Найти в Дзене
Кабинет Востоковеда

Бакула - архат, который гладит мангуста.

Слово "архат" можно перевести с санскрита как "достойный", "освобождённый" и "одолевший омрачения". Это человек, который в течение жизни достиг высшей формы духовного совершенства. В ранней буддийской иконографии известны 16 архатов, которые почитаются как ученики исторического Будды (Буддизм: Словарь, 1992, с. 37) . Бакула - один из них.

Буддийские святые. Ламы, архаты, махасиддхи. | Кабинет Востоковеда | Дзен

Бакула. Центральный Тибет, первая половина XIX в. Национальный музей азиатского искусства Смитсоновского института (англ. The National Museum of Asian Art, Smithsonian Institution), Вашингтон. Учётный номер: S2016.27. Эл. ресурс URL: https://asia.si.edu/explore-art-culture/collections/search/edanmdm:fsg_S2016.27/
Бакула. Центральный Тибет, первая половина XIX в. Национальный музей азиатского искусства Смитсоновского института (англ. The National Museum of Asian Art, Smithsonian Institution), Вашингтон. Учётный номер: S2016.27. Эл. ресурс URL: https://asia.si.edu/explore-art-culture/collections/search/edanmdm:fsg_S2016.27/

Он встретил Будду Шакьямуни уже будучи в преклонном возрасте, решил встать на путь буддизма, получил монашеский сан и достиг уровня архата.

В самых интересных историях об архатах, ламах и махасиддхах духовный левел-ап сопровождается приобретением новых способностей, которые помогают святому помогать людям в конкретном направлении.

Бакула. Тибет, XVIII-XIX вв. Онлайн-каталог аукционного дома Christie's, Эл. ресурс URL: https://www.christies.com/en/lot/lot-6387770
Бакула. Тибет, XVIII-XIX вв. Онлайн-каталог аукционного дома Christie's, Эл. ресурс URL: https://www.christies.com/en/lot/lot-6387770

  • Например, архат Субхути в одной из прошлых жизней был нагом (IAST naga - змея), а наги враждуют с гарудами. И Субхути достиг совершенства в особой практике, которая называется "медитация любящей доброты". Он оберегал нагов от гаруд посредством доброты и обе стороны испытывали признательность к архату.
Бакула. Китай, династия Цин, XVIII в. Художественный музей Филадельфии (англ. Philadelphia Museum of Art). Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/87149
Бакула. Китай, династия Цин, XVIII в. Художественный музей Филадельфии (англ. Philadelphia Museum of Art). Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/87149

Что до Бакулы, то он до старости вёл аскетический образ жизни. Настолько аскетический, что ему даже не во что было одеться, он носил одеяния из коры и листиков, как богиня Парнашавари.

И он прожил так 125 лет, пока не встретил в лесу Будду с учениками. Своё имя Бакула получил благодаря нищенскому одеянию - словом "бакула" в Индии называют местное дерево и его цветы.

Бакула (фрагмент танки). Китай, династия Цин, XVIII в. Онлайн-каталог аукционного дома Christie's. Эл. ресурс URL: https://www.christies.com/en/lot/lot-6387769
Бакула (фрагмент танки). Китай, династия Цин, XVIII в. Онлайн-каталог аукционного дома Christie's. Эл. ресурс URL: https://www.christies.com/en/lot/lot-6387769

Он всю жизнь был беден и поэтому, став архатом, получил особую способность: благословение Бакулы - это удовлетворение основных материальных потребностей каждого, кто стремится следовать буддийскому учению.

Бакула (фрагмент). Центральный Тибет, первая половина XIX в. Национальный музей азиатского искусства Смитсоновского института (англ. The National Museum of Asian Art, Smithsonian Institution), Вашингтон. Учётный номер: S2016.27. Эл. ресурс URL: https://asia.si.edu/explore-art-culture/collections/search/edanmdm:fsg_S2016.27/
Бакула (фрагмент). Центральный Тибет, первая половина XIX в. Национальный музей азиатского искусства Смитсоновского института (англ. The National Museum of Asian Art, Smithsonian Institution), Вашингтон. Учётный номер: S2016.27. Эл. ресурс URL: https://asia.si.edu/explore-art-culture/collections/search/edanmdm:fsg_S2016.27/

В буддизме, как и ранее в индуизме, есть свой бог богатства. Одно из его имён - Дзамбала. И он обладает атрибутом, который символизирует материальное и духовное благополучие. Это мангуст, изрыгающий сокровища. Именно этот милый зверёк достался Бакуле.

