Правовая безграмотность часто выходит людям боком. Но иногда она еще и толкает их на не логичные поступки, совершая которые люди обрекают себя на напрасные страдания.
Игорь приехал в областной центр работать. До этого он жил с родителями в одном из районных центров, закончил техникум, но не захотел оставаться в родном гнезде, полагая, что в большом городе сможет зарабатывать больше. Как и большинство вновь приехавших, первое время жил у знакомых, перебивался случайными заработками. Со временем устроился на постоянную работу, смог снять квартиру. Теперь он даже мог похвастаться родителям, и оставшимся в райцентре приятелям, что он не простой продавец, а менеджер по работе с клиентами. Хотя, по сути, продавцом и был. Но официально должность называлась именно так, что немало тешило самолюбие Игоря. Он работал в компании, занимавшейся продажей запчастей для иномарок. В его задачи входил поиск необходимой детали, согласование цены с клиентом, заказ и, конечно, получение предоплаты. Впоследствии Игорь и сам не мог объяснить, какой в него вселился бес. Уровень дохода позволял снимать квартиру, на остальное, хоть и без излишеств, но хватало, да и родители всегда говорили, что чужое брать нельзя. Но факт остается фактом.
Однажды Игорю срочно понадобились деньги, чтобы купить новые ботинки взамен порвавшихся, а до зарплаты была еще целая неделя. Поэтому, недолго думая, он потратил на это дело полученную им от заказчика предоплату за запчасти, намереваясь вернуть деньги в кассу через неделю. Но через неделю что-то его отвлекло, или просто забыл, поэтому обратно деньги Игорь не положил. Клиент заказанную деталь получил, заплатив оставшиеся деньги, поэтому с этой стороны проблем не возникло. У начальника Игорь был на хорошем счету, поэтому тщательного контроля за ним не было. Так и повелось, что Игорь стал все чаще оставлять себе полученную предоплату, теша себя мыслью, что он обязательно все вернет. Это помогало примириться с совестью, которая время от времени подавала свой голос.
Но сколько веревочке не виться, конец всегда будет. У начальника не сошелся баланс, поэтому началась проверка бухгалтерии, и источник недостачи был выявлен очень быстро. Игорь даже не пытался отпираться, обещал все вернуть, но в карманах было пусто. Он так привык запускать руку в чужой карман, что даже перестал считать сколько должен. Жил просто, не думая, нужны деньги – взял. А поскольку достаточно долго с него никто ничего не спрашивал, ему стало казаться, что это будет длиться бесконечно. Когда все вскрылось, он и сам удивился, что успел натаскать из кассы чуть более 120 000 рублей, вполне приличная сумма для середины нулевых. Начальник обозначил Игорю сроки возврата, пообещав не обращаться в милицию, если он сам все вернет. Игорь согласился, но вернуть не смог. У родителей/друзей денег не было, кредит не дали. В конечном случае Игорь не придумал ничего лучше, чем сменить номер, уехать к родителям и жить там не отсвечивая.
Не дождавшись в срок возврата, и не обнаружив Игоря на горизонте, начальник обратился с заявлением в милицию. По итогам было возбуждено уголовное дело по ч.3 ст.160 УК РФ (присвоение или растрата, совершенное лицом с использованием своего служебного положения). Дело возбудили «темняком», то есть по факту. Так часто делается даже при наличии фигуранта, чтобы лучше привязать его к делу. Поискав Игоря в городе, опера БЭП отправились искать его к родителям, в райцентр. Там Игорь и был найден. Перед тем, как ехать с сотрудниками он попросил разрешения переодеться, так как был в рабочей одежде, но зайдя в комнату, тихонько испарился через окно. Впоследствии он и сам не мог объяснить, какой бес его к этому склонил. Безуспешно поискав Игоря в райцентре, где в нем самом и окрестностях можно дивизию спрятать, опера вернулись восвояси ни с чем. Так уж получилось, что на тот момент было много других срочных дел, поэтому это дело (достаточно банальное и рядовое) пролежало ни живо ни мертво больше года. В один прекрасный момент о нем вспомнили, и за Игорьком снова поехали. Надо сказать, что социальные сети тогда только развивались, смартфонов не было вообще, поэтому максимум, что можно было получить из фото, это маленькая и страшная фотография из формы №1, которая заполняется при получении паспорта. Среди троих поехавших только один ранее видел Игоря. Во дворе двое молодых оперов заметили парня, и решили спросить про Игоря. Парень, не долго думая, ответил, что Игоря давно не видел, и пошел прочь. В это время подоспел третий боец, знавший его в лицо, и успевший крикнуть: «Олег, хватай, это он»! Надо сказать, что один из молодых, был бывшим бойцом спецназа. Не смотря на то, что прошел горячие точки, и имел боевой опыт, он обладал исключительно добродушным лицом, и его часто за глаза, в силу его любимой поговорки, называли «добрый человек». Но этот добрый человек обладал одной замечательной способностью. Он умел так быстро завязывать людей в узел, что они не успевали ойкнуть, как уже лежали мордой вниз с наручниками за спиной. Так что после слова «хватай» у Игоря шансов убежать не было. Меньше чем через мгновение он лежал лицом вниз на грязной земле, и всем своим существом понимал, что пытаться что-то еще сделать бесполезно. Единственное, что Игорь попросил, дать ему возможность переодеться. Памятуя, чем закончилось его переодевание в прошлый раз, его привезли в чем был.
Дальше все было просто. Доказательства все уже были собраны, да и сам Игорь ничего не скрывал. До суда его отпустили, избрав мерой пресечения подписку о невыезде и надлежащем поведении. Пока шло следствие, Игорь ничего не говорил о том, как он жил все время после побега, да и никого это особо не интересовало. Самое удивительное я услышал от Игоря тогда, когда он пришел получать копию обвинительного заключения. Обычно, получая копию обвинительного, люди молчат, потому что все что уже можно было сказать сказано. Но Игорь неожиданно стал рассыпаться в благодарностях.
- Вы не представляете - с неподдельным восторгом говорил он - как я счастлив, что дело пойдет в суд!
- Теперь я могу жить как свободный человек, в доме, спать на кровати, а не сидеть в сыром погребе, вздрагивая от каждого шороха!
Как выяснилось, все время после своего побега он жил у родителей в погребе, иногда осмеливаясь выйти ночью помыться. Каждый день он ждал, что за ним снова придут, и сядет он всерьез и надолго. Конечно, интернета в каждом утюге тогда не было, но в райцентре, по сути, большой деревне, найти знакомого, кто бы мог проконсультировать не большая проблема. Даже не знаю, как это можно назвать. Просто страх, или вселенская глупость, но человек сам себя посадил в заключение, по факту лишив себя самостоятельно свободы, за преступление, за которое ему, как ранее не судимому, положительно характеризующемуся и раскаявшемуся не грозило ничего кроме условного лишения свободы. До сих пор не понимаю, как он не спятил в этом подвале со своим страхом.
В заключении хочу еще раз сказать, что Уголовный кодекс нужно чтить. Потому он и уголовный, так как за те деяния, что в нем описаны, отвечать приходится головой. Не совершайте преступлений, и живите спокойно, ну и повышайте свою правовую грамотность!