Никто не застрахован от лечения в больнице. Как туда попасть? Надо признать, по своей воле туда редко кто хочет попасть. Но бывают проблемы со здоровьем, которые, сидя дома, принимая таблетки, не разрешишь. Тогда требуется лечение в условиях специального лечебного учреждения, которое берёт на себя ответственность не только за качественное круглосуточное лечение, но и за создание для этого всех необходимых условий: комфорта, режима, питания и т.д. Персонал стационарного лечебного учреждения, в отличие от амбулаторного, работает, сменяясь ежедневно, круглосуточно. Есть, конечно, дневной стационар, но это название не вполне правильное. Это та же амбулатория, только имеет лечебные койки, объём лечения здесь больший, чем в поликлинике, и пациенты здесь не ночуют.
В обычный стационар, если возникла необходимость, пациенты попадают разными путями. Чаще всего их привозит «Скорая помощь» из дома, с улицы или места работы. Также сюда можно попасть по направлению врача поликлиники или прийти самому (как говорят, «самотёком»).
Больница для большинства пациентов начинается с приёмного покоя (отделения). О его работе более подробно поговорим в другой статье.
Именно здесь определяется, в какое отделение пациент будет направлен.
Нам необходимо виртуально попасть в хирургическое отделение, чтобы поподробнее ознакомиться с его работой.
Слово «хирургия» - от двух греческих слов «рука и действие, работа». Значит, в хирургическое отделение попадают пациенты, нуждающиеся в какой-либо операции, «рукодействии». Или с подозрением на болезнь, требующую оперативного лечения. Латинское operatic и означает «работа, действие». Предварительный осмотр и отбор больных, нуждающихся в оперативном вмешательстве, проводит дежурный врач-хирург в приёмном покое. Например, у человека заболел живот, и он обратился в больницу с такими жалобами. Задача дежурного врача – терапевта в приёмном покое заключается в постановке предварительного диагноза. Если это, по его мнению, заболевания, не требующие оперативного лечения (гастрит, хронический панкреатит и т.д.), он направляет больного в терапевтическое отделение. При подозрении на острый аппендицит, острый панкреатит, перитонит и другие хирургические ситуации, больного осматривает в приёмном покое дежурный врач – хирург, который и направляет пациента в хирургическое отделение.
После принятия врачом решения о госпитализации пациента в стационар, тому необходимо снять верхнюю одежду, уличную обувь, украшения, ценные вещи и передать их сопровождающим родственникам или персоналу приёмного покоя под опись и для хранения в специальном месте при приёмном отделении.
Работник приёмного покоя, после оформления необходимой документации (истории болезни), сопровождает пациента в выбранное отделение и передаёт его дежурной медсестре этого отделения. Та, в свою очередь, определяет палату, куда госпитализируется больной человек, указывает его койку. Дальше пациенту остаётся ждать, от него пока что мало что зависит. В хорошо организованных стационарах первичное обследование и назначение лечения начинается уже в приёмном отделении. Дежурная медсестра хирургического отделения получает историю болезни с этими назначениями и, в идеале, в максимально сжатые сроки организует выполнение этих назначений. Независимо от уверенности врачей в каком-то диагнозе, протокол требует провести обязательные базовые обследования. Например, при подозрении на острый аппендицит, пациенту сделают рентген лёгких, электрокардиограмму (ЭКГ), УЗИ брюшной полости, при необходимости ФГДС (фиброгастродуоденоскопию), возьмут на анализ кровь и мочу.
Насколько оперативно осуществляются эти обследования, зависит от организации лечебного процесса в данном стационаре. Где-то всё это сделают за пару часов, а где-то этот процесс может растянуться на несколько дней.
После поступления в палату пациент должен быть осмотрен лечащим врачом отделения, куда поступил. Часто, например, в выходные дни, лечащим врачом, временно, может быть дежурный хирург, принимавший больного в приёмном отделении. Этот врач может, по своему усмотрению, что-то добавить в протокол обследования и дополнить назначенное лечение.
Лечение в стационаре – процесс комплексный. Включает в себя:
1. Назначение необходимого режима. Режимы бывают: строгий постельный (вообще вставать с постели нельзя), постельный (можно вставать только рядом с кроватью), палатный (можно ходить по палате, иногда в туалет) и свободный, когда разрешено ходить по отделению, по лестнице и т.д.
Кстати, немаловажное значение имеет качество кроватей для пациентов. В хорошо организованном отделении имеются так называемые «функциональные» койки, регулирующиеся под удобство пациента. С помощью специальных рукояток можно менять уровень головного и ножного конца кровати. В более продвинутых моделях есть электрические регуляторы и пульт, с которого пациент управляет этими функциями сам. Некоторые кровати снабжены дополнительными поддержками над головным концом (на специальной штанге), чтобы можно было подтягиваться вверх на кровати и менять положение тела.
