Эдит Пиаф
Эдит Пиаф родилась в доме 72 на улице Бельвиль в семье певицы Аниты Майяр, известной как Лин Марса, и акробата-антиподиста (т. е. жонглирующего ногами) Луи Гассиона.
Легенда гласит, что она родилась на улице, в бедной семье. В документе о гражданском состоянии, зарегистрированном в мэрии 20-го округа, указано, что ребенок родился в больнице Тенон. Идет война, а отца нет. Эдит провела свои ранние годы со своими двумя бабушками: одна из них была кабилькой и жила в Барбесе, а другая — в Берне, в Нормандии, где она содержала публичный дом.
В двенадцать лет маленькая девочка, найдя отца, стала его партнершей, выпрашивая деньги после его уличных представлений. Три года спустя она поет на улицах, но на этот раз в компании «Момоны» — Симоны Берто, ее «приемной сестры».
Легенда также гласит, что Эдит Гассион подписала с матерью Симоны своего рода договор о предоставлении дочери комнаты, питания и пятнадцати франков в день. Некоторое время спустя Эдит объединилась с супругами Рибон, чтобы создать трио, выступавшее в парижских казармах.
1935-1939. Эдит 20 лет. Жизнь уже оставила на ней свой след. Она слонялась по площади Пигаль, едва избежав столкновения с тротуаром, но, что самое главное, потеряла маленькую девочку Марсель, которая умерла в возрасте двух лет из-за отсутствия ухода.
Однако у нее есть все предпосылки для успеха: голос и стремление к победе. Именно Луи Лепле, таинственный принц парижских ночей, повел ее с улицы, где она попрошайничала, на сцену своего кабаре на Елисейских полях. Где она впервые зарабатывала себе на жизнь пением под светом прожектора и не протягивая руки.
Теперь Ла Мом Пиаф — именно Лепле дал ей это прозвище — нуждается в собственном репертуаре, и у нее есть свои соображения на этот счет.
Очень скоро, после подписания контракта с Polydor, в декабре 1935 года она записала свои первые песни («Les Mômes de la cloche», «La Java de cézigue», «L'Étranger» и «Mon apéro»). На радио, с первых же своих интервью, она продемонстрировала свою страсть к продвижению и публичности.
Однако весной 1936 года Лепле был убит, а Пиаф (которую поместили под стражу на сорок восемь часов) была задержана. Затем Жак Канетти протянул ей руку помощи, и с его помощью она нашла работу в Париже и провинции.
Однако ей нужен был новый покровитель: появился Раймон Ассо и стал ее настоящим Пигмалионом, соединив любовь с профессией. Под музыку Маргерит Монно он подарил певице ее первый хит «Мой легионер»., от которой она изначально отказалась (песня была создана Мари Дюбас). Заявила, что «это слишком в стиле кабаре, а я хотела выступать на сцене». С другой стороны, она без колебаний примет «Моего возлюбленного из колонии» (май 1936 г.).
Затем Рэймонд Ассо полностью взял ее под свой контроль, обучая ее ремеслу и пытаясь вытащить ее из нездорового мира, в котором она всегда была погружена. Но вскоре началась война, и Ассо пошел в армию. На этом их сотрудничество заканчивается. Хотя композитор Маргарита Монно провела с Ла Мом всего три года, она так и не покинула ее.
Ситуация становится драматичной, но Эдит Пиаф думает прежде всего о своей карьере. Вскоре поэт Жан Кокто дал ей роль в театре в «Красавице в ином», где она изобразила своего тогдашнего возлюбленного Поля Мёриса.
Сцены сменяют друг друга: Альгамбра, Бобино, Европейский. Больше, чем с помощью записей, она самоутверждается на публике. Она всегда хочет большего.
До войны парижское посвящение проходило через ABC. Ассо удалось открыть ей двери в 1937 году. Начиная с «L'Accordéoniste» (записанной весной 1940 года на слова Мишеля Эмера), каждая новая пластинка, каждая новая площадка представляли собой еще один шаг к национальной славе.
1940-1944. Ни отъезд Раймона Ассо, ни оккупация не остановили Ла Мом, которая окончательно стала Эдит Пиаф.
