Слово "архат" можно перевести с санскрита как "достойный", "освобождённый" и "одолевший омрачения". Это человек, который в течение жизни достиг высшей формы духовного совершенства. В ранней буддийской иконографии известны 16 архатов, которые почитаются как ученики исторического Будды (Буддизм: Словарь, 1992, с. 37) . Бакула - один из них.
Он встретил Будду Шакьямуни уже будучи в преклонном возрасте, решил встать на путь буддизма, получил монашеский сан и достиг уровня архата.
В самых интересных историях об архатах, ламах и махасиддхах духовный левел-ап сопровождается приобретением новых способностей, которые помогают святому помогать людям в конкретном направлении.
- Например, архат Субхути в одной из прошлых жизней был нагом (IAST naga - змея), а наги враждуют с гарудами. И Субхути достиг совершенства в особой практике, которая называется "медитация любящей доброты". Он оберегал нагов от гаруд посредством доброты и обе стороны испытывали признательность к архату.
Что до Бакулы, то он до старости вёл аскетический образ жизни. Настолько аскетический, что ему даже не во что было одеться, он носил одеяния из коры и листиков, как богиня Парнашавари.
И он прожил так 125 лет, пока не встретил в лесу Будду с учениками. Своё имя Бакула получил благодаря нищенскому одеянию - словом "бакула" в Индии называют местное дерево и его цветы.
Он всю жизнь был беден и поэтому, став архатом, получил особую способность: благословение Бакулы - это удовлетворение основных материальных потребностей каждого, кто стремится следовать буддийскому учению.
В буддизме, как и ранее в индуизме, есть свой бог богатства. Одно из его имён - Дзамбала. И он обладает атрибутом, который символизирует материальное и духовное благополучие. Это мангуст, изрыгающий сокровища. Именно этот милый зверёк достался Бакуле.
Существует версия, согласно которой идея о волшебном мангусте пришла из Средней Азии, где цельные шкурки мангустов использовались в качестве кошельков.
Есть и другая версия: как мы помним из Киплинга, природными врагами мангустов являются змеи, которые хранят сокровища (Бир, 2013, с. 253). Успешный мангуст - это тот, кто захватил их себе, но в отличие от своих оппонентов, умеет делиться.
Бакула изображается именно таким: щедрым и готовым поделиться бесконечным потоком сокровищ волшебного мангуста.
Мангусты в живописных и скульптурных изображениях Бакулы выглядят очень забавно, отчасти похожими на котиков, которые тоже способны бесконечно изрыгать свои "сокровища".
А иногда очевидно, что танкописцы никогда не видели мангустов. И много потеряли, потому что в реальности это невероятно ловкие и отважные зверьки, которые способны одолеть в поединке ядовитую змею.
Обращаясь к произведениям искусства, мы видим, что в редких случаях волшебный мангуст просто отдыхает на руках архата, не производя сокровищ.
В танках с изображением Бакулы отражено не только великодушие архата, который отсыпает страждущим сокровища мангуста. Иногда можно увидеть, как архату возвращается его щедрость.
Персонаж, похожий на махасиддху, выходит из воды и преподносит Бакуле ветку благородного коралла.
Красный или благородный коралл - это традиционное сокровище нагов.
В тибетской традиции красный коралл входит список пяти драгоценных веществ вместе с золотом, серебром, жемчугом и т. н. "вайдурьей" (IAST vaidurya) - это название в основном применяется к изумрудам, бирюзе и лазуриту (Бир, 2013, с. 70, 246, 258).
Концепция здесь та же, что и с Субхути: архат способен преумножать заслугу дарителя. То есть чем больше добра вы принесли практикующему, тем благополучнее становится ваша карма. Вот такой "сетевой маркетинг" добра.
В этом году в честь 110-летия Санкт-Петербургского дацана Государственный музей истории религии (Санкт-Петербург) представил отреставрированную танку изображением Бакулы. Она была выполнена бурятским художником, сотрудником ГМИР Осором Будаевым в начале 1930-ых гг. До 30 сентября 2025 г. это произведение можно увидеть в экспозиции, посвящённой буддизму.
Литература
- Бир Р. Тибетские буддийские символы. М.: Ориенталия, 2013. С. 70, 246, 253, 258.
- Буддизм: Словарь / Абаева Л. Л., Андросов В. П., Бакаева Э. П. и др.; Под общ. ред. Жуковской Н. Л. и др. М.: Республика, 1992. С. 37.
Младший брат" в Telegram для тех, кто любит смотреть картинки больше, чем читать истории о них.
Благодарность автору канала для вдохновения и хорошего настроения.
"Благодарность - самая изысканная форма вежливости".
(с) Жак Маритен