Найти в Дзене
Истории от историка

О портретах Владимира Набокова Филиппа Халсмана

В начале сентября 1966 года Монтрё посетил выдающийся фотограф Филипп Халсман. В течение недели он сделал несколько фотографий писателя для статьи Герберта Голда в «Субботний вечерний пост». Родившийся в Латвии Филипп Халсман говорил по-русски и был страстным поклонником Набокова с 1930-х годов, поэтому они легко сошлись. Халсман хотел запечатлеть Набокова-писателя в его среде: сидящим перед раскрытым томом Вэбстера; устремившим взгляд в пустоту в поисках нужного слова; рядом с Верой, положившей голову ему на плечо и любовно глядящей на человека, посвятившего ей все свои книги. Халсман только что фотографировал Линдона Джонсона, которого, по словам Герберта Голда, снимать было нелегко: потому что он очень тщеславен… Джонсон то и дело вырывал пленку из фотоаппарата. Ему не нравились собственные уши, а на некоторых фотографиях и собственные волоски, и собственные бородавки, и собственные черты лица; было очень трудно получить именно то, чего он хотел. Что касается Набокова… Я спросил… «П

В начале сентября 1966 года Монтрё посетил выдающийся фотограф Филипп Халсман. В течение недели он сделал несколько фотографий писателя для статьи Герберта Голда в «Субботний вечерний пост». Родившийся в Латвии Филипп Халсман говорил по-русски и был страстным поклонником Набокова с 1930-х годов, поэтому они легко сошлись. Халсман хотел запечатлеть Набокова-писателя в его среде: сидящим перед раскрытым томом Вэбстера; устремившим взгляд в пустоту в поисках нужного слова; рядом с Верой, положившей голову ему на плечо и любовно глядящей на человека, посвятившего ей все свои книги. Халсман только что фотографировал Линдона Джонсона, которого, по словам Герберта Голда, снимать было нелегко:

потому что он очень тщеславен… Джонсон то и дело вырывал пленку из фотоаппарата. Ему не нравились собственные уши, а на некоторых фотографиях и собственные волоски, и собственные бородавки, и собственные черты лица; было очень трудно получить именно то, чего он хотел. Что касается Набокова… Я спросил… «Почему с него не получилось ни одной плохой фотографии?» <…> [Халсман ответил] «Он так хорошо получается, потому что ему наплевать». И это правда. Он снимал его сидящим, ходящим, прогуливающимся, преследующим бабочек… и все снимки вышли великолепно, потому что Набоков любил быть самим собой.
Русско-американский писатель Владимир Набоков гоняется за бабочками возле своего дома. Монтрё, Швейцария. 1966. © Филипп Халсман | Magnum Photos. Мы редко видим, чтобы Владимир Набоков смотрел прямо на нас на портретах Филиппа Халсмана, а когда видим, это тревожит. Здесь он нависает над нами, размахивая своей сетью для ловли бабочек. Мы — добыча, мы — образец, и он в восторге от нашей неизбежной поимки.
Русско-американский писатель Владимир Набоков гоняется за бабочками возле своего дома. Монтрё, Швейцария. 1966. © Филипп Халсман | Magnum Photos. Мы редко видим, чтобы Владимир Набоков смотрел прямо на нас на портретах Филиппа Халсмана, а когда видим, это тревожит. Здесь он нависает над нами, размахивая своей сетью для ловли бабочек. Мы — добыча, мы — образец, и он в восторге от нашей неизбежной поимки.

Брайан Бойд, биограф Набокова, пишет: «Набоков считал, что фотографии Халсмана удались лучше всех других». Писателю так понравились эти портреты, что он попросил использовать их на обложках всех последующих книг. Вы найдёте его портрет работы Халсмана на задней обложке издания «Король, дама, валет» 1968 года. Лицо Набокова занимает весь кадр, половина черт лица скрыта в тени, но полуулыбка всё ещё отчётливо видна, глаза широко открыты, но слегка отведены от камеры.

Русско-американский писатель Владимир Набоков. Монтрё. Швейцария. 1968. © Филипп Халсман | Magnum Photos
Русско-американский писатель Владимир Набоков. Монтрё. Швейцария. 1968. © Филипп Халсман | Magnum Photos

Халсман вернулся в 1968 году для ещё одной фотосессии. На фотографиях вновь присутствуют все ожидаемые набоковские черты: энтомология, профессорский твидовый костюм, неизбежная поза автора, держащего перо в воздухе и размышляющего о том, какое слово будет следующим, Набоков со своим любимым словарём Вебстера, Набоков-шахматист.