Она вернулась в ABC, пела в дуэте с Полем Мёриссом, ездила на гастроли, сдала экзамен на автора-исполнителя текстов песен в SACEM в феврале 1944 года и написала несколько собственных песен (в том числе «He’s a Very Distinguished Gentleman» , «Where Are My Little Friends?» , «It Was a Party Day» , «Un Coin Tout Bleu», «The One I Love Has Sad Eyes», «It Was So Good», «Rue Sans Issue» ).
Она даже совершила две поездки в Берлин (в августе 1943 и феврале 1944 года), за что ее позже критиковали, но она утверждала, что это было сделано в первую очередь ради французских военнопленных.
Однако на Освобождении ее поздравили за помощь, которую она оказала многим друзьям-евреям. Но этот период отмечен встречей. В конце июля 1944 года в ее жизни появился Ив Монтан.
На этот раз она играет роль Пигмалиона. Она предоставляет в его распоряжение своего поэта-песенника (и бывшего любовника) Анри Конте, заставляя его отдать молодому таланту песню «Ma môme», которая предназначалась Морису Шевалье...
1945-1952. Эдит Пиаф тридцать лет. Звезда периода оккупации, она не испытала на себе влияния послевоенных лет.
Ее мать, измученная наркотиками, умерла 6 февраля 1945 года в возрасте менее пятидесяти лет. Но Эдит больше всего думает о своих певческих гастролях в Театре Этуаль с Монтаном.
Она беспокоилась о нем. Вскоре она понимает, что ей предстоит превзойти саму себя, чтобы продолжать удивлять зал, уже покоренной красивым Ивом.
В мае она все же нашла в себе силы написать и сочинить одну из своих самых известных песен — «La Vie en rose». Идея пришла ей в голову на террасе кафе, где ее подруга, певица Марианна Мишель, попросила ее спеть. Эдит пишет на бумажной скатерти: «Когда он обнимает меня / Когда он тихо говорит со мной / Я вижу вещи сквозь розовые очки...» Марианна Мишель предлагает заменить «вещи» на «жизнь», и всё. У Эдит Пиаф в голове тоже звучит музыка. Поскольку она не зарегистрирован как композитор в SACEM, ей нужен номинант.
Это был пианист Марсель Луиги, который, тем не менее, утверждал, что несколькими месяцами ранее, как и Пиаф, был композитором этого произведения.
Неважно... Летом 1946 года прекрасная история с Монтаном закончилась. Певица с головой уходит в работу, знакомится с дружелюбным дуэтом художников Пьером Рошем и Шарлем Азнавуром и берет их с собой в турне.
Благодаря своему менеджеру Луи Барьеру женщина, которая к тому времени была известна просто как Пиаф, утвердилась в Pathé-Marconi, престижном французском лейбле. Ее записи начали транслироваться по всему миру.
Вскоре Барьер организовал для нее первую серию сольных концертов в Америке, а Жан-Луи Жобер, лидер «Compagnons de la Chanson», на какое-то время стал ее избранником.
С этими забавными, немного похожими на скаутов ребятами она, начиная с 1947 года, заставила «Три колокола» звучать с одного континента на другой на слова швейцарского писателя Жиля-Жана Вилара.
В Нью-Йорке Compagnons имели такой успех, что затмили саму Пиаф, но певица упорствовала, изучая английский язык и знакомясь с американской сценической техникой. Благодаря своей решимости и «Жизни в розовом цвете» она в конце концов покорила Нью-Йорк и осталась по ту сторону Атлантики одной из немногих полностью признанных французских художниц.
Поездки в Америку повторялись, пересекаясь с поездками известного французского боксера Марселя Сердана. Их объединяют амбиции и ежедневная борьба за славу.
Они пережили страстное приключение, которое внезапно прервала драматическая авиакатастрофа, унесшая боксера 27 октября 1949 года. Эдит Пиаф была сломлена, но в тот же вечер нашла в себе силы выйти на сцену.
В память о своей потерянной любви, она написала одну из своих самых красивых песен на музыку Маргерит Монно, «Гимн любви». Она так и не оправилась полностью, все больше пристрастившись к алкоголю и наркотикам.