2. Питание, как составная важная часть лечения. Каждому пациенту назначается своя диета (от греческого – образ жизни). В нашей стране советский учёный М.И.Певзнер ещё сто лет назад разработал основные лечебные диеты. Он назвал их столами и пронумеровал. Мы знаем 15 лечебных столов, есть и несколько разновидностей каждого. Для примера: пациентам с сахарным диабетом нельзя употреблять простые углеводы (глюкозу, фруктозу, сахарозу). Им назначается стол №9, диабетический, с ограничением углеводов. При гастритах – щадящий стол №1, при больных почках – стол №7 (ограничение белков и соли). Общий стол №15 – для большинства больных. Обычная пища, но ограничено содержание жиров, нет острых специй.
Обычно в наших больницах питание разделено на три стола: общий,1-й и 9-й. В специализированных стационарах могут добавлять свои столы (при заболеваниях почек, печени, кишечника и т.д.).
3. Лечебная гимнастика (ЛФК – лечебная физкультура) назначается для реабилитации после операций, при заболеваниях позвоночника, суставов и т.д.
4.Назначение лекарственных препаратов – основной вид лечения во всех отделениях стационара.
5. Оперативное лечение, которое проводится только в хирургических отделениях.
Пациент может получать лекарства, глотая их через рот (по латыни per os, в просторечье – перорально: таблетки, капсулы, микстуры), путём введения в мышцу (внутримышечно, в/м), подкожно (п/к) или в вену (внутривенно, в/в) в виде специальных стерильных растворов. Редко лекарства вводятся в артерию (в/а), в лимфатическую систему, внутрикожно, внутрикостно или в виде клизм. В отдельных областях медицины, например, в офтальмологии, урологии, гинекологии и т.д., лекарства вводят шприцом в соответствующие органы с разными лечебными целями (например, для выполнения лечебных блокад, промывания полостей и т.д.).
Внутривенно лекарства можно вводить с помощью шприца, а можно наладить длительное введение с помощью специальной инфузионной системы, в народе её называют «капельница», поскольку в системе имеется фильтр с капельным регулятором, дозирующий скорость введения препарата. В первом случае лекарство набирается в шприц и вводится непрерывно в виде так называемого болюса, в течение короткого времени (несколько секунд или минут). Во втором случае препарат поступает из большого (от 100мл до 2 литров) мешковидного пластикового резервуара или из стеклянного флакона.
Сегодня существуют специальные автоматические аппараты для проведения внутривенных введений (инфузий). Греческое infusion означает вливание, введение. Есть шприцевые дозаторы, в которые заправляется шприц с лекарством, а есть инфузионные насосы (инфузоматы, линеоматы), регулирующие поступление препарата из резервуаров большого объёма (вместо капельницы здесь имеется специальный роликовый насос). Уже придуманы автоматические шприцы-пистолеты для внутримышечных самоинъекций. Существуют и широко применяются шприц-тюбики с препаратами для экстренной помощи на поле боя или в зонах стихийных бедствий.
Кратковременные инъекции (уколы) обычно выполняются путём введения лекарства из шприца с помощью инъекционной иглы. Для длительного в/в введения иглы использовать неудобно (можно повредить вену). Для этого существуют специальные пластмассовые катетеры, их правильно называть: «периферический венозный катетер», хотя иногда можно услышать название: “флексюля, канюля»”. Для введения растворов в крупные центральные вены используют более толстые и длинные трубки – катетеры (например, подключичный).
Но, поскольку мы находимся в обычном хирургическом отделении, мы не увидим здесь никаких автоматов. Инъекции выполняются с помощью шприцов вручную, да и длительные в/в инфузии ещё часто осуществляются без использования катетеров, через иголки.
Есть ещё термин «трансфузия». В отличие от введения простых растворов (инфузий), во время трансфузии внутривенно (в/в) вводятся препараты крови. Проще говоря, трансфузия – это переливание крови (гемотрансфузия).
Как пациент получает необходимые лекарства?
Через медсестру соответствующего отделения. Таблетки, микстуры раздаёт постовая медсестра. В разных отделениях разная организация. В некоторых отделениях таблетки и пр. медсестра приносит пациенту сама, оставляя их на тумбочке, заодно давая инструкцию по их приёму. В некоторых отделениях пациенты подходят на сестринский пост, где все лекарства разложены по палатам и пофамильно в отдельные ячейки. Первый способ более правильный, можно избежать разные непредвиденные ситуации, когда пациенты забирают не свои препараты, употребляют их бесконтрольно.
