Комната-гроб и теория «сверхчеловека»
Родион Романович Раскольников, бывший студент юридического факультета, живёт в каморке, напоминающей гроб, под крышей пятиэтажного дома в Петербурге. Он одет в лохмотья, голодает, задолжал хозяйке за квартиру и избегает встреч с нею. Его мучает не столько физическая нищета, сколько душевный разлад. Раскольников вынашивает теорию, разделяющую человечество на два разряда:
1. «Обыкновенные» — «твари дрожащие», подчиняющиеся законам и морали.
2. «Необыкновенные» — «право имеющие» (Наполеоны, Ликурги, Магометы), которым дозволено переступать через нормы ради великих целей.
Он решает проверить, принадлежит ли сам к «избранным», совершив убийство старухи-процентщицы Алены Ивановны. Её он считает «вошью», чьи деньги, нажитые на чужих страданиях, можно использовать для помощи сотням несчастных.
Встреча с Мармеладовым — зеркало социальной катастрофы
В распивочной Раскольников сталкивается с Семёном Захаровичем Мармеладовым, опустившимся чиновником, который пропивает последние гроши. Мармеладов исповедуется перед незнакомцем: его жена Катерина Ивановна, больная чахоткой, и трое детей голодают. Старшая дочь, Соня, ради спасения семьи стала проституткой.
«А ведь я… пил её кровь!» — рыдает Мармеладов, осознавая свой грех.
Раскольников провожает его домой и незаметно оставляет на окне деньги. Этот эпизод становится для него импульсом к действию: мир несправедлив, и только радикальный поступок может его изменить.
Письмо матери — моральный удар
Раскольников получает письмо от матери, Пульхерии Александровны. Она сообщает, что его сестра Дуня ради денег на его обучение согласилась выйти замуж за Петра Петровича Лужина, надменного дельца средних лет. Дуня, работая гувернанткой у Аркадия Ивановича Свидригайлова, пережила клевету: её обвинили в связи с хозяином, хотя сама она едва избежала его домогательств.
Раскольников понимает: сестра жертвует собой, продаваясь Лужину, как Соня продаёт тело. Это подталкивает его к решению убить старуху — добытые деньги «спасут» Дуню и дадут ему самому возможность возвыситься над нищетой.
Сон о забитой лошади — пророчество крови
Перед преступлением Раскольников видит кошмар: в детстве он наблюдает, как пьяные мужики насмерть забивают клячу. Ребёнок-Родя плачет, целует мёртвую лошадь, но один из мужиков кричит:
«Тащи её кнутом! На что она сдалась!»
Сон символизирует ужас перед насилием, но парадоксально подталкивает Раскольникова к убийству: «Неужели я действительно возьму топор?».
Подготовка — шаг в бездну
Раскольников крадёт топор из дворницкой, мастерит «заклад» — деревянную палочку, имитирующую серебряную сигаретницу, — и идёт к старухе. Его план: убить Алену Ивановну, забрать деньги и драгоценности, спрятанные в её сундуке. По дороге он бормочет:
«Я не старуху убиваю… Я принцип убиваю!»
Двойное убийство — точка невозврата
Раскольников приходит к старухе под предлогом заклада «сигаретницы». Когда Алена Ивановна поворачивается спиной, он наносит ей удар топором по затылку. Внезапно в квартиру возвращается Лизавета, кроткая сестра процентщицы, беременная и беззащитная. В панике Раскольников убивает и её.
«Господи!» — успевает вскрикнуть Лизавета.
Он хватает кошелёк с деньгами, но, охваченный отвращением, почти ничего не берёт. Чудом избежав встречи со свидетелями, он возвращается домой и прячет украденное под камнем во дворе.
Лихорадка и паранойя
Раскольников впадает в бредовое состояние. Он пытается уничтожить улики — стирает кровь с одежды, но теряет силы. Получив вызов в полицию, он в ужасе думает, что его разоблачили. Однако речь идёт о долгах хозяйке. В участке он слышит разговор о двойном убийстве и падает в обморок. Письмоводитель Заметов заподозривает неладное.
Болезнь и забота Разумихина
Три дня Раскольников лежит без памяти. О нём заботится Дмитрий Прокофьич Разумихин, его друг-студент, воплощение душевного здоровья и простоты. Разумихин, не подозревая о преступлении, покупает Родиону одежду, кормит его и рассказывает о новостях:
«Эту старушонку убили… Ты слышал? Все только об этом и говорят!»
Раскольников получает письмо от матери: она и Дуня скоро приедут в Петербург. Он в отчаянии — не хочет, чтобы они видели его падение.
Лужин и Свидригайлов — двойники зла
В квартиру Раскольникова приходит Лужин. Тот презрительно заявляет, что женитьба на Дуне — акт милосердия с его стороны. Раскольников прогоняет его, защищая честь сестры.
Позже он сталкивается с Свидригайловым, который шантажирует его намёками:
«Мы одного поля ягоды… Вы тоже переступили».
