Я люблю Фридриха Дюрренматта, но почти
все знакомые режиссеры говорили мне, что ставить его пьесы крайне
непросто. Как автор, Дюрренматт слишком многогранен. Например, его
«Ромул Великий» сочетает историю, фантастическое ее переосмысление
(последний император Рима был вовсе не таков, как показано в пьесе),
размышления о природе власти, жалящую иронию и еще тысячу вещей. Пьеса «Визит старой дамы», положенная в
основу спектакля театра им. Пушкина «Сделка», в этом смысле ничуть не
легче, хоть и пользуется приемами психологического детектива. Бывшая
жительница пришедшего в упадок городишки Гюллена много лет спустя
приезжает на родину, разбогатев до неприличия. Но движет визитершей
вовсе не ностальгия, а желание отомстить человеку, который был любовью
ее юности, а потом предал ее. И она предлагает деньги горожанам — если
они согласятся на убийство. Яркие деньги против серой бедности
(также нашедшие отражение в костюмах Ирэны Белоусовой),
несправедливость, которую должна смыть