Первые и единственные мемуары детского доктора мира, президента НИИ детской неотложной хирургии и травматологии Леонида Рошаля вышли недавно в издательстве "Комсомольская правда". На презентацию его книги "Всегда рядом. Откровенно о жизни и хирургии" в редакции "КП" собралось столько близких друзей автора, что наш самый большой зал едва вместил. И это еще не все смогли приехать.
Друзья знаменитого на весь мир детского доктора - люди с такими громкими именами, что о каждом тоже можно писать и писать книги: Юрий Башмет, Геннадий Хазанов, Владислав Третьяк... Виновника торжества они называют кто по имени отчеству, кто Леней, а кто даже запросто Леликом.
Но сам Леонид Михайлович затмил всех. Шутил, благодарил, дополнял чьи-нибудь слова разными деталями, о которых знают только близкие. А воспоминаний, связанных с доктором Рошалем, у каждого оказалось - вагон. И как-то сами собой эти личные истории вдруг кирпичиками сложились в историю страны.
О чем книга? О медицине, о жизни, о людях, о стране. О том, как спасал детей в самых разных горячих точках. Как вел переговоры с террористами на Дубровке и в Беслане. Громил недостатки системы здравоохранения и заставлял их исправить. Руководил и продолжает руководить массой очень важных организаций.
Узнаем все из первых уст.
"ИСПОЛНИТСЯ 100 ЛЕТ - ОТКРОЕМ ЭТУ БУТЫЛКУ"
Генеральный директор, главный редактор Медиагруппы «Комсомольская правда» Олеся Носова:
- Эту уникальную книгу я читала первой, мне есть чем хвастаться.
Это воспоминания человека, который каждый день принимал трудные решения. И всегда в пользу гуманизма, в пользу своих пациентов, в пользу детей. По большому счету, роман воспитания. Его надо читать, для того чтобы понимать, как все в жизни происходит. Нам было очень приятно делать книгу вместе с Леонидом Михайловичем и видеть, с какой глубиной и тщательностью он ко всему подходит.
Леонид Рошаль:
- Здесь собрались друзья, которые плохо говорить обо мне не будут, поэтому их и пригласили. Вы все часть моей жизни, я о каждом могу сказать очень много. Начну с хоккея. Когда Харламову клюшкой перебили сухожилие (кстати, я зашивал его и перед следующей игрой), я оказался членом президиума федерации хоккея страны. Я детский доктор, но дело дошло до того, что председатель хоккейного комитета России предложил мне перейти врачом сборной и в институте открыть отдел хоккея. Я отказался, остался детским хирургом. С каждым сидящим здесь есть такая внутренняя связь.
Должен вам признаться, что книга сделана по блату. Я дружил с прокурором Юрием Щербаненко - такой, знаете, правдолюб, интересный очень человек. И его женой Эллой, известным журналистом «Комсомольской правды». Был один эпизод, когда отца Юры назначили директором дома отдыха «Соколова Пустынь» на Оке. Мы туда приехали на «Жигуленке», пятерочке. Голодные, а все уже было закрыто. Рядом колхозное поле картошки. И вот два человека, прокурор и хирург, пошли изымать картошку на этом колхозном поле. Мы очень хорошо поужинали.
А Элла и Юра родили вот эту девочку, Наташу. И в моей жизни сложилась вот эта цепочка. Наташа, спасибо тебе и твоей команде за помощь с книгой.
Наталья Щербаненко, директор книжного издательства «Комсомольская правда»:
- Я знаю дядю Ленечку с рождения. Но выяснилось, что я очень-очень много важного и замечательного не знала, и узнала благодаря работе над этой книгой. Мы буквально коснулись рукой истории.
Амиран Ревишвили, директор Национального медицинского исследовательского центра хирургии им. Вишневского, главный хирург России:
- Уважаемый Леонид Михайлович. Вы сказали, что будет банкет, поэтому я, как грузин, пришел на банкет в честь вас. Вы великая легенда. Вы создали Национальную палату, куда вошло подавляющее большинство из 600 тысяч врачей нашей страны. Мы туда пришли учиться правде и бороться за нее. Это то, что вы всю жизнь делаете. И сегодня в свои чуть-чуть за 90 вы в прекрасной форме.
Хочу подарить вино от грузинского крестьянина, винодела из Кахетии. Бутылка в единственном экземпляре. Я знаю, вы человек, не пьющий вообще, но вот исполнится вам 100 лет - тогда точно эту бутылку откроем.
