Найти в Дзене

Обзор сериала "Оленёнок" 2024г. Психология

Получивший высокие оценки мини-сериал от Netflix не оставит равнодушным никого. Почему? Ладно, начнем кратко с сюжета: Автобиографичная история о молодом неудачнике Донни Данне, который пытается реализоваться в комедии. Сейчас он живет у матери своей бывшей и работает в баре. Однажды он из жалости за счёт заведения угощает чаем полную женщину за 40, Марту Скотт, и та начинает приходить в бар каждый день. Марта навязчиво общается с Донни, называя его Оленёнком, и всячески намекает на свидание. Тот вяло отшучивается, но вскоре узнаёт, что стал предметом обожания уже судимой сталкерши. Что есть в сериале: сцены насилия, попытки подражания современной маскулинности, неудачные шутки, позор со сцены, запрещенные вещества, море сочувствия, психологические отклонения, жизненные ситуации, погоня за мечтой, вставки реальных сообщений от сталкерши, нервный и стыдливый Донни Чего нет в сериале: нереалистичность Для меня этот сериал, на удивление, оказался совсем не о сталкинге. Это сериал о том,
Оглавление

Сериал о сталкинге, который не о сталкинге и вовсе.

Получивший высокие оценки мини-сериал от Netflix не оставит равнодушным никого. Почему?

Ладно, начнем кратко с сюжета:

Автобиографичная история о молодом неудачнике Донни Данне, который пытается реализоваться в комедии. Сейчас он живет у матери своей бывшей и работает в баре. Однажды он из жалости за счёт заведения угощает чаем полную женщину за 40, Марту Скотт, и та начинает приходить в бар каждый день. Марта навязчиво общается с Донни, называя его Оленёнком, и всячески намекает на свидание. Тот вяло отшучивается, но вскоре узнаёт, что стал предметом обожания уже судимой сталкерши.

Что есть в сериале: сцены насилия, попытки подражания современной маскулинности, неудачные шутки, позор со сцены, запрещенные вещества, море сочувствия, психологические отклонения, жизненные ситуации, погоня за мечтой, вставки реальных сообщений от сталкерши, нервный и стыдливый Донни

Чего нет в сериале: нереалистичность

-2

Для меня этот сериал, на удивление, оказался совсем не о сталкинге. Это сериал о том, как психологические травмы влияют на нашу дальнейшую жизнь. На наши поступки, мысли, выбор, который мы делаем ежедневно.

...и я понимал, что она привязывается, но продолжал так удовлетворять свою дурацкую потребность во внимании. Отсюда и порезы. Это она сделала.
Видите?
Вот что с тобой делает насилие. Я стал...словно липучкой для всяких чокнутых. Открытой раной, которую можно нюхать. Я знал, что она больна, опасна. Но она мне льстила...
и этого было достаточно.

Дело в том, что Донни очень давно столкнулся с ужасной ситуацией — человек, которому он доверял, накачал его запрещенными веществами и "обесчестил". Донни попал в буквально ловушку собственного мозга — он думал, что ему показалось, что это не могло быть правдой, что в конце концов этот человек помогает ему пробиться в мир шоу-бизнеса, ведь он хороший, он не плохой, вон как он обо мне заботится! Поэтому приходил не раз и не два снова к этому типу.

Донни своего рода стал зависим от чувства "нужности". Он, так безуспешно пытающийся заявить о себе миру, стал вдруг заметным. Нужным. Особенным.

Думаю, именно поэтому он терпел все эти плохие ситуации.

И поэтому он так долго не прекращал преследования Марты и не заявлял на неё в полицию. Ему было нужно чувствовать себя важным хоть для кого-то.

Неужели мое самоуважение на таком дне, а моя жажда успеха настолько сильна, что я так и буду приходить к этому человеку и давать ему издеваться над собой ради секундного проблеска славы?

Созависимые отношения или треугольник Карпмана. При чем тут это?

-3

Созависимые отношения — это такие взаимоотношения между людьми, когда один человек чрезмерно зависит от другого эмоционально, психологически или физически. Это часто сопровождается потерей собственного "я", игнорированием личных потребностей ради партнера, а также страхом одиночества или потери контроля над ситуацией.

(Например, фильм "Черный лебедь" — Нина зависима от своей матери и её давления, что влияет на её психическое здоровье и карьеру.)

Треугольник Карпмана – это концепция, которую разработал американский психиатр Стивен Карпман, которая наглядно иллюстрирует взаимодействие людей в созависимых отношениях.

Эта модель описывает три основные роли, которые люди могут играть в конфликтных или созависимых отношениях: Жертва, Преследователь и Спасатель. Эти роли взаимосвязаны и часто меняются в процессе взаимодействия.

  • Жертва: Человек, который чувствует себя беспомощным, уязвимым и несчастным. Жертвы склонны обвинять других в своих проблемах и искать сочувствия.
  • Преследователь: Человек, который контролирует, критикует и наказывает жертву. Преследователи часто ощущают власть и уверенность, но на самом деле могут испытывать внутреннюю неуверенность.
  • Спасатель: Человек, который пытается помочь жертве, зачастую вмешиваясь в ситуацию и пытаясь решить проблемы жертвы вместо неё самой. Спасатели могут чувствовать себя нужными и важными, но их помощь иногда лишь усугубляет проблему.
-4

В созависимых отношениях людям может быть сложно брать на себя ответственность за собственные поступки, у них проблемы с личными границами, они слабо осознают, что чувствуют.

В сериале "Оленёнок" отчетливо прослеживаются признаки созависимых отношений между главным героем, Донни, и его преследовательницей, Мартой.

