Старый Ям в старину было большим торговым селом, где жили конюхи, кучера и трактирщики. Сельский храм был посвящен святым бессребреникам Флору и Лавру, считавшимся покровителями домашнего скота. Село Ям связано с подвигами юродивого Ивана Степановича, который создал при церкви Флора и Лавра женскую общину. Из нее впоследствии вырос Крестовоздвиженский Иерусалимский монастырь в селе Лукино.
В известной книге Ивана Прыжова "Двадцать шесть московских лже-пророков, лже-юродивых, дур и дураков" упоминался и блаженный Иван Степанович. Прыжов считал юродство не подвигом, а следствием суеверий купцов и купчих. Тем не менее, в его книге собраны малоизвестные факты о жизни блаженных, которых он, правда, считал чаще всего притворщиками. Иван Степанович в этой книге кратко описан так:
Мужик лет пятидесяти, плешивый, с бородой, одет наподобие монастырского служки, говорит сладко и красноречиво.
Иван Степанович происходил из крестьян. Он работал извозчиком в Москве и стоял обычно "у Ермолая на Садовой возле Козихи". Затем Иван Степанович заболел, оставил извоз, стал странствовать по России, ходил по монастырям. Он вернулся в Москву босым странником, многие собирались на улицах города послушать блаженного. Вскоре Иван Степанович был арестован полицией за бродяжничество. Он даже просидел какое-то время в остроге, а, выйдя из заточения, стал бывать в домах московских купцов, наставлять их в духовных вопросах.
Ивана Степановича чаще всего можно было встретить в Замоскворечье и на Самотеке. Сложилось поверье: если блаженный весел, это хороший знак, а если хмур – не к добру. У Ивана Степановича был свой скотный двор с коровами, телятами и курами. Московским купцам блаженный часто присылал подарки: яйца, сметану, творог. Получить горшок сметаны от Ивана Степановича считалось особенным благословением. Таким образом, юродивый собрал много пожертвований, на которые, как писал Прыжов, "основал на реке Пахре какой-то приют".
Упомянутый "приют" при храме Фрола и Лавра в селе Ям и скит в Ново-Съяново принесли новые проблемы с полицией. В 1849 году Иван Степанович вернулся в Съяново из длительного паломничества по монастырям. Вместе с бывшим фабричным рабочим Иваном Антиповым он решил построить келью недалеко от деревни Ново-Съяново. Примером им служили пещеры Филиппушки в Черниговском-Гефсиманском скиту Троице-Сергиевой лавры.
Так появился на реке Пахре скит, где безмолствовали два отшельника. Он состоял из маленького деревянного сруба с окошком и трех пещер. В келье были иконы, медный крест, образ святителя Николая Чудотворца, церковные книги и прочая церковная утварь. Рядом с кельей подвижники установили деревянный восьмиконечный крест в человеческий рост и каменные солнечные часы.
Скитские пещеры состояли из 3 просторных подземных комнат. Хотя крестьяне из Ново-Съяново разрешили пустынникам поставить кельи около деревни, о подземных пещерах никто не знал: Антипов и Иван Степанович рыли их по ночам Великим постом, а землю сбрасывали в овраг. Не знал о подземелье и местный священник. На Пасху он совершал у скитской кельи молебен, но принял углубление в земле за обычный погреб.
Слух о подозрительном ските в Съяново дошел, наконец, до властей. В деревню поехали чиновники с проверкой. Признаков секты или раскола не обнаружили, но Ивана Антипова и Ивана Степановича на всякий случай посадили в подольскую тюрьму. Деревянный сруб-келью сломали, подземные пещеры завалили землей, а утварь велели передать в ближайшую церковь. После обоих пустынников перевели в Даниловский монастырь "для вразумления". Иван Степанович утверждал на допросе, что на строительство кельи его благословил московский митрополит Филарет Дроздов.
Итак, первая попытка создать скит потерпела неудачу. Тогда Иван Степанович начал собирать средства на создание богадельни и молитвенного дома в соседнем селе Ям. В 1855 году богадельный дом для неусыпного чтения Псалтыри был построен и освящен. Иван Степанович взял благословение на постройку богадельни у святителя Филарета Московского, но вновь начались допросы, преследования... Полиция не оставляла попыток закрыть и этот "приют".
Тем временем община при селе Ям росла, а притеснения только усиливались. Гонимый Иван Степанович стал искать новое место для богадельни. Он ходатайствовал о переводе общины в село Пахрино, где стояли без дела бывшие императорские конюшни, но без успеха. Уже после смерти блаженного Ивана Степановича его община переехала в село Лукино, где был основан Крестовоздвиженский Иерусалимский монастырь.
Блаженный Иван Степанович был погребен в Пахрино, но могила его была утрачена. В 1930-е годы каменную Троицкую церковь в Пахрино сломали, а потом и даже и село исчезло. В приходском музее Новомучеников и Исповедников в селе Ям есть фотография старой церкви в Пахрино, где был когда-то погребен местный блаженный.