Найти в Дзене
Москваголичка❤️

Московский Дом художника (ул. Кузнецкий Мост, д.11)

В начале 18-го столетия на этом месте было несколько мелких земельных владений. Одно из них принадлежало купцу, другое офицеру, третье аж московскому губернатору, действительному тайному советнику и камергеру князю Борису Григорьевичу Юсупову. И уже тогда Кузнецкий Мост был торговой улицей, где многочисленные купцы наперебой предлагали различные модные товары. К концу 1730-х годов участки были выкуплены и объединены в одно большое владение кабинет-министром Артемием Петровичем Волынским. Волынский был противником «бироновщины», возглавлял кружок дворян, строивших планы по государственному переустройству, и в результате за это дело был казнён в 1740-м году. Тогда владение перешло к его зятю графу Ивану Илларионовичу Воронцову. Воронцов оставался владельцем этого весьма обширного имения (оно занимало почти два квартала и выходило на улицы Рождественка и Неглинная) вплоть до 1789-го года. При нём на Кузнецком Мосту были построены красивые торговые лавки (на фундаменте которых впоследствии

В начале 18-го столетия на этом месте было несколько мелких земельных владений. Одно из них принадлежало купцу, другое офицеру, третье аж московскому губернатору, действительному тайному советнику и камергеру князю Борису Григорьевичу Юсупову. И уже тогда Кузнецкий Мост был торговой улицей, где многочисленные купцы наперебой предлагали различные модные товары. К концу 1730-х годов участки были выкуплены и объединены в одно большое владение кабинет-министром Артемием Петровичем Волынским. Волынский был противником «бироновщины», возглавлял кружок дворян, строивших планы по государственному переустройству, и в результате за это дело был казнён в 1740-м году. Тогда владение перешло к его зятю графу Ивану Илларионовичу Воронцову. Воронцов оставался владельцем этого весьма обширного имения (оно занимало почти два квартала и выходило на улицы Рождественка и Неглинная) вплоть до 1789-го года. При нём на Кузнецком Мосту были построены красивые торговые лавки (на фундаменте которых впоследствии возведут стены Дома Художника).

После смерти Воронцова, усадьба перешла по наследству к его сыну Артемию. Но довольно скоро он продал часть владения (именно ту, на которой находится современное здание) Ирине Ивановне Бекетовой. Ирина Ивановна запомнилась соотечественникам благодаря своему милосердию, меценатству и благотворительности. Она занималась строительством церквей, основывала школы в заводских посёлках и деревнях, помогала переселению крестьян. Историки полагают, что в то время, когда она была хозяйкой этого владения, именно тут располагалась книжная лавка при типографии её сына Платона Петровича Бекетова, получившая широкую известность как своеобразный клуб московской интеллигенции и любителей чтения. Типографию Бекетов открыл в 1801-м году, и она считалась одной из лучших в городе. А ещё он был известным коллекционером, иконографом,  почётным членом московского университета, общества испытателей природы и любителей российской словесности. После Бекетовых владение опять разделили, а его хозяева многократно менялись. В основном это были различные купцы и книгопечатники. В 1850-х годах, например, здесь располагалась оптическая мастерская, механический магазин и магазин парижских перчаток. 

-2

В 1880-м году владение перешло к Францу Карловичу Сан-Гали. Он был заводчиком и предпринимателем прусско-немецкого происхождения. Владел чугонолитейным производством, был гласным Петербургской городской думы и почетным членом Совета торговли и мануфактур. Для того, чтобы пространство стало ещё более удобным для расположения магазинов и проведения различных культурных мероприятий, Франц Карлович в 1883-м году заказал специальный проект у архитектора Алексея Александровича Мартынова. Зодчий соединил два существовавших ранее одноэтажных каменных строения большим застеклённым чугунным сводом. Таким образом, внутри пассажа появилось естественное дневное освещение. Также он предусмотрел большой выставочный зал для коллекционеров, издателей и ювелиров. В пассаже, названном по имени владельца Сан-Галли, размещался магазин фарфора графа Иоганна Гарраха, оружейный магазин торгового дома «Э. Бернгард и К°», ювелирный «Пале-рояль», художественный салон Дациаро и магазин музыкальных инструментов Шрёдера.

-3

-4

Буквально за несколько месяцев до революции (летом 1917 года) здание приобрел предприниматель Николай Дмитриевич Филиппов (пасынок владельца «филипповских» булочных). Он был поэтом-футуристом, меценатом нового искусства и в приобретённом здании обустроил кафе «Питтореск», которое моментально стало очень модным и знаменитым. Стены кафе были оформлены известными художниками того времени, стеклянный потолок расписал живописец, крупнейший представитель русского авангарда Владимир Евграфович Татлин (это создавало иллюзию витражей). Дизайн помещения был дополнен авангардными светильниками из жести в конструктивистском стиле, которые лично разрабатывал Александр Михайлович Родченко. К осени 1918-го года кафе перешло в ведение театрального отдела Наркомпроса и получило новое название «Красный петух»:)) Заведение стало своеобразным клубом работников искусств. Его посещали Маяковский, Мейерхольд, Брюсов. Но просуществовало оно всего год. В годы НЭПа в здании снова началась торговля, но опять же на совсем короткое время. Уже в конце 1920-х годов здесь разместилась контора Табачного синдиката и издательство «Московский рабочий». А вот с 1930-го года здание стали использовать для проведения художественных выставок. В 1965-м году фасад дома снесли и переделали (так как он сильно выступал за красную линию улицы), а внутри провели перепланировку. Тогда вместо двух выставочных залов стало пять. Снова реконструировали дом художника в 2001-м. Тогда по сохранившимся чертежам в здании провели реставрационные и отделочные работы и вернули пассажу дореволюционный вид. Современный Московский дом художника объединяет в своих стенах помещения для выставок и ярмарок, вегетарианский ресторан «Джаганнат», салон подарков и художественный салон для дизайнеров.