Фердинанд Виктор Эжен Делакруа (1798-1863) - французский художник-романист, которого считали лидером французской романтической школы.
В отличие от неоклассического перфекционизма своего главного соперника Энгра, Делакруа черпал вдохновение в искусстве Рубенса и художников венецианского Возрождения, уделяя особое внимание цвету и движению, а не четкости контуров и тщательно вылепленной форме. Драматическое и романтическое содержание характеризовало центральные темы его зрелости и привело его не к классическим образцам греческого и римского искусства, а к путешествиям по Северной Африке в поисках экзотики. Использование Делакруа экспрессивных мазков кисти и его изучение оптических эффектов цвета глубоко сформировали творчество импрессионистов, в то время как его страсть к экзотике вдохновила художников символистского движения.
Эжен Делакруа родился в Шарантон-Сен-Морис в Иль-де-Франс, недалеко от Парижа. Его раннее образование было в лицее Людовика Великого и лицее Пьера Корнеля в Руане. В 1815 году он начал свое обучение у Пьера-Нарцисса Герена в неоклассическом стиле Жака-Луи Давида. Ранний церковный заказ, «Мадонна Жатвы» (1819), демонстрирует влияние Рафаэля, но другой такой заказ, «Мадонна Святого Сердца» (1821), свидетельствует о более свободной интерпретации. Эти работы предшествуют влиянию более красочного и богатого стиля фламандского художника эпохи барокко Питера Пауля Рубенса и французского художника Теодора Жерико, чьи работы ознаменовали введение романтизма в искусство.
Влияние «Плота Медузы» Жерико было глубоким и побудило Делакруа создать свою первую крупную картину, «Ладью Данте», которая была принята Парижским Салоном 1822 года. Работа произвела сенсацию и была в значительной степени высмеяна публикой и официальными лицами, тем не менее была куплена государством для Люксембургской галереи; модель широкого противодействия его работе, противостоящая энергичной, просвещенной поддержке, продолжалась на протяжении всей его жизни. Два года спустя он снова добился популярного успеха со своей картиной «Резня на Хиосе». Это одна из нескольких картин, написанных им на тему современных событий, выражающая официальную политику греческого дела в войне за независимость Греции против турок, англичан, русских и французских правительств. Делакруа был быстро признан властями ведущим художником в новом романтическом стиле, и картина была куплена государством.
Поездка в Англию в 1825 году включала визиты к Томасу Лоуренсу и Ричарду Парксу Бонингтону, а колорит и манера исполнения английской живописи послужили толчком для его единственного портрета в полный рост, элегантного Луи-Огюста Швитера (1826–30). Примерно в то же время Делакруа создавал романтические работы на многочисленные темы, многие из которых продолжали интересовать его на протяжении более тридцати лет. К 1825 году он создавал литографии, иллюстрирующие Шекспира, а вскоре после этого — литографии и картины из «Фауста» Гете.
Самая известная картина Делакруа «Свобода, ведущая народ» — это незабываемый образ парижан, взявшихся за оружие и марширующих вперед под знаменем триколора, представляющего свободу, равенство и братство. Хотя Делакруа был вдохновлен современными событиями, чтобы вызвать этот романтический образ духа свободы, он, кажется, пытался передать волю и характер народа, а не прославлять реальное событие, революцию 1830 года против Карла X, которая мало что сделала, кроме как привела к власти другого короля, Луи-Филиппа I.
Хотя французское правительство купило картину, к 1832 году чиновники посчитали ее прославление свободы слишком подстрекательским и убрали ее из публичного доступа. Тем не менее, Делакруа все еще получал много правительственных заказов на фрески и потолочные росписи. После Революции 1848 года, которая ознаменовала конец правления короля Луи-Филиппа, картина Делакруа «Свобода, ведущая народ», наконец, была выставлена на обозрение новоизбранным президентом Луи Наполеоном (Наполеоном III). Мальчик, держащий пистолет вверху справа, иногда считается источником вдохновения для персонажа Гавроша в романе Виктора Гюго 1862 года «Отверженные».
В 1832 году Делакруа отправился в Испанию и Северную Африку в компании дипломата Шарля-Эдгара де Морнея в рамках дипломатической миссии в Марокко вскоре после того, как французы завоевали Алжир. Он отправился не в первую очередь для того, чтобы изучать искусство, а чтобы сбежать от цивилизации Парижа, в надежде увидеть более «примитивную» культуру. В конечном итоге он создал более 100 картин и рисунков сцен из жизни народов Северной Африки или основанных на ней, и добавил новую и личную главу к интересу к ориентализму. Делакруа был очарован людьми и их одеждой, и эта поездка повлияла на сюжеты многих его будущих картин.
Ему удалось тайно зарисовать несколько женщин в Алжире, как на картине «Алжирские женщины в своих покоях» (1834), но в целом он столкнулся с трудностями в поиске мусульманских женщин, которые позировали бы ему, поскольку мусульманские правила требовали, чтобы женщины были покрыты.
В 1838 году Делакруа выставил картину «Медея, собирающаяся убить своих детей», которая произвела сенсацию в Салоне. Его первая масштабная трактовка сцены из греческой мифологии, картина изображает Медею, сжимающую своих детей, с кинжалом, вытянутым, чтобы убить их в отместку за то, что ее бросил Ясон. Три обнаженные фигуры образуют оживленную пирамиду, залитую ярким светом, который проникает в грот, в котором спряталась Медея. Хотя картина была быстро куплена государством, Делакруа был разочарован, когда ее отправили в Музей изящных искусств в Лилле; он намеревался разместить ее в Люксембургском музее, где она присоединилась бы к «Ладье Данте» и сценам из резни на Хиосе.
С 1833 года Делакруа получал многочисленные заказы на украшение общественных зданий в Париже. В том же году он начал работу для Салона короля в Палате депутатов во Дворце Бурбонов, которая была завершена только в 1837 году, и положил начало дружбе на всю жизнь с художницей Мари-Элизабет Блаво-Буланже. В течение следующих десяти лет он писал картины в Библиотеке во Дворце Бурбонов и Библиотеке во Дворце Люксембург. В 1843 году он украсил церковь Сен-Дени дю Сент-Сакремент большой Пьетой, а с 1848 по 1850 год расписывал потолок в Галерее Аполлона в Лувре. С 1857 по 1861 год он работал над фресками для Часовни ангелов в церкви Сен-Сюльпис в Париже.
Работа была утомительной, и в эти годы он страдал от все более хрупкого здоровья. Помимо своего дома в Париже, с 1844 года он также жил в небольшом коттедже в Шампросе, где находил отдых в сельской местности. С 1834 года и до самой смерти о нем преданно заботилась его экономка Жанна-Мари ле Гийу, которая ревностно охраняла его личную жизнь и чья преданность продлила его жизнь и способность продолжать работать в последние годы.