Золотое правило FPV-хобби гласит — купи пульт, потренируйся в симуляторе, затем возьми вуп или что побольше и тренируйся там, где поменьше людей и препятствий. Не получается? Тренируйся еще. Но, как и в любом другом хобби, у части аудитории есть такой запрос: “вот деньги, что купить, чтобы полететь прям завтра?”. И производители дронов готовы удовлетворить такое пожелание, но — с оговорками. В этой статье разберем доступные на рынке FPV-комплекты, созданные по принципу “нажал-полетел и даже не разбился”.
Почему FPV-дрону так тяжело висеть?
Ну в самом деле, что тут такого? Мавики же висят, Хубсаны — тоже. Изначально, FPV-дроны в их классическом виде были построены вокруг очень простых и дешевых полетных контроллеров. По сути, все что они умеют — это быстро обсчитывать управляющие команды со стиков пульта пилота и передавать уже свои команды на моторы. Типичный FPV-дрон летает на ручном управлении — даже в режиме Angle, который проще для новичков, чем Acro. В Angle дрон стабилизирует угол наклона, но он не висит за тебя в воздухе и не удерживает точку, потому что в нем нет систем, которые анализируют положение в пространстве и корректируют положение дрона.
Самые очевидные примеры таких систем — GPS, оптические и инфракрасные сенсоры. Да-да, те самые что напиханы во все возможные места какого-нибудь свежего Mavic Air 3S.
Дроны для новичков со стабилизацией
Многие годы дела обстояли именно так — FPV-дроны со своими простенькими контроллерами отдельно, Фантомы/Мавики со своими возможностями зависания — отдельно. Все изменилось в 2019 году, когда компания DJI решилась на эксперимент и представила DJI FPV-дрон. По своей сути, это был гибрид Мавика и FPV-дрона — умеет летать как какая-нибудь пятерка на полетнике с Betaflight (на самом деле нет) и способен вставать как вкопанный в воздухе по одному нажатию заветной кнопки. А еще умеет возвращаться в точку старта в полностью автоматическом режиме.
Производители попроще, без многомиллионных бюджетов R&D отдела DJI, быстро почуяли куда дует ветер (в сторону консьюмер-дронов) и начали делать свои коптеры, которые хоть как-то могут облегчить новичку вход в непростое хобби. Давайте посмотрим что представлено на рынке.
DJI Avata 2
Было бы странно, если бы первым в списке было что-то другое. Avata 2 — это самый технически совершенный FPV-комплект для новичка. Дрон из этого комплекта больше всего походит на синевуп от GepRC или iFlight, то есть это достаточно крупный квадрокоптер с пластиковой защитой лопастей по периметру. DJI не поскупилась на технологии, а главное — на качество их реализации, которые реально помогают новичку начать уверенно летать на FPV-дроне без лишних заморочек и тренировок в симуляторе.
По умолчанию, Avata 2 поставляется с DJI RC Motion 3 — штукой, похожей на банан, с курком и кнопками. Удивительно, но по многочисленным отзывам, “банан” действительно более интуитивно понятен и проще в освоении, чем традиционный пульт (такой с Avata 2 тоже можно подружить). Весь остальной набор фич, который позволяет любому дрону DJI зависать в воздухе и возвращаться на место взлета присутствует: GPS, сенсоры визуального позиционирования снизу и сзади и, конечно, заветная кнопка “стоп, я налетался уже” на контроллере. Качество съемки на “борт” и видеопотока в очки максимально из доступных на сегодняшний день в FPV-дронах, поскольку в авате стоит тот самый модуль DJI O4 Pro, о котором вы наверняка уже где-то слышали. Еще Avata 2 кладет на лопатки любой другой синевуп по времени в воздухе: 14-16 минут и это реальные цифры.
Мало? Если купить максимальный комплект “fly more combo 3 batteries”, то через зарядное устройство можно восполнить заряд одной разряженной батареи до примерно 60% за счет двух разряженных других (дрон садится на безопасных 20% остатка АКБ). Для обычного FPV-энтузиаста, обвязанного зарядкой, блоком питания и кучей проводов, это звучит как небылица.
Главная проблема Avata 2 — это высокая цена и практически нулевая ремонтопригодность. Кроме того, если вы откажетесь от покупки полноценного пульта и ограничитесь “бананом”, то привыкать к традиционной схеме управления на обычных FPV-дронах будет весьма непросто.
