Найти в Дзене

Рашель Рюйш: чудо голландского искусства

Великолепные, обманчиво реалистичные цветочные натюрморты Рашель Рюйш с экзотическими растениями и фруктами, бабочками и насекомыми уже при ее жизни стали востребованными и дорогими предметами коллекционирования. Спрос был настолько велик, что амстердамская художница могла позволить себе создавать всего несколько работ в год. Будучи дочерью известного профессора анатомии и ботаники Фредерика Рюйша, придворной художницей в Дюссельдорфе и матерью одиннадцати детей, Рашель Рюйш была исключительной фигурой своего времени. После многих лет быстрого экономического роста, глубоких социальных и общественных изменений и художественного развития таких художников, как Рембрандт, Вермеер и Франс Халс, северные Нидерланды в конце 17 века столкнулись с периодом экономического застоя, военных конфликтов и падения спроса на искусство. Однако именно в это непростое для страны время Рашель Рюйш, родившаяся в Гааге в 1664 году, смогла заявить о себе на фоне коллег-мужчин и войти в историю как одна из сам
Оглавление

Великолепные, обманчиво реалистичные цветочные натюрморты Рашель Рюйш с экзотическими растениями и фруктами, бабочками и насекомыми уже при ее жизни стали востребованными и дорогими предметами коллекционирования. Спрос был настолько велик, что амстердамская художница могла позволить себе создавать всего несколько работ в год.

Будучи дочерью известного профессора анатомии и ботаники Фредерика Рюйша, придворной художницей в Дюссельдорфе и матерью одиннадцати детей, Рашель Рюйш была исключительной фигурой своего времени.

Рашель Рюйш, Михил ван Мюсхер. Портрет Рашель Рюйш, 1692. Музей Метрополитен, Нью-Йорк
Рашель Рюйш, Михил ван Мюсхер. Портрет Рашель Рюйш, 1692. Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Особенности творчества Рашель Рюйш

После многих лет быстрого экономического роста, глубоких социальных и общественных изменений и художественного развития таких художников, как Рембрандт, Вермеер и Франс Халс, северные Нидерланды в конце 17 века столкнулись с периодом экономического застоя, военных конфликтов и падения спроса на искусство. Однако именно в это непростое для страны время Рашель Рюйш, родившаяся в Гааге в 1664 году, смогла заявить о себе на фоне коллег-мужчин и войти в историю как одна из самых успешных голландских художниц.

Годфрид Схалкен. Портрет Рашель Рюйш, до 1706
Годфрид Схалкен. Портрет Рашель Рюйш, до 1706

Ее великолепные, обманчиво реалистичные натюрморты с растениями и фруктами, бабочками, жуками, земноводными и рептилиями из разных регионов мира были востребованными и дорогими коллекционными предметами еще при ее жизни. Будучи дочерью известного профессора анатомии и ботаники Фредерика Рюйша и Марии Пост, выходцев из семьи художников и архитекторов, Рашель выросла в творческой, интеллектуальной и богатой среде.

Разнообразная деятельность ее отца и его знаменитая коллекция научных образцов, возможно, были основными источниками вдохновения для ее работы.

Благодаря внимательному изучению картин своих коллег-художников, а также интенсивному наблюдению за самой природой и благодаря своему художественному таланту Рюйш вывела жанр цветочного натюрморта на новую высоту. Ее произведения характеризуются сложной композицией, натуралистическим воспроизведением самых разнообразных материалов, гармоничным колоритом и качественной тонкой техникой живописи.

Обучение у Виллема ван Алста

Родители Рашель Рюйш поддерживали ее незаурядный талант еще в детстве. Когда ей было около пятнадцати, они позволили Рашель стать ученицей Виллема ван Алста, самого известного художника-натюрморта в Амстердаме того времени. Она оставалась в его мастерской около трёх лет до его смерти в 1683 году.