Инъекции (уколы) в будние дни выполняет процедурная медсестра. Простые инъекции ходячим пациентам обычно выполняются в процедурном кабинете. «Капельницы» ставят непосредственно в палате, где находится пациент. Во время этой процедуры он должен лежать.
Поскольку процедурная медсестра проводит в/в капельные инфузии одновременно нескольким пациентам в разных палатах, часто бывает так, что, в отсутствие контроля за процедурой, система с лекарством пустеет, раствор уходит из фильтрующего узла (капельницы). Это всегда пугает пациентов. Все боятся, что раствор полностью уйдёт в вену и туда начнёт засасывать воздух. Все наслышаны о смертельной опасности воздушной эмболии, о смерти людей, когда в полость сердца попадает воздух.
Сразу скажу: эта ситуация, когда в системе заканчивается раствор и его уровень опускается ниже капельного узла, при использовании периферических вен (локтевой, на предплечье или кисти) абсолютно безобидная. Даже у обезвоженного человека этот уровень не дойдёт до вены, остановится в трубке системы по принципу сообщающихся сосудов. Давление крови в периферической вене всегда немного выше давления столба жидкости в инфузионной системе. Речь идёт именно о периферических венах, в которые осуществляются инфузии чаще всего.
При использовании крупных вен (подключичная, яремные вены) такая опасность существует. Персонал об этом знает и внимательно следит за процессом. Что делать пациенту, если уровень раствора из контрольной колбочки уходит, а персонала рядом нет? Если Вы знаете, что это последняя в плане лечения система, можете ничего не делать. Пусть уровень раствора уходит из фильтрующего узла (контрольной колбочки). Дальше нижней трубки он не уйдёт. Если предстоит продолжить лечение, использовать другие ёмкости с растворами, лучше самому перекрыть систему. Иначе, в случае опустошения колбочки с капельницей, следующий резервуар с раствором подключать нельзя.
Под напором большого объёма жидкости воздух из капельницы пойдёт в вену, что абсолютно недопустимо. Когда в колбочке капельницы (фильтрующем узле) остался раствор, медсестра сможет подключить следующий флакон с раствором и открыть регулятор для продолжения инфузии. Поэтому пациент, увидев, что уровень жидкости дошел до капельницы и начинает уходить из неё, может сам её перекрыть.
Спокойно можно свободной рукой перекрыть систему, повернув колёсико зажима-регулятора. Если всё же уровень жидкости ушёл ниже капельницы, а лечение надо продолжать, медсестре придётся поднять этот уровень, заполнив резервуар фильтрующего узла. Процедура несложная, но требует определённых навыков. Сам пациент этого сделать не сможет. Придётся дожидаться медсестру.
Персонал хирургического отделения.
Здесь работают врачи – хирурги, медицинские сёстры, младший медицинский персонал и уборщицы (не относятся к медицинскому персоналу).
По штатному расписанию в хирургическом отделении должно быть достаточное количество врачей. Если в отделении 60 коек, то днём пациентов должно лечить не менее 4 врачей (один врач на 15 больных). Ещё есть врачи, обеспечивающие так называемые дежурства – работу в ночное время и в выходные дни. Обычно в дежурствах участвуют постоянные врачи отделения, но часто к работе привлекаются врачи со стороны – дежуранты, совместители. Руководит работой отделения заведующий, врач с большим стажем и опытом работы.
По всем вопросам в рамках врачебной компетенции пациент должен обращаться к своему лечащему врачу, а если тот не может решить вопрос – к заведующему отделением. В ночное время и в выходные дни все вопросы решает дежурный врач. Обычно врача можно найти в своём кабинете – ординаторской. Врачей стационара у нас называют ординаторами. Это не совсем правильно, т.к. ординатор – это выпускник медицинского вуза, получающий какую-то медицинскую специализацию. А у большинства врачей-хирургов есть не только нужная специализация, но и немалый стаж работы.
В больнице пациенты чаще общаются со средним медицинским персоналом, чем с врачами. Это и понятно: врачи оперируют, выполняют перевязки, делают назначения, оформляют документацию. А медсёстры выполняют все назначения и решают массу других вопросов, связанных с размещением в отделении, комфортом в палате, питанием. Т.е., решают большую часть вопросов, волнующих пациентов в отделении. Врачи часто отсутствуют в ординаторской или в отделении (операции, перевязки, консультации в других отделениях, больничные планёрки, консилиумы и т.д.). А палатные медсёстры всегда на месте: на своём посту или в сестринской комнате, всё рядом. К ним следует обращаться с любыми волнующими пациента вопросами: от претензий на храпящего соседа до жалоб на ухудшение своего состояния. Если медсестра помочь не может, надо обращаться к своему лечащему врачу или к заведующему отделением.