Александр Шилов, народный художник, академик Российской Академии художеств:
- Леня, дорогой друг! Твоя фотография на обложке книги просто переполнена бездонной добротой. Я видел, как смотрят на тебя дети в институте на Полянке, который ты создал. Сколько семей ты осчастливил, спасая ребятишек! Я помню, как ты создавал этот институт, сколько было препятствий со стороны официальных лиц. Потому что у них не хватало мозгов, у них не хватало сердца и сострадания к детям, которым ты переполнен. Ты носишь геройскую Звезду, ты действительно герой. Где самые опасные места - там ты. Спасаешь людей не только в больнице, но и на фронтах.
Мы давно знакомы. Без всяких красивых слов скажу, что ты – образец того, как надо служить людям.
Леонид Рошаль:
- После Шилова говорить уже нечего.
"И ТУТ ПОЗВОНИЛИ ТЕРРОРИСТЫ..."
Александр Брянцев, директор НИИ детской хирургии и травматологии Департамента здравоохранения Москвы:
- Помню, мы с вами ребенка оперировали, и я вам помогал, инструментами пытался… Вы сказали: «Саша, что ты тыкаешь? Запомни, самый лучший инструмент хирурга – это его пальцы». Это так запомнилось мне. Но вы нас учили не только профессии. А еще и отличать настоящее от ненастоящего.
Елена Малышева, доктор медицинских наук, профессор, телеведущая:
- Мы знакомы с Леонидом Михайловичем тысячу лет. Вся страна его узнала как великого героя после событий на Дубровке, когда он ходил туда к детям, и когда они с Иосифом Кобзоном вывели и спасли часть детей. Никто не знает, что по ночам он тогда не ездил домой, а возвращался в свою 20-ю больницу. Ему при мне позвонили террористы, и он, уходя к ним, говорит: «Я сейчас душ быстро приму. И чуть-чуть меня тут подровняйте». Было впечатление, что он уходит погибать, но относится к этому, как к рутине. За каждого, кто тогда был спасен, великая благодарность Леониду Михайловичу и, конечно, Иосифу Кобзону, с которым они были очень-очень близкими друзьями.
Л. Рошаль:
Вот в зале сидит Гелена, родная сестра Кобзона. А я зашел в этот зал под песню "Мой путь" в прекрасном исполнении Иосифа.
"ЖДУ ОТ ТЕБЯ ОПЕРЫ!"
Юрий Башмет, музыкант, дирижер, народный артист СССР:
- Я хочу подарить зажигалку Леониду Михайловичу.
Леонид Рошаль:
- Я тебя перебью. Благодаря этому человеку я живу. Дело в том, что ему курить нельзя. Но не выпускает сигарету изо рта. И у него в правом кармане всегда лежат зажигалки. Причем сейчас он мне дал очень дешевую, а я у него изымаю очень дорогие, продаю их и на это живу (смех в зале). Юра, продолжай дарить мне зажигалки. А курить надо бросать.
Юрий Башмет:
- Вокруг тебя всегда атмосфера любви. Каждый раз при встрече с тобой думаю: я жив. Когда нам вместе с тобой президент вручал вот эти Звезды, я сказал: «Теперь мне придется доказывать самому себе, что я – Герой Труда». И Владимир Владимирович ответил: «Уже ничего не нужно доказывать. Все доказано». Я хочу эти слова президента немножко переиначить. Дорогой мой, ты еще много чего докажешь. Желаю тебе, чтоб мечты осуществлялись. И что бы ты ни задумал - получалось. А сегодня ты еще и в качестве писателя выступаешь, впервые. Я жду от тебя оперы в следующий раз! Люблю тебя.
Народный артист РСФСР Геннадий Хазанов:
- Расскажу, о чем никто не знает. Леонид Михайлович работал в МОНИКИ (многопрофильный научный и лечебный комплекс. - Ред.). Освободилось место заведующего отделением. И мы делегацией с Александрой Пахмутовой, Робертом Рождественским, Иосифом Кобзоном пошли к первому секретарю Московского обкома партии. Был там такой Василий Иванович Конотоп. Александра Пахмутова от рождения думала, что все люди друг друга любят, чего нельзя было сказать о Кобзоне - он-то подозревал, что не совсем так. И мы стали убеждать обком, что Леня достоин должности. Василий Иванович внимательно нас выслушал и сказал… как бы это сформулировать корректнее. Примерно так: если бы его фамилия была грузинская, тогда можно было бы назначить. Обалдевшая Пахмутова, обалдевший Рождественский. И только Кобзон, для которого это не было неожиданностью, смотрел на них и думал: а вы не понимаете, где мы живем? Не назначили тогда Рошаля заведующим отделением.
