Семейная драма бразильского режиссера Уолтера Саллеса «Я все еще здесь» относится к тому числу фильмов, которые проникают в твое сознание, не оставляя при этом депрессивного послевкусия. Это объясняется тем, что Уолтеру Саллесу удалось найти правильный ракурс и показать, что даже самые мрачные истории могут быть наполнены оптимизмом. А помог ему в этом слаженный актерский состав, который возглавила несравненная Фернанда Торрес.
Фильм сразу-же оказался в центре внимания зрителей и компетентной критики. В 2025 году исполнительница главной роли актриса Фернанда Торрес была удостоена премии «Золотой глобус» как «Лучшая драматическая актриса», а сам фильм получил три номинации премии «Оскар» и стал обладателем оскаровской золотой статуэтки как «Лучший иностранный фильм». Безусловно, это большой успех для бразильского кинематографа. Так, о чем же эта картина?
На дворе 1971 год. Бразилия находится под властью военной диктатуры, но в начале фильма мы этого не видим. Режиссер предлагает нам идеалистическую картину семейной жизни многодетной семьи, живущей в двухэтажном доме на берегу океана в Рио-де-Жанейро. Глава семейства Рубенс Пайва (Селтон Меллу), любящий и веселый отец, бывший конгрессмен, ставший инженером-строителем, и его жена Юнис (Фернанда Торрес) воспитывают пятерых детей.
В их большой семье пока всё идёт своим чередом: они веселятся, устраивают вечеринки, а двери их дома всегда открыты для друзей среди который известные журналисты и издатели. Дети много времени проводят на солнечном пляже. Младший сын Марсело приносят домой бездомного, грязного, но в тоже время забавного щенка. Юнис готовит к обеду свое фирменное суфле, а ближе к вечеру всей семьей идут в кафе, чтобы насладиться вкусом мороженного. Тем временем старшая дочь Вера готовится к отъезду в Лондон.
Все идет своим чередом. Все по-своему счастливы, но политическая напряжённость в стране нарастает. По телевизору показывают новости о похищении иностранных дипломатов. Поздним вечером Веру и её друзей останавливают и обыскивают военные. Друзья Рубенса уговаривают его уехать из Бразилии и остаться с ними в Лондоне, но тот отказывается, считая, что если его политическая карьера в прошлом, то ему ничего не грозит, да к тому же, он начал строительство нового дома.
На первый взгляд может показаться, что обычная жизнь может продолжаться в условиях военной диктатуры, пока за Рубенсом не придут. Вооруженные люди, военные в гражданской одежде, днем врываются в его дом и говорят, что он должен уехать с ними, якобы для дачи показаний. Рубенс говорит одной из дочерей, что он скоро вернется, а его жена Юнис, явно обеспокоенная, но не смеющая выказывать панику, чтобы не напугать младших детей, проводила мужа. Рубенс уехал на своей машине в сопровождении одного из мужчин на пассажирском сиденье, а за ними последовала другая машина.
Юнис вместе с детьми фактически оказалась под домашним арестом, поскольку в их доме постоянно находились вооруженные люди. День за днём, ночь за ночью проходят без каких-либо признаков того, что Рубенс вернётся домой. Ситуация начинает обостряться, когда Юнис и ее дочь Элиану тоже забирают, допрашивают, используя методы психологического давления, и спустя несколько дней отпускают. Всех обвиняют в измене, шпионаже и связи с террористами. Юнис потрясена, но не сломлена.
После беседы со знакомым адвокатом она в глубине души понимает, что с Рубенсом, как и с другими людьми, жестоко расправились и его уже не вернуть. Но, что-же ей делать, ведь у нее пятеро детей, трое из которых подростки, а двоим еще нет и десяти лет. Снять деньги со счета в банке она не может, нужна подпись Рубенса, статус которого не определен. Власти не дают никакой информации по поводу его задержания.
Несмотря на то, что Юнис с помощью знакомых журналистов придала мировой огласке то, что с ее семьей сделала «военная хунта», слежка за ее домом только усилилась. Чтобы сохранить свою семью и начать новую жизнь, Юнис вынуждена продать свой дом в Рио-де-Жанейро и переехать жить в Сан-Паулу, поближе к свои родителям. С годами сменилась политическая власть в стране, дети выросли и заняли достойное место в жизни, а Юнис до конца своих дней занималась правозащитной деятельностью.
Что-же касается моего мнения, то этот фильм нужно смотреть всем, поскольку он не только говорит о разрушительной силе преступной власти, а рассказывает о созидательной силе несломленной женщины. Фернанда Торрес демонстрирует выдающуюся игру, в которой сочетаются сдержанность и гнев, решимость и боль, умение передать подлинные чувства своей героини. Такая игра не оставит равнодушным даже самого скупого на эмоции человека. Желаю вам приятного просмотра, а своими впечатлениями, пожалуйста, поделитесь в комментариях!