Кто чем занимается в хирургическом отделении? В сравнении с другими отделениями, даже с реанимацией, здесь значительно больше разных подразделений и специалистов разного профиля, как среди врачей, так и среди среднего медперсонала.
Любое хирургическое отделение обычно разделяется на две части - хирургия общего профиля и травматология.
В обычной больнице широкого профиля выполняются разнообразные операции. Наиболее часто выполняются оперативные вмешательства на органах брюшной полости, грудной клетки, конечностях. По статистике самыми частыми заболеваниями, требующими оперативного вмешательства, являются острый аппендицит и острый калькулёзный (с наличием камней в пузыре) холецистит. Реже, но всё равно, довольно часто, случаются заболевания кишечника (непроходимость кишечника, его опухоли, спайки брюшной полости), поджелудочной железы, грудной клетки. Соответственно, все врачи – хирурги должны уверенно оперировать в этих областях. Но в каждой больнице ещё существует специализация хирургов в дополнительных сферах. Обычно, один из них специализируется на болезнях сосудов (вен и артерий конечностей) – сосудистый хирург. Он лучше других выполняет операции на варикозно расширенных венах нижних конечностей. Другой врач (проктолог) оперирует геморрой.
Врач – травматолог лечит повреждения костей, связок, сухожилий и суставов.
Существуют ещё больницы, специализирующиеся на нейрохирургических операциях, сосудистые центры, онкологические стационары. Мы говорим о больницах общего профиля.
Также здесь существуют своя специфика работы среднего медицинского персонала. Помимо обычных палат и процедурных, имеется отдельное операционно-перевязочное отделение со своим отдельным персоналом. Здесь работают медсёстры, принимающие участие в оперативных вмешательствах (операционные медсёстры), они же часто работают в перевязочном отделении (здесь обычно свой персонал).
Только в хирургическом отделении выполняют оперативные вмешательства помимо обычных инъекций, капельниц и таблеток. Поэтому по площади оно – самое обширное отделение в больнице. Здесь имеются такие же, как и везде в больнице, палаты, процедурные, холл, туалеты, кабинеты, разные вспомогательные хозяйственные места. Но только здесь развёрнута инфраструктура для проведения оперативных вмешательств. Сюда входят: операционный блок, перевязочные кабинеты, гипсовая, часто – рентген-кабинет. И везде имеется свой персонал.
В операционный блок обычно входят: несколько операционных помещений, предоперационная комната, помещения для хранения медицинского оборудования и материалов, комната хранения баллонов с медицинскими газами (закись азота, углекислый газ), комната отдыха персонала операционного отделения. Более подробно о работе операционной – в отдельной статье.
Подготовкой пациента к операции занимается средний и младший персонал отделения по назначению врача-хирурга.
Пациент перед операцией должен сходить в туалет, принять душ. Неходячих больных обтирают влажными салфетками. Кожа в области предполагаемой операции должна быть выбрита. Перед операциями часто необходимо дополнительно очистить кишечник с помощью очистительной клизмы. Если у пациента предстоит операция по поводу кишечной непроходимости, ему назначается так называемая сифонная клизма большим количеством промывной жидкости. Кстати, после такой клизмы иногда больной излечивается и операция не потребуется. В операционную больной с кишечной непроходимостью обязательно подаётся с введенным в желудок зондом во избежание опасности затекания желудочного содержимого в трахею. Все эти процедуры трудоёмкие и требуют определённых навыков от персонала.
Лечение пациентов в послеоперационном периоде имеет свою специфику, в отличие от пациентов, получающих консервативную (т.е. осторожную терапию без оперативного вмешательства). В процессе любой операции на поверхности тела происходит повреждение кожных покровов и нижележащих тканей (кроме операций с использованием эндоскопических технологий). Эти повреждения в конце операции закрываются простым зашиванием или наложением скобок, затем накладываются защитные повязки. Во избежание инфекционных осложнений, до полного заживления кожных ран, необходима регулярная (обычно ежедневная) антисептическая обработка этих ран с полной заменой повязок. Для выполнения этой работы в хирургическом отделении имеется свой персонал (перевязочные медсёстры, иногда и отдельный врач) и специальные перевязочные кабинеты. Один кабинет – для чистых перевязок, другой – для обработки нагноившихся, «грязных» ран. Обычно также предусмотрена «гипсовая» комната для наложения гипсовых повязок при повреждении конечностей.
После операций, если не требуется лечение в реанимации, пациент возвращается на свою койку. Дальнейшее его лечение, естественно, будет немного отличаться от начального, дооперационного. Другой режим – у каждого пациента свой, другое питание, больше «капельниц», инъекций. Но постепенно всё вернётся к исходному, вплоть до выписки домой.