После пребывания во Франции Ван Алст провёл несколько лет в Италии, где находился на службе у великого герцога Тосканского Фердинандо II Медичи. Его цветочные натюрморты характеризуются холодными красками, элегантностью и динамизмом. Отобранные цветы в отражающих стеклянных и металлических сосудах искусно оформлены. Цветы, листья и насекомые были расположены не симметрично, а по диагонали, по S-образной кривой, идущей снизу слева направо вверх. Это сделало цветочные композиции более естественными.

Будучи ученицей ван Алста, Рюйш переняла этот подход и усовершенствовала его. Искусствоведы вскоре пришли к выводу, что она намного превзошла своего учителя и многих коллег-художников.

Рашель Рюйш. Цветочная композиция, ок. 1682. Старая Пинакотека, Мюнхен. Справа: Виллем ван Алст. Натюрморт с цветами и карманными часами, 1656. Наследие Гессен-Касселя, Кассель
Рашель Рюйш. Цветочная композиция, ок. 1682. Старая Пинакотека, Мюнхен. Справа: Виллем ван Алст. Натюрморт с цветами и карманными часами, 1656. Наследие Гессен-Касселя, Кассель

Другие образцы для подражания: Ян Давидс де Хем и Отто Марсеус ван Скрик

Рюйш вдохновлялась не только работами своего учителя Виллема ван Алста, но и другими признанными художниками цветочных натюрмортов. Образцами для ее лесных натюрмортов, которые появлялись только в ее ранних работах, были, среди прочего, картины Яна Давидса де Хема.

Рюйш копировала отдельные мотивы или целые области изображения с оригиналов, но интерпретировала их по-новому — всегда с целью адаптировать и улучшить композицию, цвета и освещение в соответствии со своим собственным стилем.

Ян Давидс де Хем. Натюрморт на лесной поляне с цветами и земноводными, ок. 1660.  Коллекция Лихтенштейнов, Вена. Справа: Рашель Рюйш. Ствол дерева с цветами, бабочками и животными, 1685. Музей Бойманса Ван Бойнингена, Роттердам
Ян Давидс де Хем. Натюрморт на лесной поляне с цветами и земноводными, ок. 1660. Коллекция Лихтенштейнов, Вена. Справа: Рашель Рюйш. Ствол дерева с цветами, бабочками и животными, 1685. Музей Бойманса Ван Бойнингена, Роттердам

Не менее важными для художницы в 1680-х годах были лесные натюрморты Отто Марсеуса ван Скрика. Он уже тесно сотрудничал с учителем Рюйш, Ван Алстом, в Италии. Помимо отдельных мотивов, она даже переняла у него необычную технику рисования: вдавливала мертвых бабочек в еще невысохшую краску, а затем отрывала их так, что в красочном слое оставались многочисленные чешуйки крыльев. За счет объединения нарисованных и реальных элементов в картине уникальным образом смешались фантазия и реальность.

Отто Марсеус ван Скрик. Лесной натюрморт с бабочками, ок. 1673. Кунстхалле, Гамбург. Справа: Рашель Рюйш. Натюрморт с цветами и насекомыми, 1682. Университет Ростока
Отто Марсеус ван Скрик. Лесной натюрморт с бабочками, ок. 1673. Кунстхалле, Гамбург. Справа: Рашель Рюйш. Натюрморт с цветами и насекомыми, 1682. Университет Ростока

Замужество и продолжение карьеры

В 1693 году Рашель Рюйш вышла замуж за художника-портретиста Юриана Пола. Вероятно, это был брак по любви, поскольку Пол был сыном обедневшего ювелира и вырос в амстердамском буржуазном приюте — вероятно, он не принес в брак ни богатства, ни социального положения.

Рюйш же еще до свадьбы зарекомендовала себя как художница и продолжила успешную карьеру даже после замужества и рождения десяти детей.

В 1690-х годах она отказалась от лесных натюрмортов и с тех пор сосредоточилась на изображении цветов и фруктов. Этот период творчества характеризуют композиции небольшого формата, состоящие всего из нескольких растений, лежащих на каменной плите, состоящих преимущественно из благоухающих садовых или полевых цветов.