Донни, испытывая потребность в одобрении и внимании, неосознанно поощряет навязчивое поведение Марты. Да-да, именно поощеряет! Вместо того, чтобы сразу прекратить странное знакомство после того, как он прочел в интернете, что Марта, внимание, профессиональная сталкерша и уже была судима, Донни добавляет ее в «друзья» на своей страничке в социальных сетях.

В сериале очень чётко показали момент, когда сначала Донни смотрит на свой реквизит для комедийных выступлений и вспоминает, как Марта единственная поддерживала его, и потом нажимает кнопку "принять".

Марта, в свою очередь, проецирует на Донни свои нереализованные потребности в любви и близости. Она живёт в мечтах, где она успешный богатый адвокат, где мужчины готовы убить ради возможности быть с ней, где Донни хочет с ней отношений.

Эта динамика подпитывается их обоюдной психологической уязвимостью. Донни, травмированный прошлым, и Марта, страдающая от психического расстройства, находят друг в друге своеобразное "утешение", которое, однако, лишь усугубляет их проблемы. Созависимость в "Оленёнке" показана как деструктивная сила, приводящая к эмоциональному и психологическому истощению обоих участников.

-5

Но Марта не только дарит положительные эмоции главном герою - поддержка, комплименты, влюбленный взгляд.

Нет.

Марта также является для него тем человеком, который позволяет снова и снова проигрывать ту ситуацию, которая его травмировала. Быть жертвой, чувствовать бессилие - всё это для Донни знакомо.

Знакомо, а оттого и приятно мозгу. (Печальный факт)

В созависимых отношениях роли могут меняться, важно это помнить. Всё это создаёт замкнутый круг, из которого трудно выбраться без осознания и изменения поведения всех участников.

Итак, что мы имеем:

Сценарий 1. Донни - Жертва. Его преследует, кошмарит и мучает Марта-Преследователь. Донни надо спастись, он просит помощи у возлюбленной Тери-спасателя. Тери-Спасатель даёт Дони-Жертве разумные советы, приглашает пожить у себя, направляет в полицию и вообще всячески старается развеять его страх. Даже предлагает самой разобраться с Мартой-Преследователем.

Сценарий 2. Донни-Жертва отчаянно нуждается в поддержке, когда выступает на сцене в комедийном конкурсе. Марта-Спасатель поддерживает его выкриками, помогает всячески растормошить зрителей. Из-за своих прошлых психологических травм и нынешнего стресса Донни-Жертва не может поддерживать сексуальную жизнь с Тери-Преследователем, которая со временем начинает обижаться на Донни-жертву и злится на то, что он никак не решает ситуацию со сталкершей. Тери-Преследователь давит на главного героя, поэтому он находит своеобразное утешение и выплеск эмоций благодаря Марте-Спасателю (и тех ощущений, что она ему давала). (Вспомнить хотя бы ту сцену, где Донни фантазировал о Марте).

Сценарий 3. Донни-Преследователь подначивает Марту-Жертву, чтобы она писала ему дальше для сбора улик, тем самым подкрепляя её фантазии; двусмысленно шутит о шторах, которые повесит ей; никак не объясняет ситуацию с откровенным сообщение о предложении переспать, которые написал и отправил ей даже не он, а его друзья!

Сценарий 4. Донни-Жертва приходит к своему старому обидчику, Преследователю, соглашается вновь с ним работать (хоть и помнит, что тот его подвергал ужасным вещам). Естественно после их встречи у Донни-Жертвы случается срыв, и единственное, что ему помогает - это хвалебные и даже где-то ласковые голосовые сообщения от Марты-Спасателя.

И это далеко не единственные случаи, когда роли в Треугольнике смещаются.

-6

Ричард Гэдд (автор сценария и главный актер) безупречно передал всю непростую ситуацию между ним и его сталкершей, которую, очевидно, было ему очень жалко. Он понимал её. Он жалел её, даже после всего того, что было.

Донни-Ричард через многое прошел, это факт. И не всегда все попытки наладить свою жизнь тут же ознаменовываются успехом, в сериале нам это хорошо показали. Но главное, что герой всё таки нашел в себе силы встать на путь исцеления.

Безупречная сцена показана в конце сериала: Донни, разрушенный, приходит в бар выпить, но у него не находится денег. Тогда его угощает бармен и Донии, поднимая голову, смотрит на бармена точно таким же взглядом, которым на него смотрела Марта.

Я думал, мои мечты приведут меня к счастью, но... Теперь такое чувство, что надо выбирать. - Донни
-7
Я часто об этом думаю. Почему люди встречаются? Почему влюбляются? Всё такое. Это к вопросу: почему, собственно, «олененок»? Тебе, наверное, интересно. В детстве у меня была такая плюшевая игрушка. Я с ней не расставалась. Самое раннее, что я помню, — Рождество. Старое фото: я сижу с бумажной короной на голове, а рядом — этот олененок. Мягкий такой, ворсистый. С большими губами, глазищами и милой попкой. Я его сохранила. Единственная добрая память о детстве. Я его обнимала, когда они ссорились. А ссорились они часто. Вы с этим олененком похожи как две капли воды. Такой же нос. Такие же глаза. Такая же милая попка. Он мне так дорог. Ты... Ты мне так дорог. - Марта
-8

Пы.Сы.: За два года, с 2015 по 2017-й, «Марта» прислала Ричарду 41071 электронное письмо, 350 часов голосовых сообщений, 744 твита, 46 сообщений в фейсбуке и 106 страниц бумажных писем.

Пы.Сы.Сы.: подписывайтесь на мой тгк: t.me/dashapoyasni