Смерть Мармеладова — встреча с Соней
На улице Раскольников становится свидетелем гибели Мармеладова: пьяного старика давит экипаж. Он помогает отнести его в жалкую квартиру, где Катерина Ивановна в истерике бьётся о гроб. Перед смертью Мармеладов просит прощения у Сони. Раскольников отдаёт семье последние деньги на похороны.
Здесь происходит его первая встреча с Соней Мармеладовой. Её кротость и готовность к самопожертвованию поражают его:
«Что бы я без них была? Что бы с ними было?» — шепчет Соня.
Встреча с матерью и сестрой — разрыв
Раскольников встречает мать и Дуню на вокзале. Его холодность ранит Пульхерию Александровну. Дуня признаётся, что разорвала помолвку с Лужиным из-за его подлого письма, где тот обвиняет её в связи с Раскольниковым. Родион восхищён её гордостью, но мучается чувством вины:
«Я вас всех убил… а вы мне кланяетесь!»
Первая беседа с Порфирием Петровичем
Следователь Порфирий Петрович, дальний родственник Разумихина, приглашает Раскольникова на «неформальную беседу». Он упоминает статью Родиона о «право имеющих», опубликованную в журнале, и задаёт провокационные вопросы:
«А что, если кто-нибудь из ваших «необыкновенных» решит, что ему дозволено убить?»
Раскольников теряет самообладание, но Порфирий отпускает его, не имея доказательств.
Евангелие от Сони — искра надежды
Раскольников приходит к Соне. Тот, потрясённый её смирением, спрашивает:
«Как вы можете жить, зная, что… вас презирают?»
Соня читает ему притчу о воскрешении Лазаря:
«Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрёт, оживёт».
Раскольников насмехается, но в душе поражён её верой.
Исповедь Свидригайлову — двойник-искуситель
Свидригайлов, преследующий Дуню, встречает Раскольникова. Тот в отчаянии признаётся:
«Да, я убил… старуху и Лизавету».
Свидригайлов, вместо шантажа, говорит:
«Мы одного поля ягоды… Я тоже переступил».
Он рассказывает о своих грехах: совращении 14-летней девочки, доведении слуги до самоубийства.
Вторая встреча с Порфирием — психологическая ловушка
Порфирий вызывает Раскольникова снова. Он сообщает, что арестован маляр Миколка, признавшийся в убийстве старух. Но следователь ясно даёт понять: он знает, что виновен Раскольников.
«Страдание — великая вещь… Придите с повинной», — советует Порфирий.
Раскольников в ярости, но следователь отпускает его, играя на его нервах.
Подлость Лужина — торжество справедливости
На поминках Мармеладова Лужин подбрасывает Соне 100 рублей, обвиняя её в краже. Раскольников разоблачает его: деньги выпали из кармана Лужина при свидетелях. Соня оправдана, Лужин с позором бежит. Этот эпизод подчёркивает контраст между низостью Лужина и святостью Сони.
Самоубийство Свидригайлова — тупик безнравственности
Свидригайлов, влюблённый в Дуню, пытается её соблазнить. Когда она стреляет в него из револьвера (пули не попадают), он понимает, что потерял последний шанс на спасение. Ночью он видит кошмары: утопленница-девочка, гниющие цветы. Утром Свидригайлов застреливается на пустынной улице.
Признание Соне — крест как символ искупления
Раскольников приходит к Соне и признаётся в убийстве. Та, рыдая, умоляет его покаяться:
«Страдание прими… Пойди, стань на перекрёстке, поклонись народу!»
Она даёт ему кипарисовый крест. Раскольников целует землю на Сенной площади, но, услышав о самоубийстве Свидригайлова, откладывает признание.
Финал. Дорога на каторгу
Порфирий приходит к Раскольникову и открыто заявляет:
«Вы убийца… Но я не хочу вас арестовывать. Признайтесь сами».
Раскольников идёт к Соне, та надевает на него крест. Он целует её ноги:
«Я не тебе поклонился, я всему страданию человеческому поклонился».
В полиции он признаётся. Суд приговаривает его к 8 годам каторги в Сибири. Соня едет за ним.
Эпилог: Воскрешение души
На каторге Раскольников замкнут, презирает сокамерников. Соня поселяется рядом, поддерживает его. Во время болезни он видит сон: мир, заражённый «трихинами» (микробами гордыни), где люди убивают друг друга во имя «истины». Проснувшись, он понимает, что любит Соню. В финале Достоевский намекает: через страдание и любовь герой обретёт искупление. «Но тут начинается новая история…».
«Их воскресила любовь… Он даже и не знал, что новая жизнь не даром же ему достаётся».
Заключение
«Преступление и наказание» — роман о мучительном возрождении души через страдание. Раскольников, начав с идеи превосходства, через боль и любовь приходит к пониманию: все люди равны перед Богом. Достоевский показывает, что истинная свобода — не в праве убивать, а в способности любить и каяться.