Бакула (фрагмент танки). Китай, династия Цин, XVIII в. Онлайн-каталог аукционного дома Christie's. Эл. ресурс URL: https://www.christies.com/en/lot/lot-6387769
Бакула (фрагмент танки). Китай, династия Цин, XVIII в. Онлайн-каталог аукционного дома Christie's. Эл. ресурс URL: https://www.christies.com/en/lot/lot-6387769
Бакула. Китай, династия Цин, XVIII в. Онлайн-каталог аукционного дома Christie's. Эл. ресурс URL: https://www.christies.com/en/lot/lot-6387769
Бакула. Китай, династия Цин, XVIII в. Онлайн-каталог аукционного дома Christie's. Эл. ресурс URL: https://www.christies.com/en/lot/lot-6387769

Существует версия, согласно которой идея о волшебном мангусте пришла из Средней Азии, где цельные шкурки мангустов использовались в качестве кошельков.

-8
Бакула. Китай, династия Цин, XIX в. Тибетский дом (англ. Tibet House), Нью-Йорк. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/71977
Бакула. Китай, династия Цин, XIX в. Тибетский дом (англ. Tibet House), Нью-Йорк. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/71977

Есть и другая версия: как мы помним из Киплинга, природными врагами мангустов являются змеи, которые хранят сокровища (Бир, 2013, с. 253). Успешный мангуст - это тот, кто захватил их себе, но в отличие от своих оппонентов, умеет делиться.

Бакула (фрагмент). Тибет, XVII в. Художественный музей Рубина (англ. The Rubin Museum of Art), Нью-Йорк. Учётный номер: P1994.11.2. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/31
Бакула (фрагмент). Тибет, XVII в. Художественный музей Рубина (англ. The Rubin Museum of Art), Нью-Йорк. Учётный номер: P1994.11.2. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/31

Бакула. Тибет, XVII в. Художественный музей Рубина (англ. The Rubin Museum of Art), Нью-Йорк. Учётный номер: P1994.11.2. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/31
Бакула. Тибет, XVII в. Художественный музей Рубина (англ. The Rubin Museum of Art), Нью-Йорк. Учётный номер: P1994.11.2. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/31

Бакула изображается именно таким: щедрым и готовым поделиться бесконечным потоком сокровищ волшебного мангуста.

Бакула (фрагмент). Восточный Тибет, XIX в. Художественный музей Рубина (англ. The Rubin Museum of Art), Нью-Йорк. Учётный номер: P1994.27.2. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/164
Бакула (фрагмент). Восточный Тибет, XIX в. Художественный музей Рубина (англ. The Rubin Museum of Art), Нью-Йорк. Учётный номер: P1994.27.2. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/164
Бакула. Восточный Тибет, XIX в. Художественный музей Рубина (англ. The Rubin Museum of Art), Нью-Йорк. Учётный номер: P1994.27.2. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/164
Бакула. Восточный Тибет, XIX в. Художественный музей Рубина (англ. The Rubin Museum of Art), Нью-Йорк. Учётный номер: P1994.27.2. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/164

Мангусты в живописных и скульптурных изображениях Бакулы выглядят очень забавно, отчасти похожими на котиков, которые тоже способны бесконечно изрыгать свои "сокровища".

Бакула. Тибет. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/77036
Бакула. Тибет. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/77036

А иногда очевидно, что танкописцы никогда не видели мангустов. И много потеряли, потому что в реальности это невероятно ловкие и отважные зверьки, которые способны одолеть в поединке ядовитую змею.

