда, один из них ушёл из жизни в 2019г., а второй пошёл по его стопам и находился в тюрьме).
И вот прошлое его далекой молодости теперь настигло его.
57-летний Захаров открыл дверь своей квартиры сотрудникам полиции с возмущенным возгласом: «Я всё своё уже отсидел!»
В отделе полицейские объяснили ему, что не все. Он делал вид, что не понимает, в чём его обвиняют.
— Какие девушки? — возмущался он. — Я ничего не знаю.
Но против него свидетельствовало доказательство в виде ДНК.
Захаров молчал, но под давлением фото с места происшествия, показаний родителей девушек (ведь он уже сам был взрослым отцом, к тому же, потерявшим сына) его руки задрожали, и он начал говорить:
— Это был не я один…
Он рассказал, что преступников было трое. Однако двое сообщников, которых он назвал, к тому времени уже ушли из жизни, поэтому закрадываются сомнения в том, что он назвал подельниками истинных соучастников, а не скрыл за их именами реальных ныне живых. Названные не были судимы и их ДНК не было в базе данных полиции, а, значит, сравнивать было не с чем.
Захаров рассказал, что познакомился с девушками в центре Москвы (он был за рулём автомобиля с двумя своими друзьями) и предложил показать им художественные достопримечательности столицы. Он предложил девушек подвезти, они согласились.
Потом якобы девушки стали вести себя вызывающе, сами спровоцировали их на близость прямо в автомобиле на обочине дороги. Потом девушкам что-то не понравились, и они стали угрожать, что заявят на парней в милицию. Чтобы не сесть в тюрьму, Захаров с друзьями решили от девушек избавиться.
Конечно-же по описанию в публикациях на эту тему скромных отличниц-десятиклассниц из художественной школы рассказ о вызывающих провокаторшах стойких порядочных юношей является полным бредом; да и истинные обстоятельства того, как именно девушки оказались в автомобиле Захарова тоже неизвестны.
57-летний Дмитрий Захаров был признан виновным. В 2023 г. Преображенский суд г. Москвы вынес ему приговор — 16 лет лишения свободы в колонии строгого режима.
А в 89-м и высшую меру могли бы дать.
Больше детективных историй читайте в этой подборке: