Знакомство с Анастасией Гор я могла бы начать с любого её произведения, вышедшего до 2025 года, включая «Самайнтаун», который гордо красуется чёрно-золотым корешком на моей книжной полке. Но в итоге пересилила себя и решила-таки начать с дебютного романа писательницы. Во-первых, это правильный подход. А во-вторых, количество словленных мной спойлеров успело за пять лет приблизиться к той опасной черте, перешагнув которую историю можно будет уже вообще не читать. Однако о своём промедлении я тоже не жалею, так как оно позволило мне избавиться от всех ложных представлений в отношении «2:36 по Аляске». Главный из них заключается в том, что роман не имеет ничего общего с такими титанами постапокалипсиса, как «Я — легенда» Ричарда Мэтисона и «Дорога» Кормака Маккарти. «2:36 по Аляске» — это молодёжный любовный роман, действие которого разворачивается на фоне рухнувшей в одночасье цивилизации. По духу и по целевой аудитории он гораздо ближе к «Голодным играм» Сьюзен Коллинз и «Девергенту» Вероники Рот. Потому как только у меня появилось желание погрузиться в драйвовый Young Adult, я взялась за «2:36 по Аляске» и получила от него именно то, что хотела.
Сюжет романа «2:36 по Аляске» Анастасии Гор
С тех пор как родители девятнадцатилетней Джереми́и Ре́йс погибли в автокатастрофе, слово «семья» исчезло из её лексикона. Нельзя склеить то, чего уже нет, хотя старший брат Э́шли два года пытался это сделать, пока не уехал учиться в университет Рено штата Невада. И в стенах некогда родного, уютного дома стало ещё хуже. Причём настолько, что сама Джейми после школы выбрала университет Фэрбенкс на Аляске, лишь бы быть подальше от мрачных воспоминаний и неуправляемой младшей сестры Джессами́ны, которая осталась на попечении тёти Ларе́т. Девушка искренне считала, что от осколков прошлого лучше избавляться, чем продолжать раниться об их смертельно острые грани. И в этом она была полностью уверена вплоть до прохладного утра 27 августа, когда оказалась единственной проснувшейся во всём городе. Попытки хоть кого-то разбудить ни к чему не привели. Непостижимым образом Фэрбенкс просто превратился в гигантский мавзолей, где все вокруг уснули мёртвым сном ровно в 2 часа 36 минут, судя по таким же замершим повсюду часам.
Примерно сутки понадобились Джейми, чтобы осознать своё горькое положение, более или менее справиться с истерикой и принять единственно возможное в такой ситуации решение: вернуться в Орегон к своей семье. Пешком. В одиночку. Несмотря ни на какие трудности. А вот о том, что её там, возможно, уже никто не ждёт, Джейми запретила себе даже думать. Однако за полтора месяца, проведённых в пути, девушка так никого и не встретила, в ком билось бы сердце. Коттеджи, мотели, общежития — кругом лишь безмолвные Тела, не подающие признаков разложения. Новый мир оскалил свою уродливую пасть лишь на сорок седьмой день, когда, забравшись для ночёвки в фермерский дом, Джейми вдруг обнаруживает там… два свежих трупа с пулевыми отверстиями в головах! А затем сталкивается нос к носу с чудовищем, в которого превратилась одна из её соседок по общежитию в Фэрбенксе! Но едва рвущий барабанные перепонки нечеловеческий визг Верити успел достигнуть смертельного пика, та упала, подкошенная точным выстрелом.
Из калейдоскопа следующих событий Джейми кое-как сумела выхватить своим отчаянно паникующим сознанием две важных новости: хорошую и плохую. Хорошая заключалась в том, что она оказалась не единственной проснувшейся утром 27 августа, хотя таковых было очень мало. Часть подобных ей ныне организовали лагерь «МЗВ» («Мы Здесь Выживем») в бывшем парке аттракционов, заброшенном ещё задолго до Великого Сна. И уже к вечеру того же дня Джейми благодаря своим спасителям — бывшему офицеру полиции Кри́стоферу Ро́узу, подростку Гре́гори Боша́му (Гре́йси) и девушке с платиновыми волосами по прозвищу Барби, наконец-то попала в безопасное место.
Вторая новость касалась Спящих. Когда они выходят из сонной комы, то превращаются в существ, напоминающих банши. Собственно, потому их так и прозвали. Правда, в отличие от своих мифологических прототипов, эти предпочитают сбиваться в стаи: вместе мигрируют, выслеживают Проснувшихся и питаются ими. Потому Джейми очень повезло столкнуться лишь с одной, которая, следуя животному инстинкту, сразу взяла след своей подруги. В общем, неутешительная информация, чтобы продолжать путь в одиночку до Орегона. Однако Джейми не стала отказываться от первоначального плана, а предпочла его скорректировать: дать себе временную передышку, собрать припасы, подыскать зимнюю одежду, обзавестись оружием и научиться им пользоваться. В этих заботах пролетел месяц, а потом в лагерь пришёл гость. А вместе с ним смерть и самая страшная правда — не все Спящие в итоге превращаются в банши, есть и такие, кто сохраняет разум, память и нормальный человеческий облик. Их демоны внутри. И один из них обитает в том, кого успела полюбить Джейми — в Крисе Роузе.