BetaFPV Cetus
Вопрос “ребят, а цетус стоит брать новичку?” — самый частый в любой группе про FPV в Telegram. Заслуживает ли этот набор такой популярности? Пожалуй, да. Цетус — это самый простой и доступный способ войти в FPV без чтения тонн мануалов и длиннющих статей на Дзене про моторы, ESC, акро и прочее. Достал из коробки очки, пульт и дрон, подрубил АКБ и худо-бедно полетел. В качестве базы рассматриваются Cetus, Cetus X и Pro (Lite это уже слишком плохо),
Помимо того, что вы получаете готовый комплект, где все друг с другом работает без всяких дополнительных настроек и мануалов, цетусы умеют держать высоту за счет лазера и барометра. Потеряв связь с пультом или потратив заряд АКБ, цетус сам аккуратно сядет на поверхность. Режимы N/S/M позволяют новичку постепенно расти в навыках без риска раздолбать квад о ближайшую стену. Вопреки распространненому мнению, самой продвинутой версией цетуса является X — здесь 2S-батарея (у остальных 1S), регулируемый наклон камеры, более мощный видеопередатчик и функция записи полета в очки пилота.
Звучит все очень неплохо, однако на практике любой цетус (за исключением одной версии на Betaflight) — это проприетарная электроника со своими программами настройки, низкокачественный пластик, частые случаи отказа и дешевые компоненты. Чудес не бывает и обычно, после нескольких месяцев или сезонов практики, полюбившие FPV новички благополучно переходят на “взрослые” наборы из обычных вупов, пультов на ELRS/Edge TX и приличных аналоговых/цифровых шлемов.
BetaFPV Aquila 16
“Акелла шестнадцать” больше всего походит на работу над ошибками, которые BetaFPV допустила, разрабатывая серию Cetus. Это еще более продуманный и простой комплект, чем цетус. Больше не нужно мучаться с размещением АКБ и его подключением — на спине у Aquila есть площадка с разъемом питания и защелками. Вытащил батарею из паза, “защелкнул” новую и готово. Из всех бюджетных комплектов, именно “акелла” больше всего похожа на DJI Avata.
Еще один существенный плюс — пульт LiteRadio 2 SE из комплекта Aquila 16 работает на ELRS, а значит, наигравшись с дроном, вы можете купить любой другой дрон на ELRS и подключить его к аппе. Также в комплекте идут неплохие очки BetaFPV VR03, которые вполне могут остаться с вами на “следующих” дронах. Все режимы цетуса у акеллы так же присутствуют — N/S/M, так что учиться на нем будет легко. А еще, за счет большой батареи, Aquila 16 летает дольше любого цетуса — до 8 минут спокойного полета по безветренному огороду.
GepRC TinyGo
Самый малоизвестный комплект в подборке и старый как прошивка CleanFlight, GepRC TinyGo предлагает новичку все то же самое, что Цетус. Из очевидных плюсов тут пульт на ELRS, причем мощность передатчика составляет целых 500 мВт (у пульта Акеллы всего 100 мВт). Также производитель заявляет об “очень жестких и крепких” материалах, использованных в конструкции рамы, но так делают примерно все производители готовых комплектов.
Заморские штучки
А что делать, если все-таки хочется полноценную пятерку или трешку, но так, чтобы все было в комплекте и настроено между собой? Если вы готовы потратить время и деньги на заказ товара из США, то выход есть. Компания Rotor Riot предлагает широченный ассортимент готовых наборов из дрона, пульта и очков, которые уже настроены и готовы лететь.
Основная критика в адрес этих наборов — их цена. Дроны собираются вручную, настраиваются и тестируются в США, что означает отсутствие «скидки на китайскую рабочую силу». Те, кто разбираются в настройке и сборке скажут: «Че? Я могу сделать всё это за час-два. И сколько за это дерут Rotor Riot?!» Ответ простой: эти наборы как раз для тех, кто не хочет/не умеет паять и настраивать.
Стоит или не стоит?
Стоит ли начинать свой путь в FPV с готовых комплектов? Да, если вы не готовы тратить время на тщательный разбор нюансов подключения и настройки троицы «пульт-коптер-очки». Нет, если вы задаетесь вопросом вроде «а будет ли компонент X из комплекта лучшим вариантом за эти деньги?». Не будет. Cinelog30 V3 летает лучше Avata 2, а Radiomaster Pocket это другой уровень по сравнению с игрушечным LiteRadio 2 SE из комплекта «акеллы». Но если хочется в небо здесь и сейчас, то почему бы и нет?
Отправить автору на пару рам Quadmula Siren F5 Split