Святая церковь целую седмицу Великого поста, которая протекает после крестопоклонной недели, посвящает прославлению Креста Господня. Ради этого даже все праздники, выпадающие на эту седмицу, переносятся на субботу или воскресенье. Так, на субботу мы переносим празднование благоверного князя Даниила Московского.
Тем самым Святая церковь хочет сконцентрировать наше внимание на том, что составляет значительную и необходимую часть христианского подвига, а именно — на несении креста. Подвиг — это слово, означающее движение, движение в Царство Божие, движение за Христом. Подвижник — это тот, кто движется, а не стоит на месте и не падает в противоположную сторону.
Часть этого подвига состоит в том, что двигаться нужно не как на лёгкой прогулке или на каком-то облегчающем движение транспорте, а неся свой крест, то есть это движение затруднено многими вещами.
Собственной глупостью, например. Глупому человеку очень трудно сообразить. Бывают простые вещи, и он может попадать впросак, делать не то, что нужно. Иногда ему кажется, что его выбор или поступок правильные, а на самом деле это несусветная глупость. Глупость может быть крестом, ведь это дополнительные сложности.
Известно из древности, что, если заставить дурака Богу молиться, он может себе лоб расшибить, а потом долго лечить, может возникнуть инфекция, вообще что угодно может произойти от глупости. Это же дополнительная сложность. Был бы человек умный, не стал бы лоб расшибать, и ему нести крест было бы легче. А так он глупостью те трудности, что есть, ещё и усугубляет.
Крестом может быть нездоровье. Человек бы и рад помолиться, а глаза плохо видят, быстро утомляются. Ум быстро рассредотачивается, начинает болеть голова. Рад бы поклоны поделать, но от артериального давления голова кружится, трудно на колени встать и так далее. Готов бы попоститься, а в полноте не получается — проблемы с желудком, печенью или ещё чем-то. Болезнь — это тоже крест.
Крестом бывают окружающие нас люди. Господь даже однажды сказал, что враги человеку — домашние его. Человек в порыве душевном хочет больше ходить в храм, больше молиться, а домашние восстают:
«Куда ты? Хватит. На прошлой неделе был. Что за фанатизм?»
И стараются этому препятствовать. Вместо того чтобы радоваться, что человек устремляется к Богу, и даже помочь ему в этом, обычно бывает всё наоборот.
Потому что любой человек мерилом всех вещей ставит самого себя. И считает:
«Как я делаю — это правильно, а как другой — это неправильно».
Крестом может быть и бедность. Например, скользкая погода, а у человека нет ботинок с рифлёной подошвой. Ему вместо того, чтобы в храм идти, приходится дома оставаться, чтобы не упасть и ногу не сломать.
Крестом бывает и возраст. Например, человек очень юн, и его обуревают всякие страсти. Обижается по пустякам, ссорится из-за ерунды, не может отделить важное от неважного. Увлекается то одним, то другим, попадает во всякие истории, иногда очень тяжёлые.
Или, наоборот, старость: плохо слышу, плохо вижу, плохо понимаю и так далее. Всякие недостатки, которые были в течение жизни, в старости часто расцветают пышным цветом. И это тоже крест.
Крестом может быть и неудобное жилище, и отношение к нам наших ближних, и какое-то искушение. Хоть оно и кратковременное, но бывает болезненное. То кошелёк потеряешь, то книжку где-то оставишь, которую у кого-то взял почитать, то сумку оставишь. Хоть это и ненадолго, но всё-таки бывает очень болезненно.
И вся совокупность всех трудностей нашей жизни — это наш крест.
Почему Господь его попускает? Потому что есть вещи исправимые. Например, есть пристрастие к вину. Взял и решил: больше ни капли ни на 8 марта, ни на Новый год, ни на день рождения, ни на свадьбу, ни на похороны. И перестал. Хочется, конечно, и в этом есть определённое мучение, но всё-таки не такое, как при пьянстве.
А есть вещи, которые неустранимы. Например, некий человек к тебе по-хамски относится. Что ты можешь с этим сделать? Ничего. Можно попытаться как-то человека задобрить: дарить ему дорогие подарки через день, но некоторые от этого ещё больше бесятся. Может быть, это неэффективно. Можно постараться припугнуть, а он может больше раздражиться или в драку полезет. Как бы хуже не стало. То есть тут по-всякому.
Есть вещи, которые неустранимы никак. Например, какое-то хроническое заболевание: гастрит попробуй вылечи или какое-нибудь кожное заболевание. У одного доктора спросили: «Почему ты стал кожником?» Он ответил: «Мои пациенты не выздоравливают, поэтому доход постоянный».
Ещё лучше — зубным техником. Куда человек без зубов? Если он хочет, он заплатит, никуда не денешься. Сколько он назначит, столько и заплатишь. Если найдёшь кого-то подешевле, процента на два, то будешь ездить по всей Москве и на транспорт больше истратишь, чем сэкономишь на этих двух процентах. Все цены знают, и никуда не денешься. Можно, конечно, в Монголию уехать, там подешевле. Но одна езда — опять же.
И что приходится человеку? Смиряться. Да, несправедливо. Да, плохо. Да, несовершенно. Да, подло. Да, ничего не сделаешь. Свою голову никому не приставишь. Старайся сам быть справедливым, не подлым, честным. Но это не значит, что другие будут делать так же, как ты. Ничего подобного.
Наоборот, чем ты честнее, чем ты лучше, тем больше охотников будут на тебе ездить и за счёт тебя устраивать свои дела. Чем самому думать, лучше кому-то прийти и всё на него перевалить. Это понятно. Как некоторые дети постятся за счёт мамы, папы, бабушки. Они готовят, а он ест. Вместо того чтобы самому.
Поэтому приходится смиряться. И это смирение необходимо, чтобы стать христианином. Господь попустил каждому свой крест, чтобы привести человека в состояние смирения. Потому что только с этим смирением приходит к человеку благодать Божия, если он следует за Христом путём Христовых заповедей. Другого пути нет.
И поэтому, несмотря на то что это всё болезненно и трудно, это необходимо для того, чтобы прийти в нужное состояние души. Когда мы достигнем этого состояния, благодать Божия придёт в наше сердце и очистит нас от всех грехов. С благодатью Божией наступает для человека неземная радость, которую Евангелие именует блаженством. Ни с чем не сравнимое блаженство радости о Святом Духе.
А путь к этому — через крест. Поэтому такое значение в церкви уделяется Кресту Господню. Хорошо нам это усвоить, чтобы не жаловаться на людей, не жаловаться на свою судьбу, не жаловаться на своё здоровье, а радоваться, что есть возможность нам смиряться.
Текст основан на видео с проповедью отца Димитрия Смирнова. Читайте ещё: