Найти в Дзене

ОПЕРАЦИЯ ПОЗАДИ. ЧТО ДАЛЬШЕ?

Читаю комментарии ко всем своим постам. В целом всё вполне соответствует общей картине по стране в части ортопедической хирургии. Бывают, конечно, удивительные (в негативном смысле) истории, но некритично. Больше обращает на себя внимание общая неподготовленность будущих пациентов к хирургии. Все мысли - насчёт эндопротезов, времени ожидания операции, сроков восстановления и т.п., при этом о собственно периоперационном периоде мало, кто думает. Как результат - масса неприятных открытий. И даже происшествий. На днях я писал об особенностях послеоперационной реабилитации, сегодня - об анестезии. Сейчас расскажу о послеоперационном периоде, там много важного и интересного. Во-первых, накануне операции делается инъекция препарата для профилактики тромбообразования. После операции инъекции продолжат, затем переведут на таблетки. Профилактика инфекций - тоже внутривенно на момент начала операции. Сейчас достоверно установлено, что в обычных случаях достаточно антибиотика в течение одних сут

Читаю комментарии ко всем своим постам. В целом всё вполне соответствует общей картине по стране в части ортопедической хирургии. Бывают, конечно, удивительные (в негативном смысле) истории, но некритично.

Больше обращает на себя внимание общая неподготовленность будущих пациентов к хирургии. Все мысли - насчёт эндопротезов, времени ожидания операции, сроков восстановления и т.п., при этом о собственно периоперационном периоде мало, кто думает. Как результат - масса неприятных открытий. И даже происшествий.

На днях я писал об особенностях послеоперационной реабилитации, сегодня - об анестезии. Сейчас расскажу о послеоперационном периоде, там много важного и интересного.

Во-первых, накануне операции делается инъекция препарата для профилактики тромбообразования. После операции инъекции продолжат, затем переведут на таблетки.

Профилактика инфекций - тоже внутривенно на момент начала операции. Сейчас достоверно установлено, что в обычных случаях достаточно антибиотика в течение одних суток.

Что еще делать в реанимации?
Что еще делать в реанимации?

Неожиданно на днях выяснилось, что во многих клиниках пациентов после протезирования суставов сразу из операционной переводят в отделение. Есть вариант с пребыванием в палате послеоперационного наблюдения 2-3 часа, иногда - до утра в реанимации.

С одной стороны, если стабильное состояние, то нечего и делать в РАО, логично. С другой стороны, когда отходит анестезия, может всякое случиться на фоне послеоперационного возвращения чувствительности. Под мониторами и с персоналом под боком спокойнее.

Есть масса способов подготовиться к этому состоянию, поэтому лучше заранее уточнить у хирурга, какова процедура.

В целом везде есть бригады, которые по требованию приходят и делают инъекции наркотиков, плюс в капельницах анальгетики доступны, да и спинномозговой катетер часто оставляют для пролонгированной анестезии. Но во избежание «сюрпризов» стоит спросить.

После операции в вене всегда оставляют катетер на случай необходимости быстрого введения препаратов, да и растворы покапать сутки-двое целесообразно, не говоря уже о возможном переливании донорских крови и плазмы.

ОЧЕНЬ важно пить воду - сразу после операции.

Это прикроватный столик в нашей реанимации, то же самое в каждой палате
Это прикроватный столик в нашей реанимации, то же самое в каждой палате

В операционной перед операцией эндопротезирования будет установлен мочевой катетер, поэтому проблемы похода в туалет не будет, можно пить безостановочно )))

Вода полезна с нескольких точек зрения:

  • поддерживаем объем циркулирующей крови (после операции кровь убегает и в дренаж, и в мягкие ткани в области операции)
  • разжижаем кровь (профилактика тромбоза)
  • выводим через почки остатки лекарств
  • и т.д.

