С 1 сентября 2025 года в России вводится обязательная маркировка автомобильных масел, и это нововведение может серьезно ударить по карманам автолюбителей. Главное изменение заключается в том, что масла больше нельзя будет продавать в розлив из бочек. Это значит, что привычный для многих способ экономии на обслуживании автомобиля уйдет в прошлое. Вместо этого автовладельцам придется покупать масло только в заводской упаковке, что, естественно, приведет к росту расходов. И это лишь одна из проблем, с которыми столкнутся простые автомобилисты.
Сейчас покупка масла на розлив — это реальная возможность сэкономить. Во-первых, не нужно переплачивать за тару, а во-вторых, можно приобрести качественный продукт у проверенного поставщика по более доступной цене. Особенно это актуально для автосервисов, которые закупают масло в бочках оптом. Это удобно, практично и, что самое важное, выгодно. Однако с сентября 2025 года такая практика станет невозможной. Как пояснил в беседе с Autonews.ru Илья Плисов, член правления Союза автосервисов России, новые правила запрещают юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям продавать масло на розлив. Бочку можно будет продать только целиком, и после этого она официально выводится из оборота.
Что это значит на практике? Если автосервис захочет продать клиенту, скажем, 6 литров масла из бочки, ему придется зарегистрироваться как производитель на платформе «Честный знак», создать карточку нового товара, запросить и выкупить маркировку. Только после этого можно будет продать масло. Это не только усложняет процесс, но и делает его более дорогим. В итоге все эти дополнительные расходы, скорее всего, лягут на плечи конечных потребителей — автовладельцев.
Но и это еще не все. Новые правила также предполагают, что при замене масла в рамках сервисного обслуживания автосервисы будут обязаны включать стоимость материалов (масел и технических жидкостей) в общую стоимость услуги. Это значит, что вернуть деньги за некачественную услугу будет крайне сложно. Возврат возможен только в виде устранения недостатков, но не в виде денежной компенсации. Для автовладельцев это создает дополнительные риски: если что-то пойдет не так, доказать свою правоту и вернуть деньги будет практически невозможно.
Конечно, у новых правил есть и положительная сторона. Маркировка должна помочь бороться с контрафактной продукцией, которая сегодня заполонила рынок. Поддельные масла и технические жидкости не только снижают срок службы автомобиля, но и могут стать причиной серьезных поломок. Однако вопрос в том, не окажется ли борьба с контрафактом слишком дорогой для простых автолюбителей. Ведь, по сути, они будут вынуждены платить больше за те же самые услуги и товары.
Для автосервисов новые правила тоже станут серьезным вызовом. Многие небольшие мастерские, которые сегодня выживают за счет низких цен и гибкой системы обслуживания, могут просто не справиться с дополнительными бюрократическими и финансовыми нагрузками. В результате это может привести к сокращению числа небольших автосервисов и росту цен на услуги у крупных игроков.
В общем, нововведение, которое должно было сделать рынок более прозрачным и безопасным, рискует обернуться новыми трудностями для всех участников процесса. Автовладельцы будут вынуждены платить больше, автосервисы — тратить больше времени и ресурсов на соблюдение новых правил, а рынок в целом может стать менее гибким и конкурентоспособным. Остается надеяться, что власти учтут эти риски и внесут необходимые корректировки до того, как новые правила вступят в силу. В противном случае сентябрь 2025 года может стать началом нового витка роста цен на автомобильное обслуживание в России.