До 1700 года Рюйш сосредоточилась на картинах малого «кабинетного формата» и была первой, кто стал в такие изображения включать сочетания букета цветов с фруктами.

Рашель Рюйш. Цветы с насекомыми и бабочками на мраморной плите, около 1690-х годов. Национальный музей женского искусства, Вашингтон. Справа: Натюрморт с цветами, 1691. Кунстхалле, Гамбург
Рашель Рюйш. Цветы с насекомыми и бабочками на мраморной плите, около 1690-х годов. Национальный музей женского искусства, Вашингтон. Справа: Натюрморт с цветами, 1691. Кунстхалле, Гамбург

Мария ван Остервейк

Во времена Рюйш считалось, что цветочные натюрморты легко рисовать, и поэтому их рекомендовали как подходящий сюжет для художниц. Написание фигур и связанное с ним изучение обнаженной натуры были предназначены только для художников-мужчин.

Но к концу 17 века вкусы современников изменились и цветочный натюрморт стал одним из самых востребованных жанров. Это позволило нескольким художницам заявить о себе на рынке искусства.

До того, как ее обогнала Рашель Рюйш, ведущей художницей среди мастеров натюрмортов была Мария ван Остервейк. Высокий доход позволил ей жить в Амстердаме на элегантном Кайзерсграхте (Королевском канале), прямо напротив Виллема ван Алста. Ее произведения пользовались спросом у европейской знати.

Мария ван Остервейк. Тюльпаны и розы, 1669. Художественный музей Цинциннати. Справа: Натюрморт с цветами в декоративной вазе, ок. 1670-1675, Маурицхейс
Мария ван Остервейк. Тюльпаны и розы, 1669. Художественный музей Цинциннати. Справа: Натюрморт с цветами в декоративной вазе, ок. 1670-1675, Маурицхейс

Талантливые сестры Рюйш

Произведения Рашель и ее сестры Анны кажутся невероятно похожими. Анна, которая была на два года младше Рашель и до сих пор практически неизвестна, вероятно, училась своему ремеслу вместе с сестрой у Виллема ван Алста.

В то время обучение у уважаемого художника было дорогим, и, поскольку женщины редко делали профессиональную карьеру художника, их обычно обучали в собственной семье, чего не было в случае с сестрами Рюйш.

В отличие от Рашель, сегодня известно всего около двадцати картин Анны. В 1688 году она вышла замуж за торговца красками Исаака Хелленбрука и после его смерти взяла на себя его бизнес.

Сходство в выборе мотивов, цветов и деталей изображения, а также в точном и тонком живописном мастерстве двух художниц часто затрудняют различие между их произведениями. Цветочные букеты, приписываемые Анне, отличаются еще более динамично извивающимися цветочными стеблями, более широко раскрытыми бутонами и в целом более прохладным колоритом.

Рашель Рюйш. Цветы в стеклянной вазе, 1686. Бременская художественная галерея. Справа: Анна Рюйш. Цветы в стеклянной вазе на мраморном карнизе, ок. 1686. Частная коллекция
Рашель Рюйш. Цветы в стеклянной вазе, 1686. Бременская художественная галерея. Справа: Анна Рюйш. Цветы в стеклянной вазе на мраморном карнизе, ок. 1686. Частная коллекция

Знаменитая кунсткамера Фредерика Рюйша

В 17 и 18 веках искусство и исследование природы были тесно связаны. Чтобы убедительно изобразить отдельные мотивы на картинах, художники усердно изучали природу и человеческое тело. В то же время ученые документировали свои наблюдения за людьми, животными и растениями в подробных рисунках и картинах и публиковали свои выводы в эстетичной форме.

Фредерик Рюйш, отец Рашель и Анны, профессор ботаники и анатомии, хирург, муниципальный комиссар по акушерству и директор ботанического сада в Амстердаме, также рисовал и иллюстрировал свои научные труды.

