Найти в Дзене
Чёрно-белое кино

«Рождение нации» (1915) самый неполиткорректный фильм США

В далеком 1915 году, когда люди еще думали, что кино — это просто движущиеся картинки для развлечения, Дэвид Уорк Гриффит решил, что пора сделать что-то грандиозное. И сделал. Но… что-то пошло не так «Рождение нации» (1915) одновременно стало шедевром немого кино и культурной миной замедленного действия. Гриффит, конечно, не знал, что его творение вызовет столько споров, но, как говорится, благими намерениями вымощена дорога в ад. Или, в данном случае, в кинотеатр. Сюжет фильма — это эпическая сага о двух семьях, Стантонах и Кэмеронах, которые дружат, воюют, страдают и вообще живут на фоне Гражданской войны в США и Реконструкции Юга. Гриффит, как настоящий мастер драмы, решил, что лучший способ рассказать историю — это показать, как все было плохо, а потом стало еще хуже. В фильме есть все: любовь, предательство, война, рабы, которые почему-то счастливы быть рабами, и, конечно, Ку-клукс-клан, представленный как героическая организация, спасающая Юг от хаоса. Художественные особенности
Оглавление

В далеком 1915 году, когда люди еще думали, что кино — это просто движущиеся картинки для развлечения, Дэвид Уорк Гриффит решил, что пора сделать что-то грандиозное. И сделал. Но… что-то пошло не так

Афиша картины
Афиша картины

Любовь, Ку-клукс-клан и весна

«Рождение нации» (1915) одновременно стало шедевром немого кино и культурной миной замедленного действия. Гриффит, конечно, не знал, что его творение вызовет столько споров, но, как говорится, благими намерениями вымощена дорога в ад. Или, в данном случае, в кинотеатр.

"Рождение нации", 1915
"Рождение нации", 1915

Сюжет фильма — это эпическая сага о двух семьях, Стантонах и Кэмеронах, которые дружат, воюют, страдают и вообще живут на фоне Гражданской войны в США и Реконструкции Юга. Гриффит, как настоящий мастер драмы, решил, что лучший способ рассказать историю — это показать, как все было плохо, а потом стало еще хуже. В фильме есть все: любовь, предательство, война, рабы, которые почему-то счастливы быть рабами, и, конечно, Ку-клукс-клан, представленный как героическая организация, спасающая Юг от хаоса.

Рыцари Ку-клукс-клана
Рыцари Ку-клукс-клана

Творец современного киноязыка

Художественные особенности картины — это то, что сделало ее настоящим произведением искусства. У Гриффита была массовка в 1000 человек, он использовал параллельный монтаж, крупные планы, панорамы, многократную экспозицию (каше) и даже ночные съемки. Он четко и скрупулезно систематизировал в картине практически все киноприемы, открытые его предшественниками, и буквально создал язык современного кино. Если бы не «Рождение нации», мы бы до сих пор смотрели фильмы, где камера стоит на одном месте, а актеры разговаривают с пустотой. Но Гриффит сказал: «Нет, так не пойдет!» — и подарил нам кино, каким мы его знаем.

"Рождение нации", 1915
"Рождение нации", 1915

Расистский шедевр

Однако, как это часто бывает с гениями, Гриффит не учел одного: его фильм был чертовски расистским. Да, он показал технические достижения, но при этом изобразил афроамериканцев как карикатурных злодеев, а Ку-клукс-клан — как благородных рыцарей. К тому же, в картине не было задействовано ни одного чернокожего актера. Всех негров по традиции раннего Голливуда изображали загримированные белые.

"Рождение нации", 1915
"Рождение нации", 1915

Критики были в восторге. Ну, не все, конечно. Некоторые хвалили техническую сторону картины, другие возмущались ее содержанием. Картина стала самой кассовой на тот момент, но при этом вызвал протесты и бойкоты. Представьте, если бы «Титаник» Кэмерона вызвал не только слезы, но и массовые демонстрации против айсбергов.

"Рождение нации", 1915
"Рождение нации", 1915

Искусство и пропаганда

Гриффит, кстати, был очень удивлен реакцией. Он думал, что снял историческую драму, а оказалось, что он снял культурную бомбу. В ответ на критику он даже выпустил манифест, где защищал свободу творчества. Но, как говорится, когда ты объясняешь, что твой фильм — это «искусство», а не пропаганда, возможно, ты уже проиграл.

"Рождение нации", 1915
"Рождение нации", 1915

Современные зрители смотрят «Рождение нации» с двойственным чувством. С одной стороны, это технический шедевр, с другой — моральный провал. Гриффит, конечно, пытался исправить ситуацию. В 1917-м он снял «Нетерпимость» — картину, которая должна была показать, что он не расист, а просто любит сложные темы. Но, как это часто бывает, второй фильм не смог затмить скандал первого.

"Рождение нации", 1915
"Рождение нации", 1915

И наконец…

«Рождение нации» остается важной частью истории кино. Картина напоминает нам, что искусство может быть одновременно великим и ужасным. И что, возможно, прежде чем снимать эпическую сагу, стоит подумать, как ее воспримут зрители. Ну, или хотя бы не делать Ку-клукс-клан героями.

Так что, если вы решите посмотреть «Рождение нации», приготовьтесь: это будет захватывающее, но неудобное путешествие. Как говорил сам Гриффит: «История пишется победителями». Но иногда она снимается теми, кто не совсем понимает, что делает.

Друзья, если вам понравилась статья, не забывайте ставить лайки и писать комментарии. Мне будет приятно, а канал будет быстрее развиваться.