Представьте себе Москву без светофоров? Это сделать сложно. Но мы можем предположить, что на столичных дорогах без светофоров случится транспортный коллапс и увеличится число аварий. А ведь когда-то в Москве совсем не было светофоров. Вы можете возразить, что машин сто лет назад практически не было. Конечно, машин было немного, но ведь тогда была альтернатива из другого транспорта.
А теперь представьте такую картину: по московским узким улочкам одновременно едут трамваи, широкие конные экипажи, грузовые и легковые автомобили, первые автобусы, а также идут пешеходы. И все это разнообразие транспортных средств среди тесных улиц… Да к тому же много пешеходов. Конечно же иногда это вызывало заторы и дезорганизацию в движении. Впоследствии тяжелая дорожная ситуация Москвы первой трети 20 века вынудит власти задуматься над появлением метро.
Регулировщики
В начале 20 века в Москве на участках с более интенсивным движением уже стояли регулировщики. Впервые они появились в Москве еще при царе. Это говорит о том, что уже тогда движение в городе пытались каким-то образом упорядочить.
Кстати, очень любопытный момент – в разное время регулировочный жезл был весьма спорным атрибутом у постового. Первые регулировщики регулировали движение с помощью жезла, а вот с конца 1920-х годов их у постовых забрали, оставив регулировать только руками, на которые были надеты белые перчатки. Перед войной им вернули жезлы, но в 1960-х постовые на несколько лет опять остались без них.
Первые светофоры в мире
Первый светофор появился еще в далеком 1868 году в Лондоне. Тогда он не был похож на современный, но функцию регулировки он выполнял. Этот светофор больше напоминал железнодорожный семафор того времени. И это не случайно, ведь его разработчиком был Джон Пик Найт – специалист по железнодорожным семафорам.
Светофор этот был механическим. Регулировщик вручную переводил семафорные стрелки. В темное время суток вместо стрелок использовали газовые лампы красного и зеленого цветов. Данная конструкция стояла в Лондоне перед парламентом. Но спустя всего три недели газовый фонарь взорвался и травмировал полицейского. После этого подобные конструкции были запрещены.
Первый электрический светофор был создан и установлен в Америке в начале 1910-х годов. Он был двухсигнальным – красный и зеленый. Вскоре появилась и связанная система светофоров, когда один оператор одновременно управлял светофорами на нескольких перекрестках. Чуть позже к цветовой двухсигнальной гамме прибавился еще один цвет – желтый. Таким образом в 1920-х годах появляется привычный нам светофор, который начинают использовать повсеместно. Но все эти светофоры не были автоматизированы и управлялись человеком.
Первый светофор в Москве
В Москве в рамках эксперимента первый электрический светофор, или как его называли тогда – семафор, появился 30 декабря 1930 года на углу Петровки и Кузнецкого моста. Управлялся он постовым.
В 1933 году эксперимент был оценен положительно. С этого момента Москва начинает устанавливать светофоры на наиболее оживленных центральных улицах и проспектах. Но большинство московских улиц еще длительное время оставались без светового регулирования.
До 1959 года советские светофоры имели иное расположение цветовых линз, чем сейчас. И если с желтым все понятно – он был по середине, то зеленый и красный располагались на местах, противоположных нынешним. Уже после в СССР стали делать светофоры в соответствии с международными нормами, расположив красный сигнал сверху, а зеленый - снизу.
Как бы странно это не звучало, но пешеходные светофоры появятся в Москве только в 1960-х годах. Да и в мировой практике они стали впервые применяться только в 1950-е в США.
До 1970-х годов светофоры в Москве управлялись вручную сотрудниками ГАИ из специальной постовой будки.
Со временем московские светофоры претерпели огромные изменения. У них появились дополнительные секции, обратный отсчет, светодиодные элементы и компьютерное управление. Они стали неотъемлемой частью дорожной инфраструктуры. И если 95 лет назад в Москве был всего один единственный светофор, то сейчас сложно найти улицу, где нет не единого «светового регулировщика», хотя и такие улицы в столице есть.
Спасибо, что дочитали статью до конца.
Буду рад Вашему лайку 👍 или комментарию 💬.
И если статья была полезной, прошу подписаться на мой канал, что бы не пропустить что-то новое из хорошо забытого старого.