Летом 1950 года к ней приехал соблазнительный американец, чтобы хоть немного отвлечься от ее печали; Его зовут Эдди Константин.
Он также помогал ей во время ее четвертой американской «экспедиции», когда она записала «Les Feuilles mortes» на английском языке («Осенние листья») и «C'est d'la faute àtes yeux» (адаптированную Эдди Константином как «Don't Cry»).
Во Франции успех продолжается: «L'Hymne à l'amour» и «Padam padam» (Анри Конте и Норберта Гланцберга) продаются в виде партитур малого формата так же хорошо, как и на пластинках.
Шоу следуют одно за другим в ABC, Olympia, Bobino и Salle Pleyel. В 1952 году Эдит Пиаф впервые вышла замуж за певца Жака Пийса. Незадолго до этого разведенного с Люсьенной Буайе. Действие происходит в здании мэрии Нью-Йорка, свидетелем выступает Марлен Дитрих.
Таблетки сделают все возможное, чтобы уберечь певицу от ее демонов, но артистка уже сильно травмирована, и брак не продлится больше трех лет.
1953-1956. С тех пор авторы и композиторы всех поколений, такие как Беко и Азнавур, спешили принести свои произведения Эдит Пиаф, которая с особой тщательностью подходила к выбору своего репертуара.
В 1950-х годах рекорд, пропагандируемый кинематографом, стал важнейшим фактором карьеры артиста. Затем Пиаф снимала фильмы, которые служили ей поводом для пения, среди них «Если бы мне рассказали Версаль» (1953) Саши Гитри и «Французский канкан» (1954) Жана Ренуара.
Американская публика наконец короновала ее в 1956 году во время ее исторического концерта в Карнеги-холле в Нью-Йорке. И пока она правила песнями в традиционном стиле, такими как «La Goualante du pauvre Jean» или «Sous le ciel de Paris» Жана Дрежака, Пиаф, все более изобретательно, адаптировала в 1956 году американский рок-н-ролльный хит («Black Denim Trousers» Лейбера и Столлера в исполнении The Cheers), который стал «L'Homme àla moto».
Новый успех. Репертуар, как и жизнь женщины, ныне известной как мадам Пиаф, остается постоянным парадоксом. Звезда сияет на сцене, в то время как за кулисами женщину поглощает ад наркотиков и болезней.
1957-1963. Эдит сорок два года. После очередного триумфального турне по Соединенным Штатам она вернулась во Францию на пике своей славы.
Она развелась с Жаком Пиллсом. Его квартира на бульваре Ланн, недалеко от Булонского леса,становится настоящей фабрикой песен, которая работает день и ночь.
Мишель Ривгош, который уже написал «Это музыка» для Колетт Ренар, исполняющей там «La Foule» на основе перуанского народного вальса: это еще один большой успех.
В 1958 году Эдит Пиаф с еще более богатым репертуаром на три месяца выступила в «Олимпии». В программе — ее новый возлюбленный, певец Феликс Мартен.
Вскоре его сменил молодой грек по имени Жорж, которого звали Джо Мустаки. В этом произведении он поет «Милорд» на музыку Маргерит Монно, которая всегда ему верна.
Песня пересекла границы и вошла в хит-парады по всей Европе. «Моя собственная карусель» (с автографами Жана Константина и Гланцберга) также пользуется популярностью у публики. Этого недостаточно, чтобы успокоить певца.
Ее следующий возлюбленный, американский художник Дуглас Дэвис, бежал, как и Жорж Мустаки, от ее деспотической любви. Несмотря на свое очень слабое здоровье, она вернулась на сцену «Олимпии». Зал, который она спасла от банкротства из дружбы с Бруно Кокатриксом, его директором, предложив ему серию сольных концертов.
В начале 1960-х годов молодой композитор Шарль Дюмон подарил ей свою нежность и свои последние большие успехи: «Mon Dieu», «Les Mots l’amour» , «Non, je ne regrette rien» , затмив верную Маргариту Монно.