Рики-Тики-Тави наших дней. Источник: https://siriusmag.ru/articles/1292-video-mangust-i-susliki-obedinilis-protiv-kobry/
Рики-Тики-Тави наших дней. Источник: https://siriusmag.ru/articles/1292-video-mangust-i-susliki-obedinilis-protiv-kobry/

Обращаясь к произведениям искусства, мы видим, что в редких случаях волшебный мангуст просто отдыхает на руках архата, не производя сокровищ.

Бакула (фрагмент). Китай, династия Цин, XVII-XVIII вв. Онлайн-каталог аукционного дома Christie's. Эл. ресурс URL: https://www.christies.com/en/lot/lot-6200240
Бакула (фрагмент). Китай, династия Цин, XVII-XVIII вв. Онлайн-каталог аукционного дома Christie's. Эл. ресурс URL: https://www.christies.com/en/lot/lot-6200240

Бакула. Китай, династия Цин, XVII-XVIII вв. Онлайн-каталог аукционного дома Christie's. Эл. ресурс URL: https://www.christies.com/en/lot/lot-6200240
Бакула. Китай, династия Цин, XVII-XVIII вв. Онлайн-каталог аукционного дома Christie's. Эл. ресурс URL: https://www.christies.com/en/lot/lot-6200240

В танках с изображением Бакулы отражено не только великодушие архата, который отсыпает страждущим сокровища мангуста. Иногда можно увидеть, как архату возвращается его щедрость.

Бакула. Тибет, XVIII в. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/90514
Бакула. Тибет, XVIII в. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/90514

Персонаж, похожий на махасиддху, выходит из воды и преподносит Бакуле ветку благородного коралла.

Бакула (фрагмент танки). Тибет, XVIII в. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/36293
Бакула (фрагмент танки). Тибет, XVIII в. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/36293

Красный или благородный коралл - это традиционное сокровище нагов.

Субхути (фрагмент танки). Тибет, XVIII в. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/30627
Субхути (фрагмент танки). Тибет, XVIII в. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/30627

В тибетской традиции красный коралл входит список пяти драгоценных веществ вместе с золотом, серебром, жемчугом и т. н. "вайдурьей" (IAST vaidurya) - это название в основном применяется к изумрудам, бирюзе и лазуриту (Бир, 2013, с. 70, 246, 258).

Бакула. Тибет, XVIII в. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/36293
Бакула. Тибет, XVIII в. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/36293

Концепция здесь та же, что и с Субхути: архат способен преумножать заслугу дарителя. То есть чем больше добра вы принесли практикующему, тем благополучнее становится ваша карма. Вот такой "сетевой маркетинг" добра.

Бакула (фрагмент танки). Тибет. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/77036
Бакула (фрагмент танки). Тибет. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/77036

В этом году в честь 110-летия Санкт-Петербургского дацана Государственный музей истории религии (Санкт-Петербург) представил отреставрированную танку изображением Бакулы. Она была выполнена бурятским художником, сотрудником ГМИР Осором Будаевым в начале 1930-ых гг. До 30 сентября 2025 г. это произведение можно увидеть в экспозиции, посвящённой буддизму.

Бакула. О. Будаев. 1930-ые гг. ГМИР (Санкт-Петербург). Источник: https://gmir.ru/exhibitions-events/current-exhibitions/osor-budaev-lama-hudozhnik-sobiratel-k-110-letiyu-sankt-peterburgskogo-dacana/
Бакула. О. Будаев. 1930-ые гг. ГМИР (Санкт-Петербург). Источник: https://gmir.ru/exhibitions-events/current-exhibitions/osor-budaev-lama-hudozhnik-sobiratel-k-110-letiyu-sankt-peterburgskogo-dacana/

Литература

  • Бир Р. Тибетские буддийские символы. М.: Ориенталия, 2013. С. 70, 246, 253, 258.
  • Буддизм: Словарь / Абаева Л. Л., Андросов В. П., Бакаева Э. П. и др.; Под общ. ред. Жуковской Н. Л. и др. М.: Республика, 1992. С. 37.
Кабинет Востоковеда 🦚🐲📿

Младший брат" в Telegram для тех, кто любит смотреть картинки больше, чем читать истории о них.

Благодарность автору канала для вдохновения и хорошего настроения.

"Благодарность - самая изысканная форма вежливости".
(с) Жак Маритен