Найти в Дзене

Про Ikarus 556 в Куйбышеве и Тольятти

Автобусы марки Ikarus были знакомы советским пассажирам ещё с 1950-х годов. В 1960-е годы в СССР массово поставлялись междугородние люксовые модели Ikarus-55, а к концу десятилетия в городах начали появляться сочленённые автобусы Ikarus-180, отличающиеся особо большой вместимостью. С 1970 года в СССР начали поступать автобусы Ikarus-556. Это автобус большой вместимости, одиночный вариант 180-й модели. Качественно отличался от отечественных городских автобусов и от Икарусов прошлых моделей, таких как Ikarus-620. Новая машина вмещала 105 пассажиров, салон имел накопительную площадку и три двери для входа, дизельный двигатель RABA-MAN располагался горизонтально под полом. В Куйбышевскую область новые Ikarus-556 поступили уже в марте 1970 года. Ikarus-556 не стал столь массовой моделью, с 1970 года города активно пополняются новыми ЛиАЗ-677, а вскоре на конвейере модели 556 и 180 заменят Икарусы 200-й серии. Качественных фото к сожалению нет, крупным планом в кадр они практически не попада

Автобусы марки Ikarus были знакомы советским пассажирам ещё с 1950-х годов. В 1960-е годы в СССР массово поставлялись междугородние люксовые модели Ikarus-55, а к концу десятилетия в городах начали появляться сочленённые автобусы Ikarus-180, отличающиеся особо большой вместимостью.

С 1970 года в СССР начали поступать автобусы Ikarus-556. Это автобус большой вместимости, одиночный вариант 180-й модели. Качественно отличался от отечественных городских автобусов и от Икарусов прошлых моделей, таких как Ikarus-620. Новая машина вмещала 105 пассажиров, салон имел накопительную площадку и три двери для входа, дизельный двигатель RABA-MAN располагался горизонтально под полом.

В Куйбышевскую область новые Ikarus-556 поступили уже в марте 1970 года. Ikarus-556 не стал столь массовой моделью, с 1970 года города активно пополняются новыми ЛиАЗ-677, а вскоре на конвейере модели 556 и 180 заменят Икарусы 200-й серии.

Качественных фото к сожалению нет, крупным планом в кадр они практически не попадали.

Работа автобусов в Куйбышеве. Основная масса первых новых автобусов поступила в областную столицу. Партия была в 30 единиц, из которых 10 единиц через месяц передали в Тольятти.

Фото из газеты "Волжский комсомолец" от 15 марта 1970 г.
Фото из газеты "Волжский комсомолец" от 15 марта 1970 г.
Заметка об открытии маршрута №42. Волжская заря от 11 апреля 1970 г.
Заметка об открытии маршрута №42. Волжская заря от 11 апреля 1970 г.

У многих самарцев с Икарусами ассоциируется в первую очередь ПАТП-5. Но в 1970 году новые Икарусы поступили в Советский филиал (КПАТП-4) пассажирского автокомбината №1 и работали на маршрута 25 и 42. Хотя вскоре были переданы в Кировский филиал (КПАТП-5) к своим собратьям-гармошкам, а Советский филиал комплектовался автобусами ЛиАЗ.

Панорама 4-го Мичуринского микрорайона. 1970 год. По Ново-Садовой улице едет Икарус-556 вероятно на 25 или 42 маршруте. Газета "Волжская заря" от 10 августа 1970 года, фрагмент фото.
Панорама 4-го Мичуринского микрорайона. 1970 год. По Ново-Садовой улице едет Икарус-556 вероятно на 25 или 42 маршруте. Газета "Волжская заря" от 10 августа 1970 года, фрагмент фото.
Стоянка у Дома сельского хозяйства. 1973 год. По Ново-Садовой улице едет Икарус-556. Фото из газеты "Волжская заря" от 26 апреля 1973 года.
Стоянка у Дома сельского хозяйства. 1973 год. По Ново-Садовой улице едет Икарус-556. Фото из газеты "Волжская заря" от 26 апреля 1973 года.

Последующий приход 556-х был в 1972 году - 1 единица и в 1973 году - 11 единиц. Кроме того в 1976 году от Сочинского транспортного управления после капитального ремонта в Калуге поступил ещё один автобус, предположительно 1971 года выпуска.

Таким образом в Куйбышев поступило и работало 33 автобуса Ikarus-556, в том числе 32 новых и 1 переданный из Сочи.