Последняя песня имела огромный успех, особенно после того, как путчисты в Алжире в апреле 1961 года пели ее, сдаваясь армии после провала своей попытки.
Этот период также был отмечен гастролями по Северной Европе, последовавшими за выпуском ее пластинок. Зимой 1961 года Эдит Пиаф познакомилась с Тео, молодым греческим парикмахером, которого она назвала Сарапо, что в переводе с греческого означает «Я люблю тебя»
Он больше никогда ее не покинет. То его секретарь («потому что у него степень бакалавра», — говорит она). Она также хочет сделать из него певца.
Она вышла за него замуж в октябре 1962 года, через десять лет после своего первого брака. Она поет с ним дуэтом и даже просит его появиться на сцене без рубашки.
От кулис до больничных коек он будет ее спутником в последние дни. Вместе они поют «Для чего нужна любовь? «в Олимпии и Бобино. Когда Эдит Пиаф выступает в этих волшебных залах, зрители встают и чествуют ее овациями, которые длятся более двадцати минут.
Ее силы иссякают, как и ее состояние, ибо она не смотрит на расходы. Она подыгрывает желтой прессе, которая фокусируется на драмах ее личной жизни, ее автомобильных авариях и хирургических операциях.
Это конец. Пиаф умерла 11 октября 1963 года; Ей всего сорок восемь лет, но ее тело — тело старушки, покинувшей этот мир в один день с Жаном Кокто, с которым она, несомненно, имеет немало сходства.
Несмотря на свою набожность, Эдит Пиаф была лишена религиозных похорон. Церковь не принимает ее развод, а L'Osservatore Romano называет ее «идолом сфабрикованного счастья». Однако на его похоронах на Пер-Лашез присутствовало значительное количество людей, и с тех пор ее могила стала местом паломничества для многих преданных ее памяти.
За легендой, которую она сама помогла романтизировать, Пиаф проявила все качества художника, настоящего режиссера своего персонажа. Доводя до совершенства экономию жестов и эффектов, играя даже на усталости. Демонстрируя прекрасное знание текстов и музыки, которые служили ей, она подходила ей так же, как и маленькое черное платье, которое она носила, платье с вырезом, открывающим крест, свидетельствовавшее о ее вере как шахтерки.
Отмеченная пигмалионизмом Лепле, который взял ее с улицы и назвал Пиаф, и Раймона Ассо, который дал ей имя, она, в свою очередь, вернула славу своим авторам или композиторам, которых она никогда не забывала объявлять перед исполнением их песен, являвшихся предметом ее заказов.
Вот десять песен Ла Мом, каждая из которых подводит итог одному из этапов ее короткой, но насыщенной жизни.
Дети Белла. 1935
Несколькими месяцами ранее Эдит Пиаф, урожденная Эдит Дживанна Гассион, все еще пела на перекрестках улиц 51-го округа Парижа. Ее открыл импресарио и менеджер заведения Луи-Лепле, и она записала свой первый альбом La Môme de la cloche на лейбле Polydor, сразу же покорив сердца публики. В то время 21-летняя певица все еще вращалась в преступном мире столицы, имела связи с преступниками и публичными домами и становилась восходящей звездой популярных кабаре.
Мой легионер, 1937
Это одно из величайших классических произведений Эдит Пиаф, а также шедевр французской песни, исполняемый крупнейшими именами в этом жанре. Однако первоначально песню Mon Légionnaire исполнила и написала в соавторстве Мари Дюба после того, как Пиаф отказала композитору Раймону Ассо в 1936 году. Год спустя она изменила свое решение, записав величайшее достижение своей ранней карьеры.
Это была история любви, 1942
Во время войны в жизни Эдит Пиаф произошло несколько важных поворотных моментов. Сначала она похоронила своих родителей, затем ее заподозрили в симпатиях к немецким оккупантам (в 1945 году она была оправдана комиссией по чистке), и она нашла свое счастье с неким Ивоном Жанклодом. Последний спел с ней малоизвестную песню «Это была история любви» в 1942 году.