Фредерик Рюйш сделал свою коллекцию образцов животных и растений общедоступной. Обширные фонды собрания публиковались в многотомных каталогах — так называемых «тезаурусах». Музей Рюйша был достопримечательностью, его посещали коллеги-специалисты и высокопоставленные личности.

Царь Петр Великий был настолько увлечён собранием Рюйша, что купил всю коллекцию в 1717 году за значительную сумму — 30 000 гульденов. Эти диковинки голландского ученого легли в основу создания музея Кунсткамеры в Санкт-Петербурге.

Юриан Пол. Портрет профессора Фредерика Рюйша, 1702. Музей Бойманса Ван Бойнингена, Роттердам. Справа: Адриан Баккер. Урок анатомии Фредерика Рюйша, 1670. Амстердамский исторический музей
Юриан Пол. Портрет профессора Фредерика Рюйша, 1702. Музей Бойманса Ван Бойнингена, Роттердам. Справа: Адриан Баккер. Урок анатомии Фредерика Рюйша, 1670. Амстердамский исторический музей

Весь мир в саду и на опушке леса

С 1685 года Фредерик Рюйш возглавлял ботанический сад в Амстердаме. Благодаря глобальной сети Ост- и Вест-Индских торговых компаний в столицу поступали растения из других регионов мира, прежде всего из голландских колоний, таких как Маврикий, Батавия, Цейлон, Бенгалия и Суринам. Рашель Рюйш, возможно, изучала различные стадии развития экзотических растений в городском ботаническом саду.

Лесные натюрморты представляют собой самый необычный тип изображения в творчестве Рашель Рюйш. Эти картины кажутся мрачными и зачастую совершенно жуткими: амфибии, рептилии и насекомые движутся в тенистом подлеске, на пнях деревьев и диких растениях, а мох и темные пруды дополняют гнетущую болотную атмосферу. Поражает и поведение животных: они угрожают друг другу, а иногда даже поедают друг друга.

Натюрморты на лесной почве раннего периода творчества Рюйш все еще демонстрируют сильную отсылку к их изобретателю Отто Марсеусу ван Скрику, но примерно в 1685 году художница все больше отходила от своего образца для подражания. Здесь особенно очевиден интерес к зоологическим и ботаническим образцам ее отца. Флора и фауна точно воспроизведены по натуре, но вписаны в искусственные декорации. Красочные цветы, насекомые и рептилии по большей части находятся за пределами своей естественной среды обитания.

Рашель Рюйш. Насекомые и ящерица в лесу, ок. 1700. Музей Фицуильяма, Кембридж. Справа: Цветочная композиция на стволе дерева, ок. 1683. Художественная галерея и музей Келвингроув, Глазго
Рашель Рюйш. Насекомые и ящерица в лесу, ок. 1700. Музей Фицуильяма, Кембридж. Справа: Цветочная композиция на стволе дерева, ок. 1683. Художественная галерея и музей Келвингроув, Глазго

Успех и слава

Около 1700 года начались самые успешные и продуктивные годы в жизни Рашель, что можно рассматривать как основной этап ее творчества. Были созданы блестящие, красочные и обманчиво реалистичные букеты с фруктами и насекомыми, принесшие художнице международную известность.

В 1701 году она стала первой женщиной-членом Гильдии художников святого Луки в Гааге. Спрос на ее прекрасно выполненные картины возрос, но по ее собственным словам, ей удавалось написать только три-четыре произведения в год.

Однако о них знали известные коллекционеры и платили самые высокие цены, например, богатый торговец тканями Питер де ла Курт ван дер Вурт, который заказал две картины, датированные 1710 годом, за впечатляющую сумму в 1500 гульденов. Работы Рашель теперь попали во дворцы Европы через арт-дилеров и представителей правящей знати.