Существуют условные сроки пребывания пациентов в хирургическом отделении. Условные, потому, что каждый больной индивидуален. Каждый болеет по-своему и люди переносят лечение и операции очень индивидуально, в зависимости от восстановительных возможностей организма.
В абсолютном большинстве случаев заживление ран после операций происходит в течение 7 дней, иногда до 10 дней. После истечения этого срока можно снимать швы (удалять нити, которыми зашивались раны) и выписывать пациента домой.
В случаях особого течения болезни сроки выписки могут затягиваться на неопределённое время. Всё очень индивидуально.
Страховые медицинские компании, которые оплачивают лечение каждого пациента и контролируют эффективность лечения, устанавливают рекомендованные сроки лечения каждого заболевания. В случае затягивания этих сроков, если были выявлены недостатки лечения, страховая компания штрафует лечебное учреждение, отнимает у него часть денег, потраченных на лечение данного больного. Справедливо это или нет, отдельный разговор.
Во всяком случае, это – по закону. В любом случае пациент остаётся в стороне со своими проблемами. А у больницы уменьшается бюджет для лечения других пациентов. Подробнее об этом поговорим, обсуждая работу страховых медицинских компаний.
Теперь можно поговорить на тему претензий пациентов к качеству лечения. В сущности, любому человеку всё равно, по какой причине что-то в его лечении пошло не так. Главное: конечный результат его не устраивает. Существует три основных причины возникновения осложнений в течении заболевания или затягивании сроков лечения.
1. Много зависит от самого пациента, от его исходного состояния здоровья, образа его жизни, жизненного тонуса, да и просто, от желания выздороветь. Посмотрите на диаграмму и задумайтесь над цифрами.
Как это может повлиять на результаты лечения?
Представьте, что человек живёт в неблагоприятных экологических условиях (загрязнённость атмосферы, некачественная вода, профессиональные вредности на работе), много курит, злоупотребляет алкоголем, возможно, имеет наследственную предрасположенность к каким-то болезням. У каждого человека имеется «слабое место» в организме, которое проявляется в виде болезни в случае возникновения провокационных факторов(переутомление, недосып, переохлаждение, травмы, интоксикации).
Понятно, что заболевания у него будет протекать иначе, чем у исходно крепкого человека, ведущего здоровый образ жизни. У ослабленных, изначально больных людей, защитные механизмы в организме плохо работают, заживление ран затягивается, часто возникают послеоперационные осложнения (нагноения раны, несостоятельность швов, вторичные инфекционные осложнения в виде застойной пневмонии, инфекции мочевыделительной системы) даже на фоне правильной, по протоколу, антибактериальной терапии. Чтобы вылечить такого пациента, требуется приложить очень много усилий, использовать дорогостоящие виды лекарств, методик лечения и дополнительного обследования. Раз система финансирования медицины у нас устроена так, что больница платит за всё из своего бюджета, который пополняет страховая компания, то дополнительная финансовая нагрузка в виде необходимости лечения исходно «запущенных» больных, обязательно отразится на общем бюджете больницы. Может не хватать средств на закупку необходимых материалов и лекарств. Медики в таких случаях очень стараются, но не всё здесь зависит от них.
2. Качество работы конкретных сотрудников больницы, в первую очередь врачей и медсестёр. Они все люди, и ничто человеческое им не чуждо. Даже у самого крутого профессионала в работе случаются «проколы», обусловленные переутомлением, недосыпанием, эмоциональными стрессами. Следует особо подчеркнуть, что ни один врач, находясь в здравом уме, не хочет специально принести вред больному человеку. Хотя бы потому, что у большинства людей, посвятивших себя это тяжёлой профессии, имеются соответствующие нравственные устои. Каждый врач искренне желает помочь страждущему, ждущему его помощи, человеку. Да и никто из врачей не захочет иметь дополнительных проблем, которые могут привести к потере работы.
Огрехи в работе, возникающие у добросовестного врача, периодически случаются. Врачи сами переживают от этого и стремятся побыстрее их ликвидировать, учесть, чтобы больше эти ошибки не повторять. Существует небольшое количество врачей, часто допускающих какие-то недоработки, просто говоря, халтурщиков. Они помощь оказывают, но часто не в полном объёме, невысокого качества. Они быстро проявляются. Пациенты могут сами ускорить их отстранение от профессии, жалуясь на их работу (об этом – позже). В лечении пациентов в больнице принимают участие много врачей, обычно это позволяет компенсировать ошибки одного из них. Но если собирается много жалоб на одного конкретного врача, заведующий отделением и начальники больницы обязаны принять соответствующие меры.