А сегодня я это рассказываю, а на пиджаке Лени Звезда, заслуженная очень давно и полученная относительно недавно. Что говорит о том, что в России надо жить долго. Чего я тебе и желаю.
Леонид Рошаль:
- Это был сложный период в моей жизни, когда меня исключали из Коммунистической партии. Но я в книге так и написал: все, что в жизни ни делается, к лучшему. Такую школу, которую я прошел в МОНИКИ, я бы нигде больше не прошел. Но там работали два человека, которые не любили меня. Это секретарь партийной организации и директор института. Они сделали всё для того, чтобы меня не оставили. Но в этот момент позвонил директор Института педиатрии Митрофан Яковлевич Студеникин и сказал: «Леня, хочешь организовать отделение неотложной хирургии и травмы?» - «Хочу». – «Давай, приходи». На конкурсе было 5 человек, очень достойные ребята. А выбрали меня. Так что всем желаю не унывать, если что-то не получается.
БОЕВОЙ ХАРАКТЕР
Екатерина Рождественская, писатель, фотограф, дочь Роберта Рождественского:
- Есть люди, которые освещают жизнь. Леня один из них. По ощущениям – как родитель, особенно когда родители уходят. Он был моим педиатром и делал все мелкие операции и мне, и моей сестре. И я его тогда за это ужасно ненавидела. А сейчас обожаю. Мало кто знает, что он замечательный фотограф, и заразил этим увлечением меня. Когда уходил отец, он был рядом. Он всегда рядом. Ленечка, мне очень хочется, чтобы ты пожил подольше, потому что ты мне нужен.
Леонид Рошаль:
- На улице Горького, около Телеграфа, у Роберта была квартира. У них была очень хлебосольная семья. Роберт читал гостям новые стихи, и мы все слушали с таким умным видом, кивали. И вот идет гульба, папиросный дым. Вдруг открывается дверь, из соседней комнаты выходит девочка Катя маленькая и говорит: «Вы все – говны».
Роберт тяжело болел... До сих пор комок в горле. Я был с ним реанимации до последней минуты.
Ирина Краснопольская, старейший журналист России, Герой Труда:
- Вы все говорите «Леонид Михайлович», а я говорю «Лёлик». Мы почти ровесники. Познакомились мы на каком-то очень скучном совещании, все выступают, что-то говорят, а потом выходит такой красавец и говорит так интересно, по делу. Оказалось, Рошаль. Я не читала книгу, но название очень точное – «Всегда рядом». Потому что, Лелик всегда поможет.
Расскажу только об одном случае. Два великолепных врача из Калининградской области четыре года сидят в тюрьме, хотя первоначально суд их оправдал. Мало кто за них заступается, а Лелик всегда на этих судах, всегда пытается что-то сделать.
Лелик – это явление. Он не случайно выбрал «Комсомольскую правду», чтоб издать книгу. Комсомол – это молодость. А Лелик всегда молод.
Владислав Третьяк, легендарный хоккеист, президент федерации хоккея России:
- Очень важно, что именно «Комсомольская правда» помогла родиться этой книге. Хоккей и «Комсомолка» всегда были вместе. На все чемпионаты мира, на Олимпиады мы уезжали именно из «Комсомолки» и всегда возвращались с победой и радовали наших болельщиков, а вы писали об этом.
Я знаю доктора Рошаля больше 50 лет. Его папа, военный летчик, в Чкаловске летал вместе с моим отцом. А дружба Леонида Михайловича с хоккеем повлияла на его боевой характер. Думаю, многие министры здравоохранения не очень любили его, потому что он всегда честно высказывался. Это и правда герой нашего времени. Пишите о таких людях почаще. А книгу я прочитал. Очень интересная!
ОТ РЕДАКЦИИ:
На этой встрече звучало еще много добрых слов. Говорил Евгений Шляхто, академик, генеральный директор Центра им. Алмазова, вице-президент Национальной медицинской палаты. Пришли сотрудники "Клиники доктора Рошаля". И сотрудники детского клинического Центра имени Рошаля вместе с главврачом Татьяной Шаповаленко. И многие другие. Дирижер Валерий Гергиев не смог прийти лично, но прислал огромный букет роз.
Доктор Рошаль тепло поблагодарил редакцию и весь коллектив «Комсомольской правды» за помощь в работе над книгой. А мы очень признательны Леониду Михайловичу, что такая замечательная книга вышла именно в нашем издательстве. Доктор Рошаль пообещал написать второй том, "если сил хватит". Еще как хватит, Леонид Михайлович! Ваша книга убедит в этом любого.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Леонид Рошаль: «Всегда рядом. Откровенно о жизни и хирургии»
Автор: Александра ЗАЙЦЕВА