Рашель Рюйш. Розы, конвольвулы, маки и другие цветы в урне на каменном выступе, ок. конца 1680-х. Национальный музей женского искусства, Вашингтон. Справа: Ваза с цветами, 1700 Маурицхёйс, Гаага
Рашель Рюйш. Розы, конвольвулы, маки и другие цветы в урне на каменном выступе, ок. конца 1680-х. Национальный музей женского искусства, Вашингтон. Справа: Ваза с цветами, 1700 Маурицхёйс, Гаага

Придворная художница

Самым главным заказчиком произведений Рашель Рюйш был курфюрст Иоганн Вильгельм из Пфальца в Дюссельдорфе. Вероятно, он впервые увидел картины Рюйш в 1695 году, когда посетил коллекцию ее отца Фредерика в Амстердаме.

Курфюрст, увлекавшийся искусством и естественными науками, в 1708 году назначил Рашель придворной художницей, платил ей солидное годовое жалованье и дарил ей другие ценные подарки. Взамен Рюйш должен был отправлять ему одну работу в год. Дополнительные заказы, например два картины для тестя курфюрста во Флоренции — Козимо III, великого герцога Тосканы, — оплачивались отдельно. Художница была освобождена от обязанности проживания при дворе в Дюссельдорфе.

Ян Франс ван Дувен. Курфюрст Иоганн Вильгельм Пфальцский и курфюрстина Анна Мария Луиза Пфальцская, ок. 1708/14 Баварский национальный музей, Мюнхен
Ян Франс ван Дувен. Курфюрст Иоганн Вильгельм Пфальцский и курфюрстина Анна Мария Луиза Пфальцская, ок. 1708/14 Баварский национальный музей, Мюнхен

В знак признательности курфюрст вместе со своей женой Анной Марией Луизой Медичи опекал младшего сына семьи Рюйш-Пул и лично присутствовал на его крещении в Амстердаме. Будучи самым высокопоставленным принцем Священной Римской империи немецкой нации, Иоганн Вильгельм построил при своем дворе одну из самых важных картинных галерей в Европе.

Фредерик Рюйш часто переписывался с курфюрстом Иоганном Вильгельмом и снабжал его разнообразными препаратами для растений. При дворе Дюссельдорфа они пользовались таким же спросом, как и зоологические, ботанические и анатомические познания Рюйша. Принятие ко двору Рашель было не в последнюю очередь маркетинговым успехом для Фредерика, который всегда хвалил искусство дочери в письмах ко двору.

Рашель Рюйш. Букет цветов, 1708. Государственная галерея в Байройте, Новый дворец. Справа: Фруктовый натюрморт, 1709. Старая пинакотека, Мюнхен
Рашель Рюйш. Букет цветов, 1708. Государственная галерея в Байройте, Новый дворец. Справа: Фруктовый натюрморт, 1709. Старая пинакотека, Мюнхен

Выигрыш в лотерее

26 августа 1723 года Рашель Рюйш, Юриен Пул и их сын Георг получили нотариальное подтверждение того, что билет №60623 принес им главный приз в государственной лотерее Голландии. Билет стоил 10 гульденов, прибыль до уплаты налогов составила 75 000 гульденов — сумма, соответствовавшая стоимости нескольких домов в Амстердаме.

Лотереи были широко распространены в Европе с 17 века. Они служили для пополнения государственной казны или для благотворительных целей, таких как создание богаделен или поддержка жертв стихийных бедствий.

Семья Рюйш-Пул неоднократно играла в лотерею. Рашель уже получила таким образом небольшой приз в 200 гульденов в 1713 году. Значительный выигрыш 1723 года объясняет, почему почти не известны произведения художницы последующих лет, ведь она стала финансово независимой.

Юриен Пол, Рашель Рюйш. Портрет супругов с их сыном Яном Виллемом Пулом, около 1716. Городской музей, Дюссельдорф. Справа: Рашель Рюйш. Цветочная композиция, 1715. Старая Пинакотека, Мюнхен
Юриен Пол, Рашель Рюйш. Портрет супругов с их сыном Яном Виллемом Пулом, около 1716. Городской музей, Дюссельдорф. Справа: Рашель Рюйш. Цветочная композиция, 1715. Старая Пинакотека, Мюнхен

Поздние произведения

Однако позже художница продолжила работать и, начиная с 1735 года, ее стиль вновь меняется. На тот момент Рюйш было больше 70 лет.