Жанровая структура и особенности композиции романа «2:36 по Аляске» Анастасии Гор
Постапокалипсис на сегодняшний день — это жанр, который по умолчанию тянет за собой, как паровозик, массу шаблонов. Однако плохого в их использовании ничего нет. Глупо судить классику за то, что она упорно продолжает вдохновлять писателей (особенно молодых) на попытки создать что-то столь же прекрасное, но своё. Потому в дебютный роман Анастасии Гор вполне ожидаемо прокралось множество хорошо известных сюжетов, причём вместе с их персонажами. Так, прообразом Криса Роуза послужили сразу два персонажа из «Дневников вампира»: Малакай Паркер в исполнении актёра Криса Вуда (внешность и отдельные черты характера) и Аларик Зальцман в исполнении Мэттью Дэвиса, который, умерев несколько раз подряд и воскреснув благодаря специальному кольцу, начал сходить от этого с ума (дар и его побочка). Злодеи по большей части перекочевали из «Людей Икс» начиная с Са́ры Ка́ли — женской ипостаси Магнето, заканчивая Мистик в оригинальном исполнении Джессики Рейн. Ну а с банши совсем просто — это модификация ходячих мертвецов из одноимённого телесериала. Потому в «2:36 по Аляске», как в доме Облонских, смешалось практически всё: конец света, борьба за выживание, эксперименты над людьми, мутанты, супергерои и их грызня между собой.
При таком разнообразии невозможно каждый из заявленных жанров сделать ведущим. Думаю, даже равновесно удержать их в рамках одного небольшого по объёму произведения — это нереалистичная задача. Потому в итоге чем-то Анастасии Гор пришлось пожертвовать, а что-то она просто не смогла вытянуть. Сильнее всего не повезло научной фантастике, которая лежит в основе произведения. Я имею в виду аномальную сонную кому, вдруг поразившую человечество 27 августа в 2:36 ночи. По ходу развития сюжета становится лишь известно, что люди рано или поздно из неё выходят. При этом одни остаются прежними, другие же подвергаются мутации, которая может закончиться либо превращением в банши, либо человек, сохраняя своё «я», обретает какую-то суперспособность. Однако как и почему происходит подобная «селекция»? Чем обусловлена длительность сна? Сколько она максимально может продолжаться? Неизвестно. Более того, в романе нет ответа и на такой важнейший вопрос: а что вообще произошло на планете Земля? Почему люди уснули? Хотя бы одним предложением! Но самое для меня удивительное, герои даже не пытаются это выяснить (специалист широкого профиля Франки — не в счёт)! Они просто решают проблему выживания в новой для себя реальности.
А вот картинки постапокалипсиса автором переданы замечательно, будь то опустевший город Фэрбенкс, заброшенный парк аттракционов в сельской аляскинской глуши или аэропорт Анкориджа — новая Мекка человечества на территории Северной Америки. Но больше всего меня впечатлило описание навеянной Ловцом Снов иллюзии (ближе к финалу), в которой Джейми будет пытаться спасти себя и своих друзей. Это действительно получилось очень круто!
Жанр ужасов, напротив, полностью пронизывает роман «2:36 по Аляске», формирует его мрачную атмосферу и при этом жёстко обманывает. Дело в том, что включение в историю плотоядных банши — это однозначная заявка на такое направление, как «зомби-апокалипсис» с обилием жестоких сцен и бурных потоков крови. И читатель, естественно, начинает ожидать именно этого! Однако по факту аляскинские «ходоки» физически заглядывают в сюжет всего четыре раза, и в каждом из них до расчленёнки дело так и не доходит! Более того, как только в истории появляется супермалыш Оливий, легко и непринуждённо управляющий банши, весь страх перед ними вообще исчезает! Так что же Анастасия Гор предлагает своему читателю в качестве зубодробительного хоррора? То, чем больше всего любит пощекотать нервишки Стивен Кинг — психологические ужасы: начинается роман «2:36 по Аляске» как лёгкая и более романтическая версия «Розы Марены», а заканчивается подростковой адаптацией «Под куполом».
Если чуть больше углубиться в детали, то практически всё повествование сосредоточено на развитии отношений между Джейми Рейс и Крисом Роузом, который страдает раздвоением личности. Потому их отношения постепенно перерастают в специфический любовный треугольник, где соперниками за сердце девушки становятся хороший Крис и плохой Крис. Во второй части к горячим любовным разборкам на пистолетах между Джейми и Крисом присоединяются «зажигалочки» Элис (Флейта), Себастьян и Захария (Тото). И только в третьей, заключительной части романа, когда выжившие из «МЗВ» попадают в сети Сары Кали и её Прайда сверхлюдей, напоминающего по своей сути крайне жёсткую секту, любовные страдания героев уступают место проблеме спасения из нового «рая». Таким образом, ведущими жанрами романа «2:36 по Аляске» являются любовная фантастика и ближе к финалу социальная фантастика.