Русско-американский писатель Владимир Набоков гоняется за бабочками возле своего дома. Монтрё, Швейцария. 1966. © Филипп Халсман | Magnum Photos
Русско-американский писатель Владимир Набоков гоняется за бабочками возле своего дома. Монтрё, Швейцария. 1966. © Филипп Халсман | Magnum Photos
Филипп Халсман. Русско-американский писатель Владимир Набоков был большим любителем бабочек. © Филипп Хальсман | Magnum Photos
Филипп Халсман. Русско-американский писатель Владимир Набоков был большим любителем бабочек. © Филипп Хальсман | Magnum Photos

Вообще, Набоков держался с гостями настороженно. Интервью обычно проводились в письменном виде. Вера, жена Набокова, усердно работала над его имиджем (она часто занималась деловой перепиской, печатала его рукописи и даже заключила гораздо более выгодную сделку с McGraw-Hill, когда Набоковы решили уйти из Putnam), и сам Голд отметил это в 1966 году: «Иногда она поправляет его в разговоре или прерывает неуместную историю, но её пристальный взгляд выражает непоколебимую любовь к мужу».

Русско-американский писатель Владимир Набоков. Монтрё, Швейцария. 1968. © Филипп Халсман | Magnum Photos
Русско-американский писатель Владимир Набоков. Монтрё, Швейцария. 1968. © Филипп Халсман | Magnum Photos

Но на фотографиях он играл в спонтанность. Халсман хвалил Набокова за то, что ему «было всё равно».

Тем временем Набоков жил своей жизнью, и рядом с ним была его неизменная спутница, которая сделалась узнаваемой не меньше своего мужа.

Вера и Владимир Набоковы. 1966. © Филипп Халсман | Magnum Photos
Вера и Владимир Набоковы. 1966. © Филипп Халсман | Magnum Photos
Русско-американский писатель Владимир Набоков был большим любителем бабочек. Монтрё, Швейцария. 1968. © Филипп Халсман | Magnum Photos
Русско-американский писатель Владимир Набоков был большим любителем бабочек. Монтрё, Швейцария. 1968. © Филипп Халсман | Magnum Photos

А вот и бабочки, отражающиеся в очках Набокова: одинокая в одной линзе, группа из трёх — в другой. В этих преломлениях мы словно видим Гумберта Гумберта и его заклятого врага — Клэра Куильти из «Лолиты», или Германа Карловича, который был уверен, что встретил своего двойника («Отчаяние»), или Чарльза Кинбот, выдававшего себя за ученого, но в действительности короля давно потерянного королевства Земблы в «Бледном огне». А может, на нас смотрит анаграмматичная Вивиан Даркблум из авторских комментариев к «Аде»? Мы находимся в присутствии того, кто является призрачным отражением самого Набокова.

Филипп Хальсман в солнцезащитных очках Веры Набоковой с Владимиром Набоковым на заднем плане. Фото Ивонны Халсман.
Филипп Хальсман в солнцезащитных очках Веры Набоковой с Владимиром Набоковым на заднем плане. Фото Ивонны Халсман.

Здесь жена Халсмана Ивонна запечатлела момент, когда Филипп взял у Веры очки и позировал, а Набоков оказался на заднем плане — он искренне удивлён, — его руки сжимают кресло, он собирается встать, собирается что-то сказать. Давайте обойдёмся без очевидной метафоры с бабочками. Давайте просто насладимся этим моментом — писатель, которому нравилось удивлять нас, выбивать почву у нас из-под ног, навсегда застыл, захваченный врасплох.

Русско-американский писатель Владимир Набоков. © Филипп Халсман | Magnum Photos
Русско-американский писатель Владимир Набоков. © Филипп Халсман | Magnum Photos
Вера, жена русско-американского писателя Владимира Набокова. © Филипп Халсман | Magnum Photos
Вера, жена русско-американского писателя Владимира Набокова. © Филипп Халсман | Magnum Photos
Русско-американский писатель Владимир Набоков на террасе дворца Монтрё, где он живёт. © Филипп Халсман | Magnum Photos
Русско-американский писатель Владимир Набоков на террасе дворца Монтрё, где он живёт. © Филипп Халсман | Magnum Photos
Русско-американский писатель Владимир Набоков в погоне за бабочками со своей женой Верой. © Филипп Халсман | Magnum Photos
Русско-американский писатель Владимир Набоков в погоне за бабочками со своей женой Верой. © Филипп Халсман | Magnum Photos

Для издания в мягкой обложке биографии Веры, написанной Стейси Шифф, издательство Schiff’s решило воспользоваться фотографией Халсмана, изображающей Набоковых в профиль, играющих в шахматы на балконе отеля в Монтрё. Вера готова сделать ход, муж и жена смотрят на доску, Вера отражается в стекле балконной двери за спиной мужа, словно его сама верная муза.

Владимир Набоков, русско-американский писатель, и его жена Вера. Монтрё, Швейцария. 1966. © Филипп Халсман | Magnum Photos
Владимир Набоков, русско-американский писатель, и его жена Вера. Монтрё, Швейцария. 1966. © Филипп Халсман | Magnum Photos