Пациенты должны с пониманием относиться к тяжёлой работе медиков и правильно оценивать возникающие проблемы в их работе. Например, если процедурной медсестре не удалось с первого раза попасть в вену, это может быть случайность. Ведь она выполняет такие манипуляции десятки раз за смену. Не стоит по этому поводу устраивать истерики, это может отразиться на других пациентах. Если лечащий врач сделал, с точки зрения пациента, что-то не то в назначениях (например, назначил лекарство, которое пациент не переносит), не надо сразу паниковать и скандалить. Постарайтесь спокойно разрешить этот вопрос с ним или с завотделением. Вообще все претензии к работе отделения сначала необходимо предъявлять заведующему отделением. Он заинтересован разрешить их как можно быстрее, ведь от этого зависит его репутация и зарплата (стимулирующие выплаты). Он находится обычно в своём кабинете. Вариантов разрешения конфликтных ситуаций в больнице много, об этом поговорим в другой раз.
3. Недостатки в организации работы больницы.
Это, когда процесс лечения затруднён причинами, не зависящими ни от лечащего врача, ни от заведующего отделением, ни от пациента. Больница имеет свой собственный бюджет, из которого она закупает необходимые лекарства, оборудование, выплачивает часть зарплаты персоналу. При нерациональном расходовании средств в отделении может отсутствовать нужный препарат. Имеет большое значение нравственный уровень руководителя больницы. Если главный врач заинтересован в качественной помощи пациентам, он обязательно будет согласовывать свои решения с подчинёнными. Например, перед закупкой нужного оборудования он сначала посоветуется со специалистами, которые на нём будут работать. Сегодняшние реалии, к сожалению не такие радужные. Фирмы, сбывающие оборудование, заинтересованы в том, чтобы больницы закупали наиболее дорогое оборудование, подкупая руководителей лечебных учреждений так называемыми «откатами», выплачивая им премии в виде какого-то процента от стоимости оборудования. Эта аппаратура может простаивать без работы ввиду отсутствия комплектующих, отсутствия нужных для её работы специалистов. Даже, если она работает, много средств уйдёт на её обслуживание, ремонт. Соответственно, не хватит средств на закупку каких-то лекарств. А, если бы руководитель советовался со специалистами, закупал более подходящее для работы оборудование, и не столь дорогостоящее, оставалось бы больше средств для снабжения отделения всем необходимым.
От руководителя лечебного учреждения зависит уровень зарплаты подчинённых. Если процесс лечения в больнице налажен нерационально, персонал не получает премии и стимулирующие выплаты, наиболее квалифицированные врачи уходят в другие лечебные учреждения, где платят больше. Ввиду нехватки персонала оставшиеся доктора вынуждены перерабатывать, чтобы «закрыть» недостающие штаты. Это приводит к переутомлению персонала, что повышает риск совершения ошибок, снижает качество работы персонала. Предъявлять претензии в данном случае надо не к лечащему врачу, а к его руководителям.
Как проявляется эта ситуация?
Если пациенту говорят, что необходимо приобрести какое-то лекарство, отсутствующее в больнице. Если ему сообщают, что для выполнения ему качественной операции он должен приобрести какие-то материалы (перевязочный материал, сетки, материалы для остеосинтеза и т.д.), потому, что, мол, в больнице они отсутствуют или имеются, но плохого качества. Или пациенту надо долго ждать, пока они появятся. Ещё хуже, когда перед операцией врач «набивает» себе цену, требуя заплатить ему за операцию под предлогом гарантии качества операции. Иногда хирурги предлагают заплатить деньги за якобы «новейший» препарат для наркоза. Хотя анестезиологи никогда этого не требуют. Любые примеры вымогательства денег от пациентов говорят о том, что в этом лечебном учреждении сложилась коррупционная обстановка, поощряемая руководством больницы.
Жертвами некачественной организации работы лечебного учреждения становятся, в первую очередь, пациенты. Они мало что могу изменить в этой ситуации. Но ведь страдает и рядовой персонал больницы. Люди стараются, перерабатывают, тратят здоровье на работе и всё это никак не компенсируется. Попытки со стороны медработников что-то изменить обычно приводят к репрессивным санкциям, иногда вынуждая хороших специалистов увольняться.
Итак, если пациента не устраивают результаты лечения в лечебном учреждении, он должен сначала проанализировать все нюансы, выделить наиболее важные моменты, сделать правильные выводы. И только после этого что-то предпринимать.
Хороший врач обязательно поможет пациенту в этом анализе, расскажет о возможных причинах возникшей ситуации, предложит свои варианты последующих действий.
Например, у больного в послеоперационном периоде развилось осложнение в виде застойной пневмонии. К этому могут привести несколько факторов. У пациента могут быть изначально проблемы с лёгкими из-за его длительного курения, каких-то хронических заболеваний лёгких и бронхов с детства, плохих условий быта, загрязнённости атмосферы. Наличие хронических заболеваний, лечением которых пациент занимался много лет, может привести к развитию резистентности (устойчивости, сопротивления) его внутренней микробной флоры (она есть у всех людей) к действию антибактериальных препаратов. В протокол лечения больных в послеоперационном периоде входит назначение антибиотиков после обширных операций и при наличии у пациента хронической инфекции. Так вот, назначенные после операции антибиотики могут оказаться бесполезными, если внутренняя микрофлора пациента к ним нечувствительна. Частично в этом может быть виноват сам пациент, ранее бесконтрольно принимавший антибактериальные препараты по поводу любого «чиха».
Обычно каждая больница, аналогично отдельному живому организму, имеет свою внутреннюю микрофлору. Несмотря на строгое соблюдение санитарных норм (строгая стерильность воздуха и материалов в операционных и перевязочных комнатах, регулярное проветривание и очистка воздуха в других помещениях), всё равно в воздухе и на поверхностях оседает множество микроорганизмов, намного больше, чем в помещениях обычной квартиры. Это понятно, ведь в больнице вместе собирается много людей нездоровых, носителей порой экзотических микробов. Все эти микробные штаммы перемешиваются, конкурируют. И со временем в больнице формируется какой-то, характерный только для неё, симбиоз бактерий и вирусов. Обычно в каждой больнице опытным путём подбирается спектр антибиотиков для лечения большинства инфекций с наибольшим эффектом. Иными словами, помимо медицинских протоколов, рекомендующих назначение тех или иных антибиотиков при конкретных заболеваниях, учитываются ещё и местные особенности микрофлоры. Так вот, у некоторых пациентов, ранее применявших подобные антибактериальные препараты, внутренние микроорганизмы могут оказаться нечувствительными к назначаемому лечению. Чтобы избежать подобных ситуаций, для определения характера микрофлоры и её чувствительности к антибиотикам, в процессе лечения обязательно проводят дополнительные исследования. Материалы, где концентрируются эти микробы (выпот из брюшной полости, плевральная жидкость, кровь, содержимое полостных образований – кист и гнойников, мокрота, моча и т.д.), в зависимости от характера заболевания, отправляются в бактериологическую лабораторию для посева на микрофлору и определения её чувствительности к антибиотикам. Но обычно это длительный процесс, поэтому, до получения результатов исследования, назначаются антибиотики, как говорят, эмпирически, т.е. из опыта. Чаще всего это срабатывает, но иногда первоначальное лечение не даёт нужного эффекта. Обвинять огульно кого-то не следует. В медицине не бывает абсолютно предсказуемых результатов. Мало того, может случиться так, что для лечения основного заболевания, по поводу которого была проведена операция, назначенная антибактериальная терапия подходит, даёт хороший лечебный эффект. А вследствие ослабления организма из-за этого заболевания обостряется скрытое хроническое исходное заболевание, например, «просыпается» старая бронхолегочная инфекция, или инфекция мочеполовой системы. И эти микроорганизмы как раз могут быть нечувствительны к назначаемым антибиотикам. У пациента в послеоперационном периоде может развиться пневмония (воспаление лёгких), отягчающая течение основного заболевания и удлиняющая время лечения в больнице. Также этому может способствовать невыполнение пациентом рекомендаций лечащего врача по ранней активизации после операции. Бывают пациенты, которые боятся сделать после операции хоть малейшее движение, даже на фоне достаточного обезболивания, не хотят испытывать даже незначительную боль. Одним из основных условий быстрого послеоперационного восстановления здоровья является как можно более ранняя активизация пациента. Уже в первые сутки после операции надо делать упражнения в виде лечебной физкультуры (ЛФК) самостоятельно и под руководством инструктора ЛФК. Ради справедливости, следует признать тот факт, что во многих больницах не налажена система ЛФК в раннем послеоперационном периоде. Поэтому любой разумный человек должен брать инициативу в свои руки и самостоятельно делать упражнения, сначала в постели, затем, вставая с кровати, в палате. Превозмогая возможные ощущения дискомфорта. В конце концов, в скорейшем выздоровлении больше всех должен быть заинтересован сам пациент.
Начинать надо с простейших упражнений: движения во всех суставах конечностей лёжа в постели поочерёдно. После того, как лечащий врач разрешит вставать и ходить, можно подключать инструктора ЛФК.
На этом одном примере можно разобраться, от кого зависит быстрейшее выздоровление после операции. Получается, в равной мере: от пациента и от медперсонала. Но пациент всегда должен проявлять в процессе лечения активное участие, не рассчитывая, что кто-то всё сделает за него.
Если пациент видит огрехи в процессе лечения со стороны больницы, в его интересах надо пытаться быстрее всё исправить. Но не надо закатывать грандиозные скандалы по любому поводу. Вы этим сделаете себе только хуже. Врачи- тоже люди и ничто человеческое им не чуждо. Скорее всего, они воспримут нападки пациента, как личное оскорбление. Ведь они, пусть не так, как кому-то хочется, делают свою работу, стараются. А вместо спокойного разговора получают плевок в лицо. Естественно, после этого не надо ждать, что медики вдруг станут другими. Они будут делать своё дело, но без особого желания, стараясь побыстрее его закончить. И не факт, что от доктора, которому пациент не доверяет и которого оскорбил, он получит всю необходимую помощь. Тот ведь будет работать без энтузиазма, может что-то случайно и упустить в работе. Сначала надо спокойно, без эмоций, поговорить с лечащим врачом, постараться услышать друг друга. При отсутствии его заинтересованности- незамедлительно обращаться к заведующему отделением. Следующая инстанция – начмед (заместитель главврача по лечебной работе) и главный врач больницы. Обычно все конфликты разрешаются на этом уровне. Редко, когда приходится обращаться в вышестоящие инстанции. Полезно знать, что руководители лечебных учреждений боятся распространения сведений о некачественной работе своих подчинённых за пределы своего учреждения. Поэтому, в большинстве случаев, они прикладывают максимум усилий по исправлению ситуации в интересах пациента.
Если с пациента вымогают деньги, заставляют покупать дорогостоящие лекарства и материалы, пусть даже через больничную кассу, следует обратиться с запросом в свою страховую компанию: действительно этот вид лечения должен быть оплачен, или пациент должен получить его бесплатно?
Лечение в хирургическом отделении подразумевает осуществления оперативного вмешательства. Об этой стороне лечения – в отдельной статье.
Все вопросы лечащему врачу и заведующему отделением лучше задавать во время ежедневного врачебного обхода. Поэтому перед обходом пациенту следует хорошо обдумать волнующие его вопросы, можно записать их, чтобы не забыть в нужный момент. Если сразу вопрос не разрешился, на следующий день следует его повторить. По выходным дням плановые обходы не проводятся, поэтому надо всё обдумывать заранее.
Если усилия медперсонала и самого пациента увенчались закономерным выздоровлением, его выписывают домой. О дне выписки лечащий врач обычно сообщает во время обхода. Пациенты иногда хотят пробыть в больнице подольше, просят задержать выписку. Если это обусловлено действительной необходимостью продолжить лечение здесь, следует подойти к заведующему отделением и обосновать свою просьбу. Надо помнить, что больница – не дом отдыха, и что существуют другие люди, нуждающиеся в лечении в стационаре, ждущие своей очереди. И следует помнить, что полноценное лечение любого заболевания – процесс многоэтапный, стационарное лечение – это только начало. Далее необходимо продолжить лечебный процесс в привычных для себя домашних условиях, расширяя режим активности и питания. А врачебное наблюдение продолжить в поликлинике. Надо стараться брать инициативу в свои руки, пытаться решать мелкие проблемы самому.
Что пациент должен делать в день выписки? Предупредить родственников о времени выписки, чтобы принесли одежду и помогли уехать домой. Собрать свои вещи и ждать, когда будут готовы документы на выписку. Если вещи хранятся в приёмном покое, персонал отделения поможет забрать их оттуда. Лечащий врач оформляет выписной эпикриз, в котором будут подробно описаны: сроки госпитализации, диагноз, проведенные обследования, все виды полученного лечения, рекомендации по дальнейшему лечению, соблюдению режима и диеты, назначена дата явки в поликлинику или вызова участкового врача на дом для неходячих больных. Выписной лист должен быть подписан двумя врачами: лечащим и заведующим данного отделения. Должен быть заверен печатью учреждения.
Работающим пациентам выдаётся освобождение от работы на срок госпитализации. Продление больничного листа можно будет сделать у врача поликлиники, к которому необходимо обратиться в назначенную в выписке дату.
Иногда пациенты чувствуют себя обязанными отблагодарить персонал отделения, где лечился. Надо помнить, что закон запрещает делать подарки служебным лицам дороже 3 тысяч рублей. Всё, что выше – считается взяткой. Благодарить, или нет – дело каждого. Персоналу будет приятно. Но люди работают не ради подарков. Наибольшее удовлетворение они получают от результатов своей качественной работы, если пациенту реально удалось помочь, несмотря на трудности.
В современных реалиях очень большое значение имеет поддержание имиджа хорошего специалиста, рекламируя его в различных интернет сообществах, оставляя положительные отзывы. Это действительно приятно врачу, и это помогает ему в его карьере, профессиональном росте. Это принесёт ему больше пользы, чем торт или коробка конфет.