Куйбышев, парад автомобильной техники на День автомобилиста (фрагмент фото). На маршрутоуказателе надпись, похожая на "Заказной". Фото Н. Абросимова. Ссылка на пост в ВК: https://vk.com/nikolaiabrosimov?w=wall-178390544_227
Куйбышев, парад автомобильной техники на День автомобилиста (фрагмент фото). На маршрутоуказателе надпись, похожая на "Заказной". Фото Н. Абросимова. Ссылка на пост в ВК: https://vk.com/nikolaiabrosimov?w=wall-178390544_227

Средний возраст списания автобусов в советские времена был 7-10 лет. Икарусы 556 не стали исключением, первые машины были списаны в 1977 году, большая часть - 25 автобусов, списаны в период 1980-1982 годов.

К концу 1970-х годов основу автопарка составляли Икарусы 260, а модель 556 считалась устаревшей, автобусы были переведены в автоколонну для заказных перевозок.

Интересный факт. В Средне-Волжском транспортном управлении в конце 1970-х годов начал формироваться музей, кроме стационарной экспозиции, планировалось создать экспозицию автомобильной техники, выведенной из эксплуатации. Известно, что как минимум по одному автобусу Ikarus-180 и Ikarus-556 дожили до конца 1980-х годов и участвовали в парадах-выставках на день автомобилиста. К сожалению, достоверная судьба этих машин неизвестна.

Работа автобусов в Тольятти. Город Тольятти к 1970-м годам получил новое рождение, связанное со строительством Волжского автозавода. Для нового города применялись передовые технологии и в перевозке пассажиров. Создано новое пассажирское автопредприятие для обслуживания Автозаводского района, которое в основном комплектовалось Икарусами.

Как упоминалось выше, в 1970 году Тольяттинское ПАТП получило 10 новых Икарусов из Куйбышева, ещё 10 получило новыми с завода. Парк активно пополнялся 556 моделью в 1971 и 1972 годах: 15 и 25 автобусов соответственно. Кроме того, Тольятти, как и Куйбышев, в 1976 году получил из Сочи один Икарус-556 1971 года выпуска. Всего в городе работал 61 автобус Ikarus 556.

На переднем плане новые Икарусы в ТПАТП-1, на заднем плане Икарус, поступивший из Куйбышева. Дата сьёмки 1972-1973 гг. Фото из музея ТПАТП-3 г. Тольятти.
На переднем плане новые Икарусы в ТПАТП-1, на заднем плане Икарус, поступивший из Куйбышева. Дата сьёмки 1972-1973 гг. Фото из музея ТПАТП-3 г. Тольятти.
Икарус-556 на городском маршруте №15 в Тольятти. Фото из музея ТПАТП-3 г. Тольятти.
Икарус-556 на городском маршруте №15 в Тольятти. Фото из музея ТПАТП-3 г. Тольятти.
Икарусы-556 и ЛИАЗы-677 в ремзоне ТПАТП-1. Фото из музея ТПАТП-3 г. Тольятти.
Икарусы-556 и ЛИАЗы-677 в ремзоне ТПАТП-1. Фото из музея ТПАТП-3 г. Тольятти.

Списание Икарусов 556 началось в 1977 году и равномерно продолжалось до начала 1980-х годов. Тольяттинские машины полностью не изучены, последние известные три автобуса списаны в феврале 1983 года.

Средний ремонт автобусов предприятия проводили своими силами, дефицитные и несложные запчасти старались делать самостоятельно. Капитальные ремонты производились на Калужском АРЗ, двигатели МАН на капитальный ремонт отправляли с Ростов.

Подведём итог. Автобус Ikarus-556 стал хорошим подспорьем в работе пассажирского автотранспорта и был самым вместительным одиночным автобусов на тот момент. Всего с 1970 по 1973 в Куйбышевскую область поступило 92 новых автобуса, а так же в 1976 году 2 автобуса от Сочинского транспортного управления. Вывод из эксплуатации и списание были в период 1977-1983 годов.

Бонусом: журнальная модель Ikarus-556 от Modimio, стилизованная под куйбышевскую машину.

* СВТУ - Средне-Волжское транспортное управление - с 1966 года включало в свою структуру порядка 40 различных АТП в городах и районах области, промышленные предприятия и подсобные хозяйства для обеспечения работы транспорта. В 1983 году название сменилось на ТПО "Куйбышевавтотранс". До 1966 г. - Куйбышевское областное автомобильное управление.

Если вам понравился материал, поддержите лайком, репостом или комментарием :)

Использование материалов только со ссылкой на первоисточник.

Подготовлено по материалам:  ЦГАСО, газет "Волжская заря", "Волжский комсомолец", музея МП "ТПАТП-3", группа Фотожурналист Абросимов Николай / Старая Самара

За газетные вырезки отдельная благодарность hazelsamara

Использование материалов только со ссылкой на первоисточник.