Теперь пышные цветочные букеты уступают место маленьким, более свободным и легким цветочным композициям с отголосками французского рококо. В соответствии с современными вкусами темный фон предыдущих работ Рэйчел заменен более светлой цветовой палитрой.

Ян ван Хёйсум. Корзина с цветами, ок. 1724. Старая Пинакотека, Мюнхен. Справа: Рашель Рюйш. Букет цветов с жуком на каменной балюстраде, 1741. Художественный музей, Базель
Ян ван Хёйсум. Корзина с цветами, ок. 1724. Старая Пинакотека, Мюнхен. Справа: Рашель Рюйш. Букет цветов с жуком на каменной балюстраде, 1741. Художественный музей, Базель

Вероятно, на изменения колорита и формата картин Рашель повлияли натюрморты Яна ван Хейсума, чьи работы стали определять стиль голландской живописи с 1720-х годов.

Явно гордясь своим преклонным возрастом и все еще уверенной манерой письма, Рюйш добавила к своей подписи возраст. Известно около 15 картин этих последних лет.

Рашель Рюйш. Натюрморт с экзотическими цветами, ок. 1735. Музей искусств Нельсона-Аткинса, Канзас-Сити. Справа: Цветочный натюрморт в стеклянной вазе на мраморном карнизе перед нишей, 1742. Музей изящных искусств, Бостон
Рашель Рюйш. Натюрморт с экзотическими цветами, ок. 1735. Музей искусств Нельсона-Аткинса, Канзас-Сити. Справа: Цветочный натюрморт в стеклянной вазе на мраморном карнизе перед нишей, 1742. Музей изящных искусств, Бостон

Чудо голландского искусства

Писатель Ян ван Гол посвятил художнице Рашель Рюйш не менее 24 страниц в своем сборнике из 190 биографий выдающихся голландских художников, опубликованном в 1750/51 году. Эта статья — одна из самых длинных в его книге.

Сама 84-летняя художница, у которой автор взял интервью в 1748 году, предоставила информацию из первых рук. За ее биографией следует подборка хвалебных стихов, которые были переизданы два года спустя — всего за несколько месяцев до смерти Рюйш — как часть обширного сборника стихов.

Никогда прежде голландский художник не удостаивался такой чести. В похвалах не было недостатка: Рюйш здесь прославляют как «блестящую художественную героиню», «чудо голландского искусства» и «бессмертную Минерву».

Во время посещения ее студии Ван Гола сопровождал художник Аэрт Шуман, создавший последний портрет Рюйш. Однако для иллюстрации биографии был выбран более ранний портрет, на котором изображена примерно пятидесятилетняя художница рядом с уже умершим в то время мужем.

Аэрт Шуман. Портрет Рашель Пул-Рюйш, 1749. Библиотека Рейксмузеума, Амстердам. Справа: Якоб Хоубракен, по рисунку Аэрта Шумена. Портрет Юриана Пола и Рашель Рюйш, 1750. Рейксмузеум, Амстердам
Аэрт Шуман. Портрет Рашель Пул-Рюйш, 1749. Библиотека Рейксмузеума, Амстердам. Справа: Якоб Хоубракен, по рисунку Аэрта Шумена. Портрет Юриана Пола и Рашель Рюйш, 1750. Рейксмузеум, Амстердам

Понравилась статья? Поддержите канал лайком и подпиской. Спасибо!

Еще больше искусства:

• Сайт: https://artstudiolo.com/
• Telegram:
https://t.me/artstudiolo
• YouTube:
https://www.youtube.com/@artstudiolo
• RuTube:
https://rutube.ru/channel/48924131/
• Записаться на индивидуальные занятия по истории искусства:
https://forms.gle/p3YaMLRocjjZrSV66

Музеи
137 тыс интересуются