Анализ содержания, персонажи и темы романа «2:36 по Аляске» Анастасии Гор
Признаюсь честно, на дебютный роман Анастасии Гор я в первую очередь обратила внимание благодаря необычной форме апокалипсиса, потому что до сих пор сталкивалась с подобной катастрофой лишь в одном произведении — «Спящие красавицы» Стивена и Оуэна Кингов. И мне, конечно же, очень хотелось, чтобы в истории было уделено больше места этому феномену и его объяснению с точки зрения науки. Однако девятнадцатилетняя Анастасия Гор (столько ей было на момент написания книги) сосредоточила своё внимание на том, что обычно лежит в сфере интересов обычной девушки: «Любыми возможными способами мы готовы спасти лишь две вещи на этой Земле — свою семью и свою любовь».
Охвативший Землю сонный паралич играет в романе скромную и не совсем обычную роль — он лишь запускает маховик страха тотального одиночества, которое, в свою очередь, становится главным мотиватором поступков героев. Причём абсолютно всех! Именно болезненное переживание нагрянувшего в миг одиночества заставляет Джейми пересмотреть своё отношение к вздорной младшей сестре и отправиться в рискованный путь из Аляски в Орегон! Для Криса первопричиной слома психики становится гибель сестры Маргарет — единственного родного человека в его жизни. Рыбак мстит за убийство дочери. Оливий идёт на предательство лучшего друга ради того, чтобы он вернулся домой. Даже все злодеяния безумной Сары Кали, сформировавшей вокруг себя «евгеническое сборище религиозных фанатиков», изначально продиктованы её желанием создать для себя идеальную семью, которой она была лишена до Великого Сна.
Человек готов на многое, чтобы только не чувствовать себя одиноким в звенящей пустоте мирозданья. Потому встреча Джейми и Криса произошла не только по причине её особого дара, как может показаться при чтении романа. Я думаю, они потянулись бы друг к другу в любом случае. Джейми нуждалась в опоре и поддержке более сильного, взрослого человека, кто мог бы дать ей ощущение безопасности и защищённости, помогал бы двигаться вперёд, преодолевать трудности, внутренне расти (то есть компенсировать ей всё то, что она потеряла, лишившись семьи). Крис жаждал исцеления и прощения, принятия себя таким, какой он есть, и именно Джейми оказалась готовой ему всё это дать взамен.
Второстепенные персонажи, такие как родственники Джейми и друзья Криса, играют не менее важные роли в развитии сюжета. Они отлично прописаны, вызывают симпатию и ненависть в равной мере, добавляют глубину и эмоциональную нагрузку. Через них также раскрываются темы человеческих отношений, любви и дружбы, долга и самопожертвования, самоидентификации, утраты и поиска своего места в мире, который кардинально изменился.
У каждой из трёх частей романа разный темп: сперва история развивается неспешно, а в конце читатель буквально оказывается на американских горках. Много неожиданных поворотов. Однако есть места, где логическая цепочка «виляет хвостиком», потому отдельные моменты приходится состыковывать самостоятельно. Финал истории открытый. Для главных героев испытания завершаются хорошо, но будущее человечества всё равно остаётся под угрозой. И с новыми бедами придётся разбираться уже не Джейми и Крису, а их детям.
Рекомендации к чтению
Роман «2:36 по Аляске» Анастасии Гор — это классическая Young Adult история с яркой и опасной любовной линией, которая разворачивается на фоне постапокалиптической Аляски. Героям приходится учиться выживать, преодолевать опасности, раскрывать тайны и заговоры, находить и терять друзей, а также учиться принимать себя и свои способности. Будучи дебютным, роман, конечно же, имеет недочёты, но назвать их фатальными я не могу, и для своей целевой аудитории (16-20 лет) он вполне хорош.
Оценка: 4/5
Бонусные вопросы по роману «2:36 по Аляске» Анастасии Гор
Есть ли продолжение у романа «2:36 по Аляске» Анастасии Гор?
Финал романа однозначно указывает на продолжение, и, по сути, должна была появиться на свет дилогия. В своём телеграм-канале Анастасия Гор как-то поделилась, что начинала работу над второй частью на Wattpad (делала отдельные зарисовки сюжета), но в итоге остыла к истории и всё написанное удалила. Потому «2:36 по Аляске» — это одиночка и таковой останется.
Куда пропали Джейми и Крис в финале?
Так как планы по сюжету второй части у Анастасии Гор всё-таки были, то в телеграм-канале она однажды дала ответ на этот животрепещущий вопрос. Итак, Крис и Джейми снова отправились на Аляску, чтобы помочь поселению Тото. Однако помочь Джейми не смогла, её способности к этому времени уже прилично ослабли (зато усилились у Эбигейл, которая унаследовала дар и матери, и отца). Джейми и Крис решили вернуться, но именно в этот момент их телепортера убили, и они остались заложниками старого дома.