Автобусы марки Ikarus были знакомы советским пассажирам ещё с 1950-х годов. В 1960-е годы в СССР массово поставлялись междугородние люксовые модели Ikarus-55, а к концу десятилетия в городах начали появляться сочленённые автобусы Ikarus-180, отличающиеся особо большой вместимостью.
С 1970 года в СССР начали поступать автобусы Ikarus-556. Это автобус большой вместимости, одиночный вариант 180-й модели. Качественно отличался от отечественных городских автобусов и от Икарусов прошлых моделей, таких как Ikarus-620. Новая машина вмещала 105 пассажиров, салон имел накопительную площадку и три двери для входа, дизельный двигатель RABA-MAN располагался горизонтально под полом.
В Куйбышевскую область новые Ikarus-556 поступили уже в марте 1970 года. Ikarus-556 не стал столь массовой моделью, с 1970 года города активно пополняются новыми ЛиАЗ-677, а вскоре на конвейере модели 556 и 180 заменят Икарусы 200-й серии.
Качественных фото к сожалению нет, крупным планом в кадр они практически не попадали.
Работа автобусов в Куйбышеве. Основная масса первых новых автобусов поступила в областную столицу. Партия была в 30 единиц, из которых 10 единиц через месяц передали в Тольятти.
У многих самарцев с Икарусами ассоциируется в первую очередь ПАТП-5. Но в 1970 году новые Икарусы поступили в Советский филиал (КПАТП-4) пассажирского автокомбината №1 и работали на маршрута 25 и 42. Хотя вскоре были переданы в Кировский филиал (КПАТП-5) к своим собратьям-гармошкам, а Советский филиал комплектовался автобусами ЛиАЗ.
Последующий приход 556-х был в 1972 году - 1 единица и в 1973 году - 11 единиц. Кроме того в 1976 году от Сочинского транспортного управления после капитального ремонта в Калуге поступил ещё один автобус, предположительно 1971 года выпуска.
Таким образом в Куйбышев поступило и работало 33 автобуса Ikarus-556, в том числе 32 новых и 1 переданный из Сочи.
Средний возраст списания автобусов в советские времена был 7-10 лет. Икарусы 556 не стали исключением, первые машины были списаны в 1977 году, большая часть - 25 автобусов, списаны в период 1980-1982 годов.
К концу 1970-х годов основу автопарка составляли Икарусы 260, а модель 556 считалась устаревшей, автобусы были переведены в автоколонну для заказных перевозок.
Интересный факт. В Средне-Волжском транспортном управлении в конце 1970-х годов начал формироваться музей, кроме стационарной экспозиции, планировалось создать экспозицию автомобильной техники, выведенной из эксплуатации. Известно, что как минимум по одному автобусу Ikarus-180 и Ikarus-556 дожили до конца 1980-х годов и участвовали в парадах-выставках на день автомобилиста. К сожалению, достоверная судьба этих машин неизвестна.
Работа автобусов в Тольятти. Город Тольятти к 1970-м годам получил новое рождение, связанное со строительством Волжского автозавода. Для нового города применялись передовые технологии и в перевозке пассажиров. Создано новое пассажирское автопредприятие для обслуживания Автозаводского района, которое в основном комплектовалось Икарусами.
Как упоминалось выше, в 1970 году Тольяттинское ПАТП получило 10 новых Икарусов из Куйбышева, ещё 10 получило новыми с завода. Парк активно пополнялся 556 моделью в 1971 и 1972 годах: 15 и 25 автобусов соответственно. Кроме того, Тольятти, как и Куйбышев, в 1976 году получил из Сочи один Икарус-556 1971 года выпуска. Всего в городе работал 61 автобус Ikarus 556.
Списание Икарусов 556 началось в 1977 году и равномерно продолжалось до начала 1980-х годов. Тольяттинские машины полностью не изучены, последние известные три автобуса списаны в феврале 1983 года.
Средний ремонт автобусов предприятия проводили своими силами, дефицитные и несложные запчасти старались делать самостоятельно. Капитальные ремонты производились на Калужском АРЗ, двигатели МАН на капитальный ремонт отправляли с Ростов.
Подведём итог. Автобус Ikarus-556 стал хорошим подспорьем в работе пассажирского автотранспорта и был самым вместительным одиночным автобусов на тот момент. Всего с 1970 по 1973 в Куйбышевскую область поступило 92 новых автобуса, а так же в 1976 году 2 автобуса от Сочинского транспортного управления. Вывод из эксплуатации и списание были в период 1977-1983 годов.
Бонусом: журнальная модель Ikarus-556 от Modimio, стилизованная под куйбышевскую машину.
* СВТУ - Средне-Волжское транспортное управление - с 1966 года включало в свою структуру порядка 40 различных АТП в городах и районах области, промышленные предприятия и подсобные хозяйства для обеспечения работы транспорта. В 1983 году название сменилось на ТПО "Куйбышевавтотранс". До 1966 г. - Куйбышевское областное автомобильное управление.
Если вам понравился материал, поддержите лайком, репостом или комментарием :)
Использование материалов только со ссылкой на первоисточник.
Подготовлено по материалам: ЦГАСО, газет "Волжская заря", "Волжский комсомолец", музея МП "ТПАТП-3", группа Фотожурналист Абросимов Николай / Старая Самара
За газетные вырезки отдельная благодарность hazelsamara
Использование материалов только со ссылкой на первоисточник.