В последующие дни вполне может изрядно подняться температура, даже до 38-39 градусов, особенно на моменте начала реабилитации. Этот феномен связан с началом распада крови (гематома) в мягких тканях, а вот продукты распада крови - это уже для организма токсин. Соответственно, своего рода интоксикация. Чем больше воды - тем больше и быстрее выводятся токсины. Сама по себе эта интоксикация не опасна, вот только она даёт слабость, потливость - как при вирусной интоксикации.

Такое состояние может замедлить или осложнить начало реабилитации, даже без температуры.

-4

Вот пример из комментария. Женщина встала, и - чуть не упала. Это - ортостатический коллапс. То есть кровь от перемены положения тела резко отлила от головы, отсюда - потеря сознания. Если еще низкий гемоглобин, густая кровь, да интоксикация - коллапс гарантирован. Еще один повод пить воду.

Крайне важно подготовиться к вставанию. Голову нужно «потренировать». Как только разрешит хирург, нужно с помощью пульта несколько раз в день приподнимать головной конец кровати, сидеть в постели во время приёма пищи. Непосредственно перед вертикализацией - посидеть, затем посидеть, свесив ноги, затем постоять, и только потом - при условии, что нет слабости и головокружения - идти. С реабилитологом. Если проблемно - лучше отработать перечисленное выше.

Еще важное - компрессионный трикотаж, или бинты. Очень важно. У нас не так много средств профилактики тромбообразования, это - одно из них. Лежать можно без чулок/бинтов, ходить - только в них.

Важно заранее задать уточняющие вопросы насчет туалета. Есть ли насадка на унитаз, нужна ли она и т.д. Поручни в санузле тоже не лишние - пользуйтесь. Масса случаев падения после операции в душе и туалете.

-5

И даже не в душе и туалете. Ходьба после операции - это самое важное упражнение. Задача не походку отработать, а уверенность. Вот тут женщина пишет: зацепилась костылём, и упала. Спрашивается: почему? Не ногой же зацепилась, чего падать-то? Ответ простой - шла НА костылях, а не С костылями.

Уже писал неоднократно, что в 99% случаев после стандартного протезирования оперированная нога полностью опорна уже в день операции. На неё можно и нужно наступать, а не скакать на «трёх ногах». Вот именно из-за этих скачек люди и падают. Так вот уверенность приобретается при ходьбе. Лучше 10 минут потоптаться в палате ногами, чем 20 минут лёжа упражняться. Хотя напрягать/расслаблять мышцы лёжа тоже важно - не даём крови застаиваться.

Обычно после операции из раны выходит дренажная трубка, к ней присоединена дренажная банка. Либо с вакуумом, либо «лягушка», которую опорожняют, сжимают, и снова подсоединяют к трубке. Вот эта лягушка - очень опасная вещь. Если не наложить на трубку зажим, и, подсоединяя обратно лягушку, вогнать кровь из трубки обратно в рану, с почти 100%-й вероятностью можно заполучить инфекцию и нагноение со всеми вытекающими. Особенно, если кончик дренажа во время рассоединения лежал на кровати.

Послеоперационные повязки каждый день менять не нужно. Сейчас почти везде применяются крайне удобные наклейки, которые, если не пропитаны кровью, можно и неделю не менять - сами они не оторвутся. Но, если повязка-таки оторвалась/отклеилась/промокла отделяемым - её нужно поменять. Просто так менять повязки не надо.

Швы обычно снимаются на 14-е сутки после операции. Сделать это может хоть медсестра в поликлинике, но лучше - хирург, чтобы оценил состояние шва и дал рекомендации по банным процедурам.

В целом, в приличных заведениях привыписке на руки выдают выписной эпикриз, где в самом конце идут рекомендации по поведению, приёму препаратов и т.д. Крайне целесообразно изучить эту часть до выписки, и задать лечащему врачу вопросы. Потом это будет сделать намного сложнее.

Вот такие алгоритмы, если коротко.