Жизнь в розовом, 1946
Вдохновленная своей зарождающейся любовью к Иву Монтану, Эдит Пиаф написала в 1945 году текст песни «Жизнь в розовом цвете», безусловно, своего самого известного произведения, на музыку композитора Луиги. Она пренебрегала этой песней несколько месяцев, прежде чем сделать ее одним из самых ярких моментов своего вокального турне и записать ее в 1946 году для Disques Odéon.
Гимн любви, 1950
После разрыва с Ивом Монтаном у Эдит Пиаф был страстный роман с боксером Марселем Серданом. Она написала для него «Гимн любви», пронзительную песню, которую она впервые исполнила в Нью-Йорке, за месяц до гибели ее тогдашнего мужа в авиакатастрофе 28 октября 1949 года. В 1950 году она записала ее в его честь и, охваченная горем, начала долгий период разрушений.
Ты у меня под кожей, 1952
На протяжении всей своей карьеры Эдит Пиаф никогда не переставала брать под свое крыло молодых певцов: Ива Монтана, Шарля Азнавура, Жоржа Мустаки… А также Жильбера Беко, который написал для нее песню Je t'ai dans la peau , записанную в 1952 году. Вместе они создали несколько песен, таких как Elle a dit или прекраснейшую Légende.
Милорд, 1959
В конце 1950-х годов Эдит Пиаф, страдающая от своих пристрастий, часто посещала Жоржа Мустаки, который предложил ей несколько песен. Самым известным, безусловно, является «Милорд», с более светлыми тонами, чем его последние успехи. Еще одна классика из его дискографии.
Бульвар преступлений, 1960
В разгар художественного и народного возрождения Эдит Пиаф начала интенсивно сотрудничать с квебекским композитором и писателем Клодом Левейе. Их сотрудничество породит такие песни, как La Voix, Ouragan, Le Vieux piano или даже Boulevard du crime, которые напрямую связаны с прошлым Эдит Пиаф как певицы мюзик-холла и связаны с повествованием, дискурсивными оркестровками и помпезным и оптимистичным стилем.
Нет, я ни о чём не жалею, 1960
«Это я, это моя жизнь!» Когда Эдит Пиаф впервые услышала, как пианист Шарль Дюмон поет ей Non, je ne regrette rien на фортепиано в своей парижской квартире, она повернулась к окружающим и произнесла эти слова, подчеркивая автобиографический аспект этого текста, который стал ее последним большим успехом. Она не сожалеет о своей жизни, полной ловушек и необузданной любви, и поет об этом как о манифесте всего за три года до своей смерти.
Человек из Берлина, 1963
В 1963 году, на закате своей жизни, Эдит Пиаф записала свою последнюю песню L'Homme de Berlin. Написанный Франсисом Леем и Мишель Вандом, роман повествует о неуловимой любви, мельком увиденной в немецкой столице, об этой «вечности нескольких мгновений», великолепный текст. Легендарный певец французской музыки умер несколько недель спустя, 10 октября 1963 года, в возрасте 47 лет.
Эдит Пиаф, легенда французского шансона, оставила после себя богатое наследие живых выступлений. Ее концерты были не просто пением, а захватывающими представлениями, полными эмоций и драматизма. Записи живых выступлений позволяют слушателям окунуться в атмосферу ее выступлений, почувствовать ее энергетику и услышать ее неповторимый голос.
Эти записи являются ценным сокровищем для поклонников и позволяют новым поколениям знакомиться с творчеством великой певицы. Живые выступления Пиаф демонстрируют ее мастерство в передаче чувств, что сделало ее одной из самых любимых исполнительниц в мире.
Эдит Пиаф, легенда французского шансона, оставила после себя богатое наследие живых выступлений. Ее концерты были не просто пением, а захватывающими представлениями, полными эмоций и драматизма. Записи живых выступлений позволяют слушателям окунуться в атмосферу ее выступлений, почувствовать ее энергетику и услышать ее неповторимый голос.
Эти записи являются ценным сокровищем для поклонников и позволяют новым поколениям знакомиться с творчеством великой певицы. Живые выступления Пиаф демонстрируют ее мастерство в передаче чувств, что сделало ее одной из самых любимых исполнительниц в мире.