Почти каждый водитель хотя бы раз задумывался, как бы выжать из своей машины чуть больше мощности. Да, удовольствие не из дешёвых — тюнинг, установка новых деталей, иногда вмешательство в "мозги" авто. Но мечта ведь сильнее — хочется, чтобы мотор пел, а педаль под ногой отзывалась с азартом.
Один из самых доступных и популярных способов прибавить немного "лошадей" — это тюнинг выхлопной системы. Прямоток, "паук", новые резонаторы — слов много, но суть одна: хотим, чтобы двигатель дышал свободнее и работал эффективнее.
С чего начать?
Первым делом — выбор глушителя.
Тут важно понять, чего ты хочешь. Тихую езду или, наоборот, глубокий, "спортивный" рык? Материалы бывают разные — от воронёной стали до никелированных или из нержавейки.
Форма труб — прямые или загнутые, с одним выходом или с двумя. Да и по звуку глушители различаются: на некоторых сайтах даже можно прослушать, как тот или иной вариант звучит. Правда, учти — после обкатки звук может немного измениться.
Цены тоже скачут: зависит от материалов, бренда, технологии и аппетита продавца. Забавно, но часто отечественные глушители ничуть не хуже, а то и лучше некоторых импортных. И стоят при этом заметно дешевле.
Кстати, большинство тюнинговых глушителей можно поставить почти на любую машину — неважно, какой у тебя двигатель или класс авто.
Самая большая потеря мощности — в выпуске
Многие не знают, но серьёзная часть потерь мощности происходит как раз на выходе — в выпускном коллекторе. Именно поэтому в тюнинге так часто ставят "паук" — выпускной коллектор с равной длиной труб, который минимизирует сопротивление. Он и получил своё название из-за характерной «паучьей» формы.
Да, прибавка в мощности будет не космическая — до 7%, если ещё и впуск доработать. Но! Даже эта небольшая прибавка ощущается на ходу.
Что ещё дорабатывают?
Чтобы система работала максимально эффективно, жёсткие соединения заменяют гофрами или шарнирами, ставят трубы с большим диаметром, используют резонаторы с пониженным сопротивлением. Всё это нужно для того, чтобы газы выходили быстрее и не мешали мотору работать.
- Выхлопная система вообще отвечает не только за "громкость" — она влияет и на поведение двигателя. Настроенная правильно, она помогает быстрее очищать цилиндры от отработавших газов и лучше заполнять их свежей смесью. То есть, грубо говоря, мотор работает «чище» и ровнее.
Зависимость от длины и диаметра труб
Тут всё просто: чем короче труба и больше её диаметр — тем меньше сопротивление. Для двигателя объёмом 1.5 литра оптимальна труба диаметром 45–50 мм и длиной около 3–3.5 метров.
- Если правильно расположить резонатор (например, чуть дальше от выпускного клапана), можно улучшить продувку цилиндров. Это скажется на тяге и крутящем моменте.
Хочешь, чтобы двигатель тянул с низов? Настраивай систему под участок оборотов до пика. Хочешь "пиковую" отдачу, как в гонках? Тогда резонатор настраивается под участок после максимума. Спорт — он такой, в нём и 120 децибел в норме.
Результат эксперимента
Сегодняшний подопытный — Kia Rio с 1.6-литровым мотором и механикой. Мы решили проверить на практике, сколько "лошадей" можно вытянуть из этой, казалось бы, обычной городской рабочей лошадки.
Базовая проверка: что говорит завод?
Сначала — на диностенд, чтобы узнать, соответствует ли мотор заводским цифрам. Напомню, по паспорту это 123 л.с. при 6300 об/мин и 151 Н·м при 4850 об/мин.
По факту лучший результат, который мы сняли:
119.7 л.с. при 6150 об/мин и 164.7 Н·м при 3900 об/мин.
Цифры вполне честные, так что стартуем с «нормальной» базы.
Арсенал для апгрейда
На момент первых замеров у нас уже были в наличии:
- выпускной коллектор 4-2-1 (в народе — просто «паук»),
- трасса с прямоточным резонатором и глушителем,
- и холодный впуск (Cold Air Intake).
Установку начали с «паука». И, внимание: перенастройку блока управления делать не стали специально, чтобы оценить «голый» эффект от железа.
Немного теории — зачем вообще ставить «паук»?
Заводской коллектор на таких моторах — это компромисс. Маленькие трубки, узкие проходы, да ещё и катализатор на выходе — создают затык для отработавших газов. Это мешает мотору «дышать». Даже если кат исправен — он всё равно тормозит поток, и по замерам видно, что даже спорткат съедает 1–1.5% мощности.
Коллектор 4-2-1 сделан так, чтобы выхлопные газы меньше мешали друг другу, быстрее уходили и не «подпирали» двигатель.
Первый замер после установки «паука»
Возвращаемся на диностенд и смотрим результат:
- 123.6 л.с. при 6250 об/мин,
- 167.5 Н·м при 3150 об/мин.
Что интересного: момент подрос, но сместился в зону более низких оборотов, что добавляет тяги на низах — машина стала более отзывчивой. Но не всё гладко: с 4200 до 5000 об/мин заметен провал — как по мощности, так и по моменту. Мы это сразу списали на заводскую прошивку, которая просто не рассчитана на такие изменения в выхлопе.
Финальный аккорд: чип-тюнинг
После установки выхлопа и холодного впуска провал не исчез, пока не сделали перенастройку ЭБУ. Но вот после прошивки — совсем другое дело.
Финальный результат:
- 132.4 л.с. при 6400 об/мин,
- 175.3 Н·м при 3900 об/мин.
То есть, +9 л.с. и +8 Н·м к заводским значениям. Это неплохая прибавка для атмосферника объёмом 1.6 — особенно учитывая, что до этого он выдавал около 120 «лошадей».
Друзья, а если вы хотите сделать грамотной и продуманный тюнинг выхлопной системы на вашем любимом железном коне и не навредить ресурсу основных узлов и агрегатов - обращайтесь к специалистам нашей компании Mr.Glushitel.
Мы работаем на рынке более 5 лет: за это время мы сделали чуточку счастливее более 20.000 людей, которые теперь каждое утро, запуская мотор, заряжаются невероятно позитивными эмоциями, которых хватит, чтобы еще раз влюбиться в свой автомобиль.
На все наши работы мы даем гарантию в 720 дней, а рассчитать стоимость доработки выхлопной системы вашего автомобиля можно прямо на нашем